13.03.2019: ВОЗВРАТИТЬ ГОСУДАРСТВО
К СВОЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ МИССИИ!
В продолжение темы обсуждения соборного документа о национальной идее России

   
   
    О теме необходимости принятия государственной идеологии заявляет иногда российская власть, как это было в Валдайской речи 2013 года Президента России В.В. Путина. Но дальше деклараций на государственном уровне дело не идет. Вот из последнего: Владислав Сурков решил поумничать, написав статейку «Долгое государство Путина» – обо всем и ни о чем.
   Очень много разговоров со стороны патриотической общественности об изложении Национальной идеи, которая должна подвигнуть государство к вопросу о государственной идеологии, об изменении редакции Конституции. Но и эти идеи витают десятилетиями в режиме благих пожеланий и намерений, не находя практического своего выхода. Имеется, конечно, множество отдельных разработок. Но одни из них не покрывают всей глубины русского наследия, другие – содержат недопустимые спорные идеи, не соответствующие чистоте русской мысли, третьи – излишне растянуты в своем объеме, иногда составляют целые тома. А ведь такой документ должен быть концентрированным, понятным любому мало-мальски ответственному человеку.
   В «Русском Вестнике» (№ 24, 2018 г.) был опубликован «Русский Манифест» (текст можно также посмотреть на сайте РВ от 03.12.18), разработанный на основе наследия Отцов Церкви, славянофилов, русских консервативных мыслителей начала ХХ века и современности. Проект этого программного документа составлен от имени русской православной общественности, национально-патриотических сил. Какие принципы были базовыми при разработке «Русского Манифеста»?
   Вероятно, главный принцип – чистота Русской идеи. Никаких «инноваций» и спорных теорий. Только наследие традиционной консервативной мысли. Консерватизм (русский традиционализм) должен в первую очередь заключаться в этом – в признании нетленности классической русской мысли. Русская мысль (наши великие предки) на тему Русской идеи уже сказала все, наше дело – сформулировать это применительно к современности и добиться, чтобы верховная власть страны максимально ей следовала. Поэтому многие формулировки в манифесте – как констатация, фразы – как утверждение, как истины, которые мы не придумываем, а фиксируем исходя из наследия нашей истории, русской мысли.
   Следующие принципы – краткость и емкость изложения манифеста. Объем документа можно для сравнения сопоставить с некоторыми иными. Так, предлагаемый текст «Русского Манифеста» более чем в 3 раза меньше объема известного «Манифеста просвещенного консерватизма» Никиты Михалкова.
   В манифесте речь идет о сакральных, макроскопических и принципиальных вещах. Думается, что не совсем правильно в документе акцентироваться на оценке хоть и судьбоносных, но текущих политических и религиозных процессах. Например, ситуация на Украине или порочная либеральная политика внутри страны. Данные вопросы – предмет рассмотрения иных документов. Поэтому конкретные и детальные предложения по действиям общества и государства предлагается изложить в ином документе – в Программе созидания великой России (примерное название), проект которой предположительно будет предложен в марте-апреле этого года. В программе будут изложены конкретные мероприятия и действия, которые мы можем предложить государству. При этом главный документ – «Русский Манифест» – все равно должен считаться основным и самодостаточным.
   Нет сомнения, что «Русский Манифест» и другие соборные документы по Национальной идее органами власти восприниматься сразу не будут. Но!.. Патриотическая общественность всегда сможем говорить о конкретных действиях сегодняшней власти в русле соответствия или несоответствия русской идее. Цель в этом аспекте очень простая: во-первых, консолидация рядов патриотов вокруг единого идеологического документа; во-вторых, отсечение всех ложных теорий, потому как все самое главное должно быть изложено в таком документе, не позволяющем в него проникнуть сомнительным и порочным идейкам; в-третьих, главное – мы тактически всегда сможем констатировать, что соответствует в практической политической деятельности нашего государства национальным историческим интересам России, что не соответствует, а что идет вразрез и откровенно вредит нашему Оте­честву. Мы имеем право и должны требовать от власти следовать сакральному предназначению России. Такой подход, с моей точки зрения, полностью отвечает консервативным принципам и делу взаимодействия с властью в отличие от революционных и иных агрессивных методов.
   Хочется выразить благодарность всем, кто высказал свои суждения по «Русскому Манифесту». Эти мнение были опубликованы в «Русском Вестнике». Особенное спасибо столпам русской мысли современности В.Н. Осипову и О.А. Платонову, в размышлениях которых содержались конкретные мысли по доработке документа. Некоторые предлагают вместо слова «Манифест» в названии использовать «Слово» или «Грамота». Не возражаю, хотя считаю и не очень принципиальным.
   С интересом также ознакомился с другим документом – «Имперским Манифестом» философа из Донецка Федора Алексеевича Папаяни, опубликованным в «Русском Вестнике» (№ 2, 2019). В этом серьезном труде имеется ряд интересных констатаций, но, с моей точки зрения, суть которых более системно изложена в «Русском Манифесте». Наряду с этим «Имперский Манифест» задает некоторые небесспорные акценты.
   Так, с моей точки зрения, редакцией Ф.А. Папаяни допускается сомнительная формулировка: «русская (российская) политическая нация». Но «российская политическая нация», она же «российская гражданская нация», сейчас создается в России ложной «национальной политикой», государственными программами, которыми поддерживаются любые народы, кроме русского. Об этом подробнее я размышлял в материале ««Ученые-гуманитарии» «россиянской нации»» («РВ» № 22, 2018, на сайте «РВ» материал от 16.12.18). Между тем понятие русской нации весьма четко выводится из совершенно верного определения русской идентичности, данного 18-м съездом Всемирного Русского Народного Собора.
   Сомнительным также видится сам подход Ф.А. Папаяни к замене классической формулы «Православие. Самодержавие. Народность» на «Традиция. Империя. Народность». Понимаю, что здесь мотивом послужило стремление консолидировать верующих разных конфессий, желание «не обидеть» мусульман или буддистов. Но, представители этих конфессий в массе своей (кроме особо экзальтированных) не будут против Православия, понимая, что Православие никогда не ущемляло прав их единоверцев и не было агрессивно (в отличие от Католицизма или протестантизма) в навязывании им своей веры. Мусульманам нужно одно – свободное и неущемленное исповедование своей веры. Православие это обеспечивает. А в государствообразующем смысле центральным понятием является именно Православие. И русский народ. И мусульмане это знают и согласятся.
   Еще в редакции «Имперского Манифеста» смешиваются понятия «социальность», «народность» и «справедливость» при расшифровке понятия «народность». Народность в классической уваровской формуле была и остается синонимом русского имперского национализма, русского духа. Социальная справедливость – отдельное понятие, хотя и теснейшим образом связанное (но в другом контексте) с народностью.
   Таким образом, консерватизм (русский традиционализм) должен быть в первую очередь в признании нетленности классики русской мысли. Мы – консерваторы, а не подстраивающиеся к конъюнктуре центристы. Русская мысль (наши великие предки) все на эту тему сказали. Отступать и поступаться в угоду политической моде и разлагающим наше государство теориям – нельзя. Считаю, что «гибкость» и недостаточная стойкость на русских позициях и являются первоосновой, что Россия до сих пор находится в неблагоприятном положении в вопросах внутренней и внешней политики. Как говорится в «Русском Манифесте»: «От всемерной и всемирной констатации намерений России станет легче всем, враги России поумерят свой пыл, а сторонники Русского мира – получат долгожданную моральную поддержку». Чем прямее мы заявим об истинных и неизменных во времени национальных интересах России, тем скорее и надежнее сладится дело. Проблема за малым – за волей к принятию соборного патриотического документа по Национальной идее, а не ведение бесконечных дискуссий на эту тему.
   
   

Андрей СОШЕНКО


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION