17.02.2012: ЗАБВЕНИЮ ВОПРЕКИ
   
   
   11 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения выдающейся советской актрисы Любови Петровны Орловой. Ее имя навсегда включено реестр артистов мирового значения в киноакадемиях США, Великобритании, Канады, Франции, Италии. Швеции. Ее творчество по-прежнему изучают в Китае и ряде других стран. Однако с середины 1950-х Л.П. Орлова пребывала в СССР фактически в забвении, как и ее супруг, режиссер Г.В. Александров. Впрочем, как и многие их коллеги - другие выдающиеся деятели искусства 1930-1950-х годов: Геловани, Ладынина, Андреев, Алейников, Толубеев…
    Только в канун 105-летия актрисы, в феврале 2007-го, открылся Культурный центр имени Л.П. Орловой в Звенигороде, где она родилась и провела детские годы.
   Любовь Орлова имела не только актерское образование: она заочно окончила в 1920 годах Московскую консерваторию по классам фортепиано и вокала, хореографические курсы Большого Театра. До начала 1930-х, то есть до начала своей основной кинематографической карьеры, она была звездой московского мюзик-холла. Поэтому в большинстве киноролей режиссеры использовали все таланты Орловой – это и вокал, и игра на фортепиано, классический балет и эстрадный танец.
    В апреле 1933 года художник Петр Вильямс посоветовал Александрову сходить в музыкальный театр при МХАТе, где в оперетте «Перикола» блистала 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету. И был пленён не только талантами актрисы, но и её внешностью. Сомнений в том, кто будет играть основные женские роли в его новых фильмах, у Александрова после этого не осталось…
   Актрису зрители полюбили и запомнили прежде всего благодаря ролям в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь», «Ошибка инженера Кочина», «Весна», «Дело Артамоновых», «Композитор Глинка», «Мусоргский», «Встреча на Эльбе». Режиссер большинства этих фильмов – Г.В. Александров. Многие сотни раз эти картины, заметим, по просьбам зрителей и кинематографистов, демонстрировались в 1950-х – 1970-х годах более чем в 20 странах, включая США, Великобританию, Францию, Швецию, Финляндию, Китай, Индию, Египет. Зато в СССР в 1956-1964 годах их вообще не показывали; только с 1965-го они иногда появлялись на советских телеэкранах. Но примечательно, что в кинотеатре повторного фильма (на бывшей улице Герцена в Москве в 1960-х-начале 1980-х годов) те же фильмы, во избежание массовой ностальгии, не демонстрировались…
    В годы Великой Отечественной войны Любовь Орлова выступала с сольными программами и в составе концертных бригад в войсках Ленинградского, Степного, Второго Белорусского, Закавказского, Забайкальского фронтов.
    Тем временем, в кино- и театральных учебных заведениях Китая по сей день изучают творчество Любови Орловой, удостоенной в феврале 1956-го звания почетной народной артистки Китайской Народной Республики.
    Эта награда была своего рода ответом на опалу Орловой в советском кинематографе после 1953 года. Причем с 1955 года актрису перевели в кадровый резерв Мосфильма, и она была вынуждена работать только в некоторых столичных драматических театрах. Да и то не на полной ставке. Но выезжали эти театры на зарубежные гастроли без спектаклей, в которых была занята Любовь Орлова. Оказался в опале и ее супруг, знаменитый режиссер Г.В. Александров. А стартовавшие в конце 1950-х новогодние телевизионные «Огоньки» вообще обходились без артистов «сталинской» поры.
   После Сталина Орлова впервые снялась в короткометражном художественном фильме («Шурик») в 1958 году, раскритикованным «прохрущевскими» киноведами.
    Но, как вспоминал Леонид Утесов, Орлова с Александровым решили, что называется, громко хлопнуть дверью перед Хрущевым фильмом «Русский сувенир» (1960 г.). Сквозь причудливую смесь фантастики, «политизированных» метафор и вроде бы сюжетных нестыковок просматривается завуалированная критика деяний Хрущева (гонений на Православную Церковь, «обкукурузивания», лозунгов «перегнать Америку по мясу», «выполнить семилетку за три года»). И просматривается ностальгия по сталинской эпохе.
   Характерно, что из фильма цензура вырезала кадры с мавзолеем, где была тогда надпись «Ленин, Сталин» и короткий эпизод прилета интуристов в Сталинград. Потому что уже тогда готовилось вынесение саркофага со Сталиным из мавзолея (что было сделано в конце октября 1961-го) и планировалось переименовать Сталинград в Волгоград.
   Советская критика назвала «Русский сувенир» бессюжетным, идейно слабым, поверхностным, пропагандирующим «архитектурные излишества в строительстве в период культа личности Сталина». Кинокартину отправили в архив, а показали ее вновь по телевидению только в 2005 году…
   К концу 1960-х у Орловой осталась только одна главная роль, и только в Театре имени Моссовета – в спектакле «Странная миссис Сэвидж». А ее заявки в 1960-х годах на выступления в столичном Театре-студии киноактера под разными предлогами отклоняли. Только один раз, в 1972-м, она была гостьей на ТВ – в кинопанораме режиссера Алексея Каплера.
    Опала Орловой и Александрова была предопределена кончиной Сталина, который был поклонником их творчества, приглашал к себе на дачу и на приемы. По свидетельствам очевидцев, Сталин часто подпевал Орловой, когда она исполняла любимую его песню «Сулико»…
    Они, да и не только они, понимали, что и почему происходило с ними после 1953 года. Тяжело переживая почти 20-летнее отстранение от кинематографа и искусства вообще (в Театре им. Моссовета у Орловой с 1969-го была, повторим, только одна роль…), Л.П. Орлова тяжело заболела и 26 января 1975 года скоропостижно скончалась в возрасте 72-х лет.
    В дни прощания с Л.П. Орловой в театрах и кинотеатрах Китая состоялись минуты молчания. А в СССР информация о случившемся, в виде «сверхлаконичного» некролога, была опубликована только в «Вечерней Москве» и «Советской культуре». Репортажей о прощании с Орловой, вопреки просьбам Г.В. Александрова, К.И. Шульженко, М.А. Ладыниной в советских СМИ не было. Так же они «проинформировали» о кончине Г.В. Александрова в 1983 году…
    Однако большинство фильмов Григория Александрова с участием Любови Орловой, конечно, и сегодня не имеют себе равных. По определению Чарли Чаплина в 1970 году, «Любовь Орлова – гениальная актриса, ее таланты уникальны, ее вклад в историю советского и мирового киноискусства бесценен». Схожее мнение высказывали Ингмар Бергман, Микеланджело Антониони, Жан Габэн, Марлен Дитрих, Эдит Пиаф.
    …Мало кто знает, что в начале 1930-х некоторые короткометражные фильмы, в том числе с участием Л.П. Орловой, Александрову в финансовом отношении помогал снимать русский промышленник и меценат А.В. Чичкин (1862-1949 гг.: в советское время он был советником некоторых советских экономических наркоматов). И, воистину, знак судьбы: могилы Орловой и Чичкина на Новодевичьем кладбище оказались рядом. А невдалеке – последнее пристанище Г.В. Александрова…
   

Алексей ЧИЧКИН


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION