![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() Уголовная тема в литературе и в жизни – вещи очень разнозначимые. В искусстве она кормит своих «творцов», в жизни – калечит. Читавшие книги Бориса Земцова «Жизнь строгого режима», «Украденный горизонт. Правда русской неволи» и «Бутырский ангел. Тюрьма и воля» невольно проводят параллели прочитанного с «Записками из Мертвого дома» Достоевского с «Колымскими рассказами» Варлаама Шаламова. Но только не с детективными поделками, в которых бравые менты, следаки распутывают сложнейшие дела, а смелые адвокаты «отмазывают» от заключения невиновных. По правде следаки, распутав одно дело, цепляют на него два-три, ранее не раскрытых и портящих бравую статистику борьбы с преступностью. А адвокаты бросают заниматься делом, если вознаграждение кажется им отработанным. И хочется настоятельно посоветовать читать книги Земцова. В них нет выдуманных сюжетов, ничего искусственного для привлечения внимания. В них – сама правда, открывая которую, проникаешься чувством сострадания к страдальцам. Да даже и те, кто страдают по грехам своим, по преступлениям, достойны нашей жалости. И те, кто издеваются над ними, заслуживают жалости тоже. Ведь жизнь не кончится ни для тех, ни для других, и главное наказание, главные его сроки впереди для всех. У Господа нет смерти – вот что страшно. Помню Литургию, которую я отстоял в тюремной церкви знаменитой Бутырки. Впечатление не из легких. И разговор с заключенным, который четвертый (!) раз в тюрьме. – Но как же так получается? – А кому я там нужен? Ни жилья, ни работы. Здесь хоть кормят. Скоро выйду, рассчитаю чего-нибудь, чтобы снова сесть. – Рассчитаете чего? – Ну, статью, какую полегче: чего своровать там или еще чего. Чтоб без разбоя. И чтоб не сильно надолго. Года на три-четыре. – А как же «Не укради»? – Так я здесь и не ворую. А там – это не воровство, а способ выжить. Грех, конечно, каюсь. А ты что посоветуешь? ![]() А о другом типе заключенных священник этой церкви говорил, что они идут в храм и молятся искренне, ибо хотят на свободу. А обретя ее, о храме забывают. Конечно, Господь помог Борису Земцову пройти тюремные круги и сохранить душу. Как и каторжникам Достоевского, как и колымцам Варлаама Шаламова. И никто из них не затаил никакой злобы на Россию. Другое дело – «вершители» их временных судеб: зачерствевшие, озлобленные, страшные в своей безнаказанности. Особенно женщины пеницитарной системы. Не все, конечно, далеко не все. Но что делать, если автор видел только таких, потерявших даже тень сострадания к заключенным. Не вина, а беда их в том, что государство видит в заключенных людей второго сорта, но ведь и охранники их для государства только шестерки созданного режима. Сопоставлять судьбы описанных названными писателями «сидельцев» тяжело. Общий вывод: идет падение нравов под давлением «демократических свобод». Демократия превратилась в диктатуру воровства. Телевидение славит прохиндеев; разврат и пошлость хлещут с экранов почти всех программ. И дети смотрят на это широко раскрытыми глазами, набираются ума-разума. Школа отгорожена от общества, из-за стен ее долетают отголоски происходящих в ней ужасов. И дети (дети!) считают нормой сводить счеты, подражая воровским законам. Попавший за решетку в молодые годы навсегда становится «меченым», изгоем системы. А мы и дальше будем слышать убаюкивающие речи о снижении преступности и повышении раскрываемости преступлений. Пока однажды их количество не перехлестнет критическую норму общественного порядка. Тогда уж порядки тюрьмы – зарешеточные нравы – воцарятся повсюду. Обо всем этом думаешь, читая книги Бориса Земцова. Он не пугает… Он трезво анализирует ситуацию. Владимир КРУПИН,
|
Copyright ©2001 "Русский Вестник" |
E-mail: rusvest@rv.ru
|