28.05.2017:  «СЛАВЯНСКИЙ ВЕСТНИК» И МОСКОВСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ СЪЕЗД (1867)


   
    В наше время появление сборника «Славянский Вестник», как, впрочем, и факт проведения в Москве и Санкт-Петербурге Всеславянского Съезда, являются событиями, известными, к сожалению, только незначительной части Российского образованного общества. Тогда как эти мероприятия можно назвать знаковыми вехами в межславянской культурной коммуникации.
   «Славянский Вестник» является одним из интереснейших и вместе с тем наименее исследованных изданий в истории отечественного славяноведения. Идея основания специального приложения к журналу «Филологические записки» возникла в кругу славянофильски настроенной интеллигенции в первые пореформенные годы и принадлежала одному из активных деятелей этой части общества П. Гильтебрандту. В 1863 году в газете «День» И. Аксакова вышла статья Гильтебрандта с резкими критическими рассуждениями в адрес отечественных славистов и вообще Русского образованного общества и о необходимости и востребованности подобного издания, в которой автор связывал большие надежды на развитие в этом направлении с редактором-издателем «Филологических записок». А уже в 1866 году А. Хованский в очередной раз «дерзнул» взяться за «нечто новое, небывалое у нас на Руси», в результате ставшее «первым в русской литературе опытом – дать в специальном издании исключительное место изучению славянской литературы, старины и народности». Во вступительном слове от редакции А. Хованский обозначил основные причины и проблемы, побудившие его на этот проект. Редактор объяснял необходимость появления специального приложения отсутствием достоверной информации у славянских народов друг о друге, а ключевым полагал вопрос о всеславянском литературном языке и о способности русского языка стать таковым.
   Те времена можно назвать самым рассветом панславянской идеи, периодом особенного подъема национального самосознания славянских народов. Националистические идеи получили в Европе новый импульс на всплеске сравнительного языкознания, ставшего одним из самых ценных интеллектуальных приобретений XIX века. Современники сравнивали открытие индоевропеистики (по влиянию на умы европейцев) с открытием Н. Коперником гелиоцентрической системы. Определение места русского языка среди индоевропейских в целом и славянских, в частности, Хованский полагал одной из центральных задач в своем издательском деле.
   К XIX веку религиозные доктрины уже давно перестали быть основанием для славянского единства, средневековое представление о мире как о едином христианском государстве уходило в прошлое, начался век национализма.
   К моменту появления «Славянского Вестника» в Российской Империи не было ни одного подобного специализированного издания. К этому времени «Известия императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности», издававшиеся в Петербурге с 1852 по 1863 год, прекратили свое существование вплоть до 1896 года. Таким образом, на протяжении значительного промежутка времени у издания Хованского не было конкурентов.
   Появление «Славянского Вестника» дало новый импульс изучению славянской мифологии, в сборнике по этой теме публиковали свои статьи А. Афанасьев и А. Потебня, академики Ф. Буслаев и Н. Кареев, барон Д. Шеппинг и многие другие. В 1884 году вышла статья Луи Леже «Краткий очерк славянской мифологии», содержащая подробный библиографический обзор современных публикаций на эту тему, а в 1907 году в сборнике был опубликован перевод его «Славянской мифологии».
   Благодаря многочисленным публикациям самых выдающихся языковедов XIX и начала ХХ веков, статьи которых уникальны, так как нигде больше не издавались, у нас есть возможность обратиться к достоверному знанию, выдержавшему проверку временем. Поэтому собрание сочинений в «Славянском Вестнике» является бесценным наследием для исследований панславянской истории и культуры.
   

Наш кор.


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION