20.07.2012: ТЮМЕНСКИЙ ОТШЕЛЬНИК
   
   

К 70-летию Артура Васильевича Чернышова


   
   О предстоящем юбилее сообщил мне знакомый из Тюмени. Правда, позвонил поздновато: до 22 июля оставалось недели две. Как тут успеешь написать да еще и опубликовать. Но, не отдав долга такому человеку, не будешь спать спокойно. Совесть замучает. И еще подумалось: а ведь совсем-совсем недавно было шестидесятилетие. Как, однако, летит время...
   Об Артуре Васильевиче Чернышове читателям нашим следует сказать особо: чем он знаменит, каков его род деятельности.
   Если кратко, то это историк, библиограф, писатель. Им опубликовано свыше 200 работ, более 50 из которых посвящены библиографии. Живет он в Тюмени. Но это опять-таки мало что объясняет. Даже если мы прибавим, что А.В. Чернышов один из самых выдающихся современных библиографов, это мало кого проймет. Архаика в век компьютеров.
   Попробую поэтому зайти с другой стороны. Мое знакомство с Артуром Васильевичем произошло еще в 2001 г., когда я узнал о том, что в Тюмени есть исследователь, пишущий о Г.Е. Распутине на основе выявленных им документов местных архивов. Адрес мне подсказал мой знакомый из Хельсинки Руди Де Кассерес, филолог-русист, собравший целую библиотеку о покровском старце, не так давно приобретенную одним из московских музеев.
   

Григорий Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор


   К слову, знакомством в полном смысле слова это трудно назвать. Личной встречи с А.В. Чернышовым так и не произошло даже во время нескольких моих поездок в Тюмень. А сама переписка постепенно сошла на нет, в связи с очередной сменой интересов моего сибирского корреспондента. Но об этом после.
   А теперь несколько слов о самом юбиляре, о его жизненном пути, приведшем его сначала в сибирские края, а затем к странной, по представлениям многих, и одновременно взрывоопасной теме.
   Появился на свет Артур Васильевич 22 июля 1942 г. в селе Куриловка Усманского района Липецкой области. Ни отца, ни матери он не помнит. Солдат Василий Макарович Чернышов погиб под Сталинградом, мать Аграфена Дмитриевна погибла от ранения в грудь, когда мальчику не минуло еще и двух лет. Детство круглого сироты прошло в детских домах. Время было суровое, голодное: по весне собирали крапиву и готовили из нее витаминный суп; редким лакомством был жмых, которым жившие, как и большинство страны, впроголодь детдомовцы набивали свои карманы во время экскурсий на местный маслозавод.
   Дальнейшая жизнь сироты также была вполне предсказуема: учеба в ремесленном училище, с 14 лет работа слесарем на разных предприятиях. Иное пришло в его жизнь, когда в 1959 г. он поступил в 8-й класс Липецкой школы рабочей молодежи. Артур до того увлекся литературой, что приступил к самостоятельному изучению французского и итальянского языков для того, чтобы читать классику в подлинниках. В 1962 г., продолжая работать слесарем, А.В. Чернышов поступил на заочное отделение исторического факультета Воронежского государственного университета. Уже в первые годы учебы определился его интерес к библиографии, который и определил в дальнейшем сферу его научных интересов. Тогда же появились его первые публикации в Липецкой областной газете.
   В 1964-1967 гг. А.В. Чернышов служил в армии. Материальные трудности не позволили вернувшемуся в Липецк демобилизованному солдату продолжить учебу. Снова работа по слесарной части, потом женитьба. Но желание вырваться из, казалось бы, предопределенного круга победило. В 1971 г. он продолжил учебу в университете, пусть и пришлось вновь поступать на первый курс. Продолжая заниматься библиографией, ко времени окончания исторического факультета в 1976 г. он составил трехтомную аннотированную в полторы тысячи страниц библиографию "Комсомол Липецкого края. 1919-1970". Работа была выдвинута на соискание премии Ленинского комсомола, но была исключена Комитетом по присуждению всесоюзных премий из списка в связи с тем, что супруга соискателя, как доискались, пела в церковном хоре. Работа была напечатана в 1977-1979 гг., но ее автор, работавший в областной молодежной газете, не только не получил премии, но лишился и самой работы. Начались осложнения и в семейной жизни.
   В 1980 г. А.В. Чернышов решил круто изменить свою жизнь. В составе Всесоюзного отряда "Молодогвардеец" он отправился на стройки Сургута. С тех пор его жизнь оказалась тесно связанной с Тюменским краем. Он работал инженером, старшим инженером, начальником снабжения, заместителем начальника управления. Одновременно печатался в местной периодике.
   С 1987 г. Артур Васильевич главный библиограф Тюменской областной научной библиотеки. Во время служебных командировок в Москву и Ленинград он упорно работал в библиотеках и архивах. Там и состоялась его заочная встреча с Г.Е. Распутиным. В личном архиве А.В. Чернышова хранятся более полусотни общих тетрадей, написанных мелким убористым почерком. Большинство из них - выписки из русской прессы о Григории Ефимовиче.
   В феноменально короткий срок (в течение всего двух лет) А.В. Чернышовым был составлен аннотированный указатель литературы "Религия, свободомыслие и атеизм в Тюменском крае". В трехтомнике общим объемом более трех тысяч страниц учтено более пяти тысяч источников, начиная с XVI века и кончая 1987 г.; при этом каждый из этих источников описан (аннотирован).
   "Эти три тома, - рассказывает сослуживица Чернышева Е.Н. Коновалова, - создавался на моих глазах. Наши кабинеты находились друг против друга.... Артур Васильевич собрал громадный материал по истории религии не только именно в нашем крае, во всей Западной Сибири. [...] Выписывал необходимые сведения, составлял подробные карточки. Карточек у него получилось на 21 библиотечный ящик. [...] Получился уникальный указатель, с помощью которого можно ознакомиться с содержанием книги, даже если сама книга недоступна. [...] Чернышов основательно поработал над справочным аппаратом, составил подробный алфавитно-предметный указатель, именной, географический... Подумайте только, с каждого листочка надо выписать ключевые слова - какой это труд! Зато как удобно с указателем"i.
   "Ни один регион России, - считает доктор исторических наук А.Г. Еманов, - не располагает подобным информационным ресурсом!"ii "Указатель А.В. Чернышова, - отмечает библиограф Е.Н. Коновалова, - не имеет аналогов в современной отечественной библиографии. [...] Он давно стал "настольной книгой", очень ценным научно-справочным пособием для каждого краеведа и исследователя Сибири"iii.
   "Можно позавидовать работоспособности Артура Васильевича, умению организовать свой творческий процесс, - говорит главный специалист Тюменской областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева О.Ю. Левина. - Библиографическая работа предполагает наличие у библиографа скрупулезности, дотошности, точности, внимательности. Всё это классическим образом сочетается в Чернышове. Да плюс еще азарт, одержимость и какая-то фанатическая производительность труда. Безусловно, А.В. Чернышов - один из лучших библиографов нашего края, пример того, что иной любитель иногда может перевесить на чаше весов профессионала"iv.
   Труд А.В. Чернышова едва не вышел в 1992 году. Однако набранную в Омской областной типографии книгу тогда не напечатали. Памятником этого предприятия остались лишь гранки. Машинопись была передана составителем нескольким библиотекам. Еще в 1990 г. из трехтомника был вычленен самый внушительный по объему его раздел "Григорий Распутин, распутиниада: исторический экскурс", и будучи отпечатанным на пишущей машинке, разослан автором тем, кто интересовался этой темой. Получил его и автор этих строк.
   Увидеть свою книгу изданной Артур Васильевич смог лишь в 2004 году. На книжной ярмарке в Новосибирске в разделе "Краеведение" она была удостоена малой золотой медали.
   "...Произошло для меня большое событие, - писал автор в частном письме. - Спустя 15 лет увидел свет мой трехтомник "Религия и Церковь в Тюменском крае". Его издала коммерческая фирма "Мандр и Ка". Тираж - мизерный, всего 200 экземпляров. Объем - 200 печатных листов. Обложка - твердая, полиграфия - хорошая. Беда одна - дорогостоящее издание. Стоимость трехтомника - 3000 рублей, т.е. 1 том - тысяча рублей. Я получил безплатно всего два экземпляра. Да, забыл сказать, что издательство Мандрики выпустило его за свои деньги, т.е. для меня безплатно. [...] Но, сами понимаете, приобрести даже один трехтомник накладно. Ведь это равно двухмесячной пенсии"v.
   После выхода книги знакомые с первоначальным вариантом сетовали на сокращение в печатном издании библиографических описаний. И всё же не было худа без добра: изменилось не только отдававшее прошлым название труда, но преобразовался и сам тон аннотаций. Прежний внешне объективистский тон, особенно во втором томе, посвященном Г.Е. Распутину (содержащий 700 аннотированных описаний), был изменен, на пусть кажущийся несколько пристрастным, но при этом более справедливый, за которым чувствуется проделанная автором большая работа по изучению феномена Покровского старца. (Как считал великий норвежец Кнут Гамсун, "писать правдиво - вовсе не значит писать объективно или учитывая мнение обеих сторон, напротив, стремление к правдивости основано на безкорыстной субъективности".)
   Тем временем одно за другим выходят исследования А.В. Чернышова: "Распутин в оценке духовенства Тобольской епархии"; "Кое что о распутиниаде и издательской конъюнктуре наших дней"; "В поисках могилы Григория Распутина"; "Выбор пути. (Штрихи к религиозно-философскому портрету Г.Е. Распутина)". Все эти работы печатались в сборниках "Религия и Церковь в Сибири", ответственным редактором которого, начиная с пятого выпуска (1993 г.), являлся А.В. Чернышов. Да и выходили они в основанном исследователем в том же году издательстве "РУТРА" (зеркальная анаграмма имени Артур).
   Этапным был выход в 1998 г. одиннадцатого выпуска этого сборника, целиком посвященного Г.Е. Распутину. С одной стороны, он продолжал тему, заявленную в составленной А.В. Чернышовым совместно с Н.С. Половинкиным книге "Григорий Распутин в воспоминаниях современников" (Тюмень. 1990); с другой, там впервые печатались документы о Григории Ефимовиче из тобольских и тюменских архивов, а также был опубликован путеводитель на эту тему по материалам не только местных, но и московских архивов.
   В отличие от перечисленных нами изданий, известных, к сожалению, небольшому кругу исследователей, одна публикация Артура Васильевича стала всё же широко известной. Речь идет о его статье в московском академическом журнале "Отечественные архивы" (1992. № 1) "О возрасте Григория Распутина и других биографических деталях".
   В Государственном архиве Тюменской области А.В. Чернышов обнаружил целый ряд документов, проливающих свет на многие детали биографии Григория Ефимовича, его семьи и родственников. Так, в ревизской переписи 1 января 1887 г. исследователем была обнаружена, а в 1991-1992 гг. обнародована полная дата рождения Г.Е. Распутина: 10 января 1869 года. Однако эта дата оказалась неверной. Работая далее в Государственном архиве Тюменской области, А.В. Чернышов нашел метрическую книгу Покровской слободы за 1869 год, в которой обнаружил точную дату рождения Григория Ефимовича - 9 января 1869 г. Так была найдена уже безспорная дата рождения Григория Ефимовича. Эти данные исследователь и опубликовал в 1998 году в 11-м выпуске уже упоминавшегося нами сборника "Религия и Церковь в Сибири".
   В 1996 г. в Тюмени вышло продолжение к тому времени еще не напечатанного трехтомника: "Распутинская тема на страницах изданий наших дней". В письмах Артур Васильевич сообщал о новых своих замыслах: "Сейчас я подготовил, но еще не набрал, новый аннотированный указатель "Григорий Распутин в зеркале отечественной и зарубежной печати. 1917-2002 гг.". В нем 360 источников печати (книги, журналы и газетные статьи)"vi. К сожалению, планы эти до сих пор так и остались планами.
   Нельзя сказать, что земляки исследователя-энтузиаста не замечали его.
   "...Поведаю о герое, - пишет молодая тюменская журналистка Елена Рогачева, - который смело идет через суровые испытания и продолжает подвиги в новую эпоху. Этот герой - тюменский Одиссей. Зовут его Артур Васильевич Чернышов. Что же в нем героического? Представьте, идете вы по улице и даже не подозреваете, что навстречу вам в потертом пиджачке шагает великий человек. В Тюмени, как ни удивительно, это нормальное явление. Великие люди у нас - прежде всего деятели, преуспевшие на разных поприщах. [...] Например, Чернышов выпустил 17 сборников "Религия и Церковь в Сибири". Каждый сборник - это целое открытие в краеведении. Героически издавая книгу за книгой, хитроумный Одиссей Чернышов с неумолимым энтузиазмом и изобретательностью изыскивает средства на самые смелые проекты. Жаль, в последнее время подвиги всё реже и реже. Уж такова наша Тюмень. Великие люди в ней малоприметны, но, что характерно, очень деятельны. Нужно вложить немало усилий, чтобы у нас чего-нибудь добиться"vii.
   Но у всего есть свои пределы.
   Жизнь в провинции по-прежнему нелегка.
   Вот несколько выдержек из писем Артура Васильевича 2001-2004 гг.:
   "...Книгу я видел в продаже, но в тот момент у меня не хватило немного денег, а потом книга исчезла и больше на книжных прилавках Тюмени не появлялась"viii.
   "...Я фактически варюсь в собственном соку. Поддержки ниоткуда, и я уже больше не пытаюсь выходить на всяких толстосумов"ix.
   "Время бежит. И вот я у порога своего 60-летия. Но всё как-то буднично, прозаично, без какого-то внутреннего подъема. И это не возрастное, а просто то время, о котором Н.А. Некрасов однажды сказал: "Бывали хуже времена, но не было подлей". Это, конечно, не значит, что я скис"x.
   "...Пейджмекерская программа моего компьютера (та самая, что верстает книжно-журнальные страницы), в июне месяце погибла, рассыпался жесткий диск и вместе с ним все набранные и сверстанные книги не только новые, но и более 20-ти прежних. Исчезли навсегда и безповоротно все тексты и более 500 фотоиллюстраций. [...] Набрать вновь такой огромный объем вряд ли смогу, да и просто устал"xi.
   Последней публикацией А.В. Чернышова на интересующую нас тему стала статья "Кто же был на часах в ночь убийства Распутина во дворе Юсуповского дворца?", увидевшая свет в конце 2003 г. в тюменском журнале "Лукич", издающемся Юрием Мандрикой.
   "В конце прошлого [2003] года, - сообщал Артур Васильевич о своем новом крупном труде, - я усиленно работал над книгой "К 300-летию подвижнической деятельности Филофея Лещинского в Сибири и его связь с Тюменским Свято-Троицким монастырем, 1621-2004 гг. Библиография, историография, документы". Эту книгу я готовил по заказу Тобольско-Тюменской епархии. Основная (текстовая) часть ее уже подготовлена и составила более 600 машинописных страниц"xii.
   В письме от 30 августа 2004 г. у книги неожиданно появляется "соавтор", хотя объем текста при этом и остался прежний - 600 страниц на пишущей машинке.
   Наконец, в августе 2007 г. я получил бандероль.
   В короткой сопроводительной записке говорилось: "Более подробно (в ручке кончилась паста) напишу, когда пришлю новое послание. [...] Всё вроде добро и хорошо. По книжке раз в год выпускаю. Подробности будут, когда БУДУ..."xiii
   С фронтисписа книги на меня смотрело лицо единственного автора "Его Высокопреподобия... наместника... отца архимандрита". В цвете.
   На титульном листе значилось хорошо знакомое по письмам ко мне Артура Васильевича: "Митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский и его связь с Тюменским Свято-Троицким монастырем. 1621-2003 гг. Библиография, историография, документы". (Что ж, выходит на тюменском небосклоне взошла новая звезда в области библиографии и археографии?..)
   На обороте значилось: "Отв. редактор А.В. Чернышов".
   Больше он мне не писал, на письма не отвечал, книги, посланные мной, возвращались назад нераспечатанными. Я понимаю, почему это происходило. Но делиться своими предположениями считаю не уместным.
   Мои тюменские знакомые говорили, что и с ними Артур Васильевич на контакты не идет. Поговаривают, что старые темы он также забросил. Жаль, конечно, но такие резкие повороты были и раньше для него характерны.
   И я сжег всё, чему поклонялся,
   Поклонился тому, что сжигал.
   И всё же сделанное Артуром Васильевичем навсегда останется с нами, да и ему, верю, зачтется.
   Как бы то ни было, искренно, от всей души поздравляю Вас, Артур Васильевич, со славным юбилеем.
   Крепости тебе духовной, силы телесной, великий труженик, славный подвижник и рыцарь науки. Дело же твое - нет никаких сомнений - не пропадет. Его продолжат. Пусть и совсем другие люди.
   

Сергей ФОМИН


   
   
   Примечания
   
   i Калинина К. "Кому нужен, этот библиограф?" // Сибирский посад. Тюмень. 2004. № 25. С. 14.
   ii Еманов А.Г. Чернышову Артуру Васильевичу - 60 // Религия и Церковь в Сибири. Вып. 15. Тюмень. 2002. С. 106.
   iii Коновалова Е.Н. Тюменский исследователь и библиограф // Религия и Церковь в Сибири. Вып. 15. Тюмень. 2002. С. 116.
   iv Рогачева Е.В. "Итака тюменского Одиссея..." // Религия и Церковь в Сибири. Вып. 18. Тюмень. 2005. С. 118.
   v А.В. Чернышов - С.В. Фомину. 9.7.2004.
   vi А.В. Чернышов - С.В. Фомину. 12.10.2002.
   vii Рогачева Е.В. "Итака тюменского Одиссея..." С. 115-116.
   viii А.В. Чернышов - С.В. Фомину. 13.11.2001.
   ix А.В. Чернышов - С.В. Фомину. 28.12.2001.
   x А.В. Чернышов - С.В. Фомину. 5.7.2002.
   xi А.В. Чернышов - С.В. Фомину. 30.8.2004.
   xii А.В. Чернышов - С.В. Фомину. 26.5.2004.
   xiii А.В. Чернышов - С.В. Фомину. 12.8.2007.
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION