10.12.2009: «ИСЦЕЛИСЯ САМ»... ВЕРОЮ!
   
   Сергей ФОМИН
   
   

Закружились бесы разны...
   А.С. Пушкин


   Покушение на русскую ментальность оттуда, «откуда не ждали», под предлогом выдуманного (как не раз доказывалось с фактами в руках) требования якобы кем-то (имена тоже ни разу никем не назывались) «канонизации» Царя Иоанна Васильевича, Царского Друга Г.Е. Распутина, И.В. Сталина и «примкнувшего к ним» певца Игоря Талькова превращается стараниями творцов этого мифа в один из современных вызовов для православных. Во всяком случае, для значительного их числа. Сбрасывать их со счетов было бы не только не разумным, но и вовсе безумным делом, особенно в условиях и так уже почти что атомированного усилиями политтехнологов всех мастей общества.
   Ученые, исследующие процессы, происходящие в современном русском обществе, отмечают (Л. Гришин. ЛГ. 2009. № 47-48. С. 2): «Норма и патология, святость и грех, добродетель и порок - всё перемешалось. Подмываются моральные устои жизнеустройства России, провоцируется разлад как раз тогда, когда общество более всего нуждается в консолидации. Это уже не плюрализм, а идеологическая анархия». И, прибавим мы, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
   

Старый рокер игумен Сергий (Рыбко) по кличке «Террорист»


   При осмыслении этого искусственно созданного разлада нужно четко различать закопёрщиков этой вполне искусственно созданной проблемы от тех, чьими руками (на внешне законных основаниях) оно осуществляется на деле. В самом деле, кто бы стал слушать какого-то там Дворкина или даже диакона Кураева, если бы не поддержка их теми, кто на законном основании облечён реальной властью? Следует также учитывать, что связующим звеном между первыми и вторыми (выдумщиками и исполнителями) являются агенты влияния, публике гораздо менее известные, чем обычно называемые.
   Принявшим навязанную, по сути «не их», игру сейчас, конечно, трудно выйти из неё, «не потеряв лицо». Но и продолжать её безперспективно. Разве 80 лет советской власти заставили русских людей забыть своё прошлое, отречься от Царской власти, не почитать первого Русского Царя?
   В народном сознании Царь Иоанн Васильевич представал и предстает суровым, но справедливым Государем. Свидетельство тому дошедшие до нас многочисленные исторические песни. Их создано гораздо больше, чем о любом другом Царе или Правителе. Даже знаменитый «пролетарский писатель» Максим Горький вынужден был признавать, что «в народных песнях и сказках Грозный Царь является Царем мудрым, а главное - справедливым».
   «Грозный Царь», «Батюшка», «Пресвитер-Царь», «Царь богатырь», «Прозритель», «содержатель Он всей Руси, сберегатель каменной Москвы» - именно таким Его считал русский народ.
   Удивительна долговечность народной памяти о Грозном Царе. Так, фронтовики-казаки рассказывали в 1948 г. ученым - участникам фольклорной экспедиции Института этнографии о том, что песня «На речке было на Камышенке» была одной из их любимейших песен на фронте. С ней они прошли от Сталинграда до Берлина.
   Песню о взятии Казани (в трех вариантах) советские фольклористы записывали во время Великой Отечественной войны в Ульяновской области. Она «пелась здесь пожилыми крестьянами во время празднования годовщины Великой Октябрьской революции». Причём различия подобных записей с дореволюционными публикациями этих песен, «как правило, несущественны и не затрагивают смысла песни».
   А Сталин? После многолетнего массированного обстрела со страниц прессы и длительного облучения с останкинской телевышки именно за это имя проголосовал обманутый и ограбленный народ. Это, кстати говоря, были единственно подлинно свободные выборы, в отличие от таковых же в государственной и духовной сферах. Огромный отрыв в голосах за право стать «именем России» испугал самих устроителей этого шоу. Долго им пришлось подкручивать рейтинг, чтобы выйти на хоть какой-то приемлемый результат. Но шок, думаю, у многих остался.
   Можно хоть как-то понять государственных мужей (ведь оказалось, что их дом стоит на песке). Но те, кто должен думать в масштабах вечности, они-то кого боятся? Народа?
   Но разве можно воевать со своим народом? История неизменно показывает: всякий раз это заканчивается поражением и забвением имён самих «борцов». В лучшем, конечно, для них случае...
   А Царя Иоанна Васильевича, а Иосифа Виссарионовича Сталина будут помнить!
   Но ведь это не «канонизация». Это оценка народная. Это память. Да, у людей верующих, бывает, это перерастает в молитву. Но никто при этом не требует прославления. В нашей стране слишком хорошо понимают, что и у кого можно просить.
   К тому же с простыми русскими людьми, с нормальными верующими никто ведь и не собирается считаться. С ними поступают по старинке - ломают через колено. Привычное дело.
   Да и о чем с ними можно вести разговоры? Со старенькими, например, бабушками, этим, по словам профессора МДА протодиакона Кураева, «возрастным гетто»? Или с упертыми православными «фундаменталистами»? Гораздо интереснее идти к представителям молодежных субкультур: байкерам, панкам, рокерам...
   Но вот вопрос: не таится ли в таком показном неуважении, пренебрежении («куда они от нас денутся») угроза оторваться от паствы? Пусть и не теперь, а после...
   Ведь русские, как известно, долго запрягают, да быстро возят.
   О том же, что говорить есть о чем, что это не отдельные факты, а определенная тенденция, свидетельствует наша публикация. При этом еще раз подчеркнём: если бы фигуры, о которых идет в ней речь, были единичными, то не стоило бы и огород городить. В семье, как говорится, не без урода. Нет, не случайные они, эти фигуры, а, скорее, знаковые, раскрученные средствами массовой информации. Задача их, прикрываясь красивыми словами и саном, куролесить на глазах всего честного православного народа. А в итоге способствовать отрыву наиболее ревностных верующих от публично поддерживающих «новаторов» неразборчивых иерархов.
   
   

«Две большие разницы»


   Настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве игумен Сергий (Рыбко) подает себя как миссионер, проповедующий среди рокеров и хиппи. По словам его знакомых, он «пришел к вере в 1990 году, а до этого в панк-тусовке носил прозвище Террорист». «Я стал священником благодаря русскому року», - без зазрения совести говорит игумен. Но с прошлым он, судя по всему, не порвал: в настоящее время пишет рок-оперу, выступает на рок-концертах.
   «...Будучи служащим священником и настоятелем храмов, - пишет о нем протоиерей Владимир Переслегин, - публично пропагандирует психоделическую музыку «Pink Floyd», рок-культуру считает совместимой с Церковью, «одним из путей, ведущих ко Христу» а борьбу с рок-музыкой объявляет соблазном молодых душ и отталкиванием их от Церкви. Он превозносит движение хиппи как «поиски духовных идеалов», во имя которых «люди объединялись между собой, протестуя против общества бездуховности и безбожия», печатает арии своей рок-оперы «Бесценный Алмаз», в которых Христос - «первый Хиппи, Который в Палестине был убит!». [...] Но это несовместимо: рок и Христианство. Не потому, что «играть на гитаре - грех», как хочет представить позицию «фарисеев» о. Сергий. А потому, что рок - это вовсе не игра на гитаре, и даже не игра на электроинструментах, которые, по убеждению о. игумена, «глубже, способны выразить больше, чем инструменты классические». Рок - это определенный дух. Привитый к Церкви, он начинает приносить определенные плоды. Определенную духовность. [...]
   Декларируя благие цели миссионерского служения Церкви, обращения молодежи ко Христу, мнимое «воцерковление» рока служит обратному: десакрализации Церкви, девальвации нравственных устоев и Заповедей Божиих в массовом сознании молодых людей, обмирщения Церкви и потере Ею той соли, которая одна в состоянии спасти от гниения, распада и духовной смерти как отдельную душу, так и социум. По отношению к молодежи - это предательство со стороны церковных людей. По отношению же к прошедшим через рок, обратившимся к Церкви и познавшим свет и истину, это - то, о чем сказал Апостол Петр: Пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр. 2, 22).
   Рок - это культура протеста, мятежа и убийства, какой бы лирикой он не прикрывался. Поэтому он не подлежит воцерковлению ни в каком виде. Пропаганда же отцом Сергием Рыбко рок-музыки и апология культуры хиппи, проводимая им на рок-концертах и в СМИ, есть соблазн молодежи, которой отец игумен «подает вместо яйца змию».
   Сказано предельно ясно. Еще более определенно высказывался по этому поводу известный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у Престола, а некоторые опускаются на дно беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали. Так что имейте в виду».
   А вот что пишут (пусть и с известным избытком чувств, что, однако, можно понять) пострадавшие от подобного рода экспериментов люди: «Отец игумен! Из-за рок-музыки я потерял сына. Этого я не прощу, в том числе Вам. До встречи на Лубянке! В.И. Карпец».
   Казалось бы все ясно. Ан не совсем.
   Игумен не раз награждался Патриархами. В последний раз это случилось в конце марта нынешнего года. Святейший удостоил его к Пасхе правом ношения палицы.
   При этом в памяти невольно всплывают две истории.
   Весьма резкие слова Патриарха Алексия в декабре 2003 г., адресованные известной певице, исполнительнице песен о Царственных мучениках: «Никакого благословения Жанне Бичевской я не давал...»
   Рок, выходит, все же предпочтительнее песен о Русских Царях.
   Другая история разворачивается сейчас на наших глазах. Речь идет о Боголюбовском женском монастыре, его духовнике, архимандрите Петре (Кучере), о раскручивающемся сейчас «деле» о якобы «жестоком обращении с подростками» в обители. Не будучи во всем согласным с о. Петром (в частности, что касается «покаянного чина»; см. об этом в нашем интервью в РВ № 16-17 за этот год), тут у меня нет сомнений: дело сфабриковано. И архимандрит - фигура неудобная, и, наоборот, удобное созвучие с т.н. «ювенальным», разрушающим традиционную семью, «правом». Интересно, что беглянки из Боголюбова тут же (случайно?) нашли приют и покровительство у игумена Сергия (Рыбко).
   Но тут для нас гораздо важнее другое.
   Сравните с этой историей другую, намного более шумную, да к тому же долголетнюю. Речь идет о скандалах, связанных с Ново-Тихвинским женским монастырем в Екатеринбургской епархии. В июле 2004 г. по инициативе архиепископа Екатеринбургского Викентия в епархиальной дисциплинарной комиссии рассматривалась деятельность настоятельницы обители игумении Любови (Нестеренко) и духовника игумена Авраама (Рейдмана). Их обвинили в потере «контроля над своими страстями», ложном понимании христианского всепрощения, насилии над личностью и «антиобщественных и антигосударственных претензиях». «Индустрия подавления личности и использование имиджа Русской Православной Церкви в противоправной деятельности, - говорилось в документе обвиняющей стороны, - ставит так называемую «религиозную общину» Рейдмана-Нестеренко в разряд секты, особенно опасной именно тем, что ее легализация в какой-то мере прошла успешно в постсоветском общественно-политическом пространстве». Тогда им все сошло с рук.
   Игумен Авраам, напомним, предоставлял материалы для антираспутинских и цареборческих публикаций в московском журнале «Благодатный огонь», не зря получившем в среде верующих название «православного Огонька». В редакционный совет его едва ли случайно входит все тот же вездесущий игумен Сергий (Рыбко).
   Удивительно, но отягчающим обстоятельством для игумена Авраама, при рассмотрении его дела в епархии, не стало его соучастие в организации скандала вокруг епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Другому бы это так просто не сошло с рук.
   Только 26 декабря 2008 г. постановлением Св. Синода Русской Православной Церкви ранее «непотопляемая» игумения Любовь (Нестеренко) была освобождена наконец-то от должности настоятельницы Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря. Но, во-первых, «по состоянию здоровья». (Устала от трудов праведных.) А, во-вторых, «по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во внимание к трудам, понесенным по возрождению Ново-Тихвинского женского монастыря, игумения Любовь остается почетной настоятельницей обители и будет пребывать в ней на покое».
   Что касается духовника монастыря игумена Авраама (Рейдмана), то он пострижен в великую схиму. Фотографию его в схимническом облачении желающие могут увидеть, заглянув в интернет.
   Но в чем же причина такого разного подхода к духовникам этих двух обителей?
   Может, они коренятся в их биографиях?
   Архимандрит Петр (Кучер) воевал, попал на фронт в декабре 1943 года. Награжден несколькими боевыми наградами, среди которых ордена Славы III степени и Великой Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». Майор в отставке.
   Схиигумен Авраам, до пострига Петр Исаакович Рейдман, по свидетельству материалов сайта екатеринбургской епархиальной «Православной газеты», «одесский еврей по происхождению. Когда-то он занимался духовной деятельностью в Тобольске, но был изгнан оттуда за аморальное поведение, то есть за пьянство и прелюбодеяние. Некоторые православные священники до сих пор в недоумении, каким образом такой человек мог стать духовным лицом. После изгнания из Тобольска игумен Авраам приезжает в Екатеринбург, захватив с собой ряд тобольских монахов».
   Да, как говорят в Одессе, это действительно «две большие разницы».
   
   

«Где же твой крест, батя?»


   О московском священнике Иване Охлобыстине нам уже приходилось писать (РВ. 25.5.2007). Режиссер, сценарист и актер, он окончил режиссерский факультет ВГИКа (1992, мастерская И. Таланкина). В киношной среде известен под псевдонимами: Иван Чужой, Леопольд Роскошный. Совсем как игумен Сергий по кличке «Террорист».
   На интернете нашлось немало публикаций, рассказывающих о его жизненном пути.
   Иван Охлобыстин «работал режиссером на «Мосфильме», занимался политическим пиаром, печатался в «Коммерсанте», газете «Совершенно секретно» и журнале «Столица», сотрудничал с телеканалами ТВ-6, РТР и ОРТ и даже недолгое время владел собственной киностудией».
   «Видимо, пресытившись кинематографом, Охлобыстин попробовал свои силы в политике. Он был членом экологической партии «Кедр», которая шла во власть с целью возродить в России институт монархии».
   Вот как рассуждает он о политике сегодня в своем блоге (19.10.2009): «И даже если бы миллионы сограждан предложили мне возглавить нашу богоизбранную державу, я бы согласился только при условии восстановления монархического строя и моего немедленного помазания на царство, после чего, руководствуясь соображениями чести, ввел бы комендантский час, публично казнил девяносто процентов правительственных чиновников и нанес ядерный удар по Америке. Иначе говоря, сам бы за себя я голосовать не стал. Быть политиком и оставаться нормальным человеком невозможно. Поэтому призыв голосовать за какую-либо политическую партию для меня звучит как приглашение к оральному сексу. Успокаивает одно: в российском варианте этого паскудства хоть партнер заранее известен, чего нельзя сказать обо всем остальном цивилизованном мире».
   «Свою приверженность к православию Охлобыстин сделал публичным достоянием в 1998-м году, став ведущим телепередачи «Канон». В начале 2001 года в свет вышел фильм «Даун Хаус» с его участием, и в это же время становится известно, что Иван Охлобыстин рукоположен в священники. Произошло это событие в Ташкентской епархии».
   

Священник Иван Охлобыстин по прозвищу «Леопольд Роскошный».
   
Фото из журнала «Караван историй» (2008. № 2)


   «...Когда фильм уже был готов, Ване явилось последнее на сегодняшний день Откровение. Позвонил добрый знакомец, владыка Владимир, архиепископ Среднеазиатский и Ташкентский. «Пора, - молвил старец. - Приезжай и рукополагайся...» Через пару дней одним попом, одной попадьей и четырьмя поповичами в мире стало больше».
   Даже друг игумена Сергия (Рыбко), называющий себя «координатором Союза Православных Братств Русской Православной Церкви» Юрий Агещев выразил недоумение в связи со «скоротечным» рукоположением Ивана Охлобыстина. Творчество этого «богемного писателя», по его мнению, не имеет «ни малейшего отношения к православному и христианскому миропониманию и образу жизни».
   В конце 2001 г. Охлобыстин возвратился в Москву, где устроил презентацию своего короткометражного фильма о князе Данииле. Причём это был первый фильм из цикла «Жития святых», в котором должно быть, по задумке автора, 477 серий.
   В том же году Президент России В.В. Путин наградил Охлобыстина (актера? режиссера? священника?) именными золотыми часами «За заслуги перед Отечеством».
   «Иван, - спрашивали его, - вы замаливаете грехи? Их, наверное, у вас было немало?» - «Грехов много, - соглашался о. Иоанн. - Я не самый лучший сын, не самый лучший отец. А гражданин - вообще дрянь. Так и не выучил слова нового гимна. У меня нет ничего такого, что могло бы мне гарантировать спасение. А насчет замаливать... Я исповедуюсь и прошу прощения перед алтарем. Но Бога не боюсь, мне стыдно перед Ним».
   «На интервью, - пишет корреспондент «Комсомольской правды» (17.9.2003), - отец Иоанн прибыл за рулем огромного зеленого джипа. Кожаные штаны, на груди железный солдатский жетон и модный мобильник.
   - А крест где? - интересуюсь я.
   - Под рубашкой, - улыбается батюшка.
   - На жетоне что написано?
   - «Священник Иоанн Охлобыстин».
   «Мы же с вами не в храме, - успокаивает он корреспондента «Труда», - поэтому называйте меня просто Иваном. Тем более что одет я не в рясу, а в джинсы и почти цыганскую рубаху с петухами (ничего не могу с собой поделать: так и тянет меня ко всему цыганскому)».
   «С тех пор как я стал священником, отказывался работать в кино. Успел даже немного соскучиться по съемочному процессу. Вот попросил благословения у своего духовного отца, который сказал, что я сам вправе решать - сниматься мне в кино или нет. И я пошел по старинке лицедействовать» (Труд. 22.5.2007).
   «Не понял, - так отреагировал на это заявление Охлобыстина один из его верующих зрителей, - а зачем нужно было уходить в священники? И зачем теперь снимается, ведь Церковь этого не приемлет. Сплошной сумбур и непонятки. И раз он православный священник, почему носит одеяние католического?»
   «Как это у Вас странно, - отозвался омич Pacatus в интернете, - священник-писатель, священник-журналист, священник-шофер, священник-строитель, священник-летчик, священник-космонавт, священник-клоун... Что-то у Вас священство универсальное и вторичное. Прости, Господи.
   Где то слышал: «Священство - это дар, а настоятельство - крест». Вы уж мух от котлет отделите. Отдайте Богу Божие, а кесарю кесарево... Странная фраза: «Православная Церковь приветствует и благословляет, когда форма искусства в современном мире становится носительницей благовестия». Католическая церковь тоже благословляет, когда пастырь в цирке на канате выступает. Мол, раз паства не идет в храм, а в цирк, значит священнику нужно стать циркачом».
   Однако происходят и еще более странные вещи, также наводящие на размышления...
   Приведем фрагменты из уже упомянутого нами интервью, которое священник Охлобыстин дал корреспонденту газеты «Труд» (22.5.2007) после того, как он принял приглашение сняться в роли Г.Е. Распутина в фильме Станислава Либина «Заговор»:
   «...Императрица Александра Федоровна, которая для меня является непререкаемым авторитетом, не потерпела бы рядом с Собой негодяя, каким представляют Распутина. Безусловно, в отношениях с Распутиным у Императрицы доминировал материнской интерес - спасти Своего Сына от болезни, а Распутин в этом действительно помогал. Но Императрица была слишком принципиальным человеком, чтобы идти на компромисс со Своими убеждениями. Думаю, что Распутина облили грязью в политических целях. Английская разведка организовала покушение на его жизнь, потому что Распутин был ярым противником участия России в войне с Германией, что шло вразрез с интересами Великобритании. Советской идеологии тоже было выгодно представлять Распутина развратником, чтобы дискредитировать Семью последнего Русского Императора. [...]
   ...Блудом, развратом и пьянством Распутин не грешил. Как мне кажется, все эти слухи об оргиях, которые якобы устраивал Гришка Распутин, были придуманы его современниками. Например, когда он изгонял бесов, то во время этого процесса одержимые дьяволом люди вытворяли чудовищные вещи - благопристойные дамы задирали юбки и кричали матерные слова, мужчины становились на четвереньки и лаяли... Вот и сделали Распутина зачинщиком массовых вакханалий.[...]
   Как ни странно, но даже при жизни Распутина многие священнослужители уважительно отзывались о нём».
   Тут уж не выдержали некоторые «ревнители». Так, редактор издательства «Даниловский благовестник» А.А. Добросоцких встрепенулась (возмущение это у нее проистекает, возможно, от того, что, как отмечают в интернете, она, «по собственному признанию, недавний оккультист»?): «Очень странно, что актер Иван Охлобыстин, будучи о. Иоанном, придал роли Григория Распутина однозначный акцент праведности. Как священник, он должен был бы хорошо знать доклад богословской комиссии о Григории Распутине, озвученный на предыдущем Архиерейском Соборе».
   Вряд ли эту «бдительность» оценили по достоинству наверху, ибо там, вопреки публичным заявлениям, доминируют совершенно иные ценности.
   «Если благословение получено, ничего предосудительного в том, что священник снимается в кино, нет. Даже в роли Распутина», - прокомментировал ситуацию отец Всеволод Чаплин, в то время замглавы Отдела внешних связей Московского Патриархата («Комсомольская правда». 12.4.2007).
   А впереди о. Иоанна ждала роль в еще одном знаковом фильме. Речь идет о картине Павла Лунгина «Царь», в которой Охлобыстин (числящий режиссера в числе своих близких друзей) сыграл роль царского шута Вассиана.
   Вдумайтесь: православный священник сыграл роль шута. По благословению!
   
   

Православный Царь в исполнении каббалиста


   Итак, в самый разгар финансового кризиса, в условиях уже давно прекратившегося нормального финансирования отечественного кино два режиссера одновременно снимают два дорогостоящих - со множеством костюмов - фильма о первом Русском Царе.
   Заказ очевиден. Не очевиден лишь заказчик. Хотя, конечно, это загадка полишинеля.
   Несколько ранее приступил к работе над 16-серийным фильмом «Иван Грозный» режиссер Андрей Эшпай, «прославившийся» недавно экранизацией знакового романа Анатолия Рыбакова-Аронова «Дети Арбата». Таким образом, проверку он прошел, что позднее подтвердил фильм о Царе и, одновременно, взятые у него интервью.
   Вот как, например, ответил Эшпай на вопрос: «Ваша версия: почему Иван впал в безумие?» («Иван», заметим, это не Иван Охлобыстин, а Царь Иоанн Васильевич всея Руси.) Но вот и ответ: «Умерла Царица Анастасия, первая его жена, ушел из жизни митрополит Макарий... Иван остается один. От этого стал еще больше погружаться в религию». Если убрать «длинноты», то получается, что Русский Царь «впал в безумие» после того, как «стал погружаться в религию».
   Весьма характерны названия появившихся в прессе публикаций об этом фильме:
   «То ли Кощей, то ли вампир».
   «Андрей Эшпай: Только не думайте, что я оправдываю Ивана Васильевича!»
   «Иван Грозный жжет».
   «Иван Грозный» стал для режиссера адом».
   Режиссерский замысел в какой-то степени уточняет его выбор актеров на роль главного героя. Юного Царя играет 15-летний студент театрального института Ваня Макаревич, сын Андрея Макаревича - близкого друга Ивана Охлобыстина.
   Однако подлинной находкой Эшпая стал актер, сыгравший зрелого героя, - актер израильского театра «Гешер» Александр Демидов.
   «Я родился в СССР, - откровенничал он журналистам, - закончил здесь театральный институт, работал в Театре Маяковского. В карьере у меня всё было хорошо, но мне хотелось большего. В 1990-м году я уехал в Израиль, там почти сразу познакомился с каббалой, и с тех пор серьезно ею занимаюсь».
   Как говорится, без комментариев.
   
   

«Царь» по благословению Святейшего


   Режиссер второго фильма «Царь» Павел Лунгин - личность примечательная, «с корнями».
   Павел Семенович - об этом мы уже в свое время писали - сын того самого Семена Львовича Лунгина, который в соавторстве с Ильей Исааковичем Нусиновым сочинили сценарий для скандально известного фильма Элема Климова «Агония», названного ими «Антихрист» (Нусинов - сын старого бундовца, арестованного в 1949 г. и умершего в Лефортовской тюрьме, а Семен Лунгин во время послевоенной кампании по борьбе с космополитизмом был вычищен из театра и училища. Это к вопросу о яблоньке и яблоке).
   Выступая 16 апреля 2007 г. на «Эхе Москвы», радиостанции известного сорта, Лунгин рассказал о своей продолжительной встрече с Патриархом Алексием (Ридигером), о беседе с учащимися Московских Духовных школ, куда его пригласили. При этом «православный» режиссер неоднократно упорно именовал Сергиев Посад Загорском.
   Снятый П. Лунгиным фильм «Остров», по словам самого режиссера, «первый российский фильм, который получил благодарственную Патриаршую грамоту» (в связи с чем и состоялась 40-минутная беседа в Чистом переулке). Гораздо меньше православные знают о том, что Лунгин одновременно удостоился похвалы главного раввина хасидов России (РВ. 2007. № 6. С. 22).
   В этой связи нельзя не обратить внимания на следующее. «Девятого ноября в программу «Познер» пришёл Лунгин. Вот ключевой вопрос ведущего: «Если дьявол предложит вам бессмертие - что вы ответите?» Лунгин ответил почти сразу: «К своему стыду, я соглашусь». Не знаю уж, от себя Познер спросил или его «лично» попросили передать... - пишет в последнем номере «Литературной газеты» Пётр Соколов.
   В день похорон Патриарха Алексия, 8 декабря 2008 г., в екатеринбургском кинотеатре «Салют» в течение всего дня (с восьми утра до 24.00) безостановочно демонстрировали лунгинский «Остров».
   Но всё это так, к слову.
   Главное благословение Патриарха было получено режиссером во время продолжительной встречи в Чистом: снять фильм о митрополите Филиппе и Царе Иоанне Грозном.
   «Нетрудно представить себе, как и что будет снято», - писали мы еще при жизни Патриарха по горячим следам выступления П. Лунгина.
   Сегодня авторы даже весьма далекой от церковных проблем «Литературной газеты» (2009. № 45. С. 10) понимают: «...Режиссер изначально люто ненавидит Русского Царя. И потому роль 36-летнего Грозного поручает беззубому юродивому рокеру, и исход нравственного поединка с митрополитом Филиппом предопределен с первых кадров. Потому скучно - нет развития. И роль Грозного Царя в создании Русского Царства растоптана в убогих декорациях, ничуть не отражающих масштабов жизни и проблем нарождающегося Великого Государства».
   «Мамонов, - пишут более ангажированные журналисты, - привычно корчится и витийствует, то и дело - и каждый раз кстати - цитируя Священное Писание. [...] Эффект выходит предсказуемо оруэлловский, анархический: фраза «Всякая власть от Бога» произносится в «Царе» так часто и по случаю таких кровопусканий, что вопросы, нужна ли вообще эта самая власть, возникают очень быстро. Со стороны Лунгина это, конечно, смелый ход - в самый разгар «духовного возрождения» страны показать, как Библия может стать эпиграфом к расстрельным спискам, а потом, не моргнув глазом, показывать фильм членам правительства, депутатам Госдумы и хоругвеносцам» (Time out. 2009. № 43. С. 40).
   Какой, однако, изощренный глум в связи с поделкой «признанного», «благословлённого» и Патриархом, и раввином «православного» режиссера!
   Скажем и еще одно маленькое слово об исполнителе роли Государя (П.Н. Мамонове): «Артист, кажется, чувствует, что царский кафтан не по нему (недаром же неоднократно уже во всеуслышание озвучивал несколько странную мысль: дескать, не Ивана Грозного он играл, а «русского человека» (ЛГ. 2009. № 45. С. 9). Или еще более откровенно: «Он у меня не вышел. Мелковат я для Русского Царя».
   О себе Мамонов откровенничает: «...Много в жизни было. Увлечение водкой, прочими спиртными напитками... Лучше б я не пил водку тридцать лет, чтобы себя разрушать». Теперь он разрушает миллионы других, не просто показывая зло, но зло целиком выдуманное. Результаты он и сам понимает: «Как сказал Александр Мень: «То, что случилось на холсте, случилось у вас в сердце». Вот что такое искусство. Зло обладает колоссальной силой...» (Среди других духовных своих учителей, которых с удовольствием цитирует престарелый рокер, митрополит Антоний Сурожский и один известный московский батюшка: «Как отец Дмитрий Смирнов говорит: «Уничтожили науку, культуру... туда ей и дорога...» Очень рекомендую, остроумнейший человек».)
   Итак, режиссеров два, сценаристов - два, актеров - два и даже больше. А созданный всеми ими образ - один, ничего не имеющий, однако, общего с исторической правдой.
   Что делать, сетуют журналисты, имея в виду Охлобыстина и Мамонова, «две самые набожные российские знаменитости играют откровенных бесов» (Time out. 2009. № 43. С. 13-15, 40).
   И напоследок, пожалуй, еще вот о чем. В одном из интервью Мамонов к месту, как нам кажется, замечает: «В аварию попал, жив остался - думай, почему». А если не «в аварию», спросим мы, а неожиданно умер, как, например, исполнитель в фильме роли главного обличителя Царя актер Олег Янковский, не дожив до «триумфа» на международном фестивале? - Самым разумным было бы задуматься окружающим и, в первую очередь, творцам фильма, а также исполнителям их замыслов. Ведь сколько аналогий! Вспомним судьбы режиссеров Элема Климова и его жены Ларисы Шепитько, писателя В. Пикуля, актера А. Ромашина. Теперь вот О. Янковский. Кто следующий?..
   Таковы первые итоги этого «благословленного» фильма.
   В контекст с этим последним обстоятельством можно поставить лишь переговоры в Даниловском монастыре и последовавший прямо встык с ними расстрел Белого дома в 1993 году. Если бы Ельцин и стоящие за ним всерьез были уверены в неотвратимости обещанного публичного прещения, вряд ли бы они пошли на столь наглый убой людей (многие из которых открыто исповедовали православную веру) в центре русской столицы под прицелами отечественных танков и телеобъективов иностранной сволочи.
   
   

«Товарищ Дворкин, вы большой ученый»


   Говоря об этой теплой компании, нельзя упустить еще одного хулителя Грозного Царя, заточенного на это в США.
   Александр Дворкин родился в Москве. Активно участвовал в движении хиппи. Был выгнан из столичного пединститута за демонстративное посещение синагоги и открыто исповедуемые им сионистские взгляды. В 1977 г. он решил эмигрировать в Израиль, но в Вене был перенацелен на США, чего удостоивались лишь те эмигранты, на которых делался особый расчет. Женился на американке, получил американское гражданство (1983). Неожиданно решил креститься. Передаваемый с рук на руки, от протопресвитера Александра Шмемана к протопресвитеру Иоанну Мейендорфу, под руководством последнего защитил в 1988 г. в частном иезуитском университете Нью-Йорка докторскую (соответствующую отечественной кандидатской) диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип». Речь идет о Фордхэмском университете, куда «попадали» в основном выходцы из стран «социалистического лагеря». В последнем учебном семестре Дворкина натаскивали в папском униатском колледже «Руссикум» в Риме.
   Деньги на жизнь он зарабатывал сначала журналистом вашингтонского бюро радио «Голос Америки», а затем редактором отдела новостей мюнхенского бюро радио «Свобода». Т.е. освоил ремесло спецпро-гандиста, не гнушавшегося ради поставленных целей ложью и разного рода подлогами. Вряд ли при этом Дворкин смог остаться вне поля зрения ЦРУ.
   Согласитесь, есть нечто общее, что роднит А. Дворкина с цекистом Александром Яковлевым по прозвищу «хромой бес» и чекистом-предателем генералом Олегом Калугиным, также получившими образование в США, в Колумбийском университете.
   Тем удивительнее было наблюдать за этапами водворения Дворкина в России, куда он вернулся 31 декабря 1991 года.
   Тоска по родине? - Но ведь известно, что «родная мать бывшего сиониста-эмигранта, а ныне знатного сектоведа [...] принадлежит к представителям группы туровских евреев...» Однако в Белоруссию Дворкин не поехал.
   Время водворения его в России также далеко не случайно: сразу же после истории с ГКЧП.
   

Хулители Царя Иоанна Грозного Дворкин
(на фото во время съемок фильма «Царь», в роли архиепископа Пимена Новгородского) и режиссер Лунгин


   В марте 1992 г. его приняли на работу в Отдел по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата. Протоиерей Глеб Каледа благословил его заниматься проблемой сект. Другими близкими сотрудниками «возвращенца» в Патриархии стали диакон Андрей Кураев и протоиерей Димитрий Смирнов.
   В следующем году Дворкина назначают главой созданного им Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского (с 2000 г. Центра религиеведческих исследований), занимающегося проблемами новых религиозных движений, сект и культов. В 1993-1999 гг. Александр Леонидович профессор Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова. Затем - профессор и заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
   
   Строго говоря, величание Дворкиным себя «профессором» незаконно. Обладатель столь высокого звания, по американским стандартам, должен иметь документ установленного образца. Другое дело Московская Патриархия, в которой это высокое звание присваивается не столько за научные или преподавательские заслуги, сколько как награда Патриарха.
   Чего стоят знания «американского профессора» (как с придыханием величают его не очень-то далекие коллеги) становится ясным из факта разрыва бывшим деканом факультета журналистики Московского университета имени М.В. Ломоносова Я. Засурским контракта с Дворкиным, пытавшимся преподавать там историю Церкви. В декабре 1997 г. декан заявил, что у «профессора» нет «образовательного уровня, необходимого для ведения преподавательской работы в университете».
   Примечательны оценки деятельности Дворкина лицами, придерживающимися совершенно противоположных взглядов.
   Вот оценка его соплеменника, известного либерального журналиста Александра Нежного: «Во всем, что Дворкин и его единомышленники твердят на всех перекрестках, нет ни единого слова правды. Он лжет, напяливая на себя терновый венец политического эмигранта. Он не патер Печерин, не Герцен и не Галич - сказавшись евреем, он убыл из СССР в Израиль. Мне, право же, абсолютно все равно, какая кровь течет в его жилах, татарин он, перс или эскимос. Еврей так еврей. Израиль так Израиль. Врать не надо. Он лжет, объявляя наш Закон «О свободе совести» 1990 г. копией американского, - хотя бы потому, что в США подобного закона попросту нет. Он лжет, сообщая потрясенному обществу о двухстах пятидесяти тысячах разрушенных сектантами семей. Я позвонил сотруднику Прокуратуры РФ, будто бы располагающему подобными сведениями. Тот отослал меня к профессору Николаю Антоновичу Трофимчуку, заведующему кафедрой религиеведения Академии государственной службы. Профессор ответил, что такой статистики не существует, а Дворкин «выдумывает». [...] Ни единого факта, ни одного уголовного дела - лишь убогий и подлый вымысел» (Московские Новости. 12.1.1999).
   Другой отзыв принадлежит сопредседателю бывшего Всемирного Русского Собора И. Кольченко: «Будучи преподавателем учебных заведений Русской Православной Церкви, читая лекции будущим православным пастырям, богословам и ученым, А.Л. Дворкин наносит своей деятельностью несомненный ущерб интересам Церкви и православного народа в России, приучая студентов к пренебрежению научными методами работы, поверхностному знакомству с темой религиозного сектантства, не формирует канонический церковный взгляд на этот предмет. Не умея (или не желая) работать в избранной области профессионально с научной точки зрения, т.е. так, как только того и требует сам предмет исследования - современное религиозное сектантство, А.Л. Дворкин по своим пособиям готовит для Церкви самоуверенных дилетантов, которые не только не сумеют отстаивать интересы Церкви в современном гражданском обществе, но и будут дискредитировать церковную науку перед лицом светских исследователей, а Священноначалие Русской Православной Церкви перед обществом и государством».
   Но подобное «качество», видимо, вполне устраивало его работодателей. В 2005 г. А. Дворкин был награжден орденом Святителя Иннокентия Московского.
   Как говорится, а Васька слушает да ест.
   В начале 2006 г. в России была создана Российская ассоциация центров религиеведческих исследований (РАЦРИ), в функции которой входит изучение новых религиозных движений и сект на территории страны. Президентом ее стал «профессор» Дворкин.
   Но если бы только изучение. «Задачи ассоциации, - заявил Дворкин, - планомерный мониторинг деятельности на территории России новых религиозных движений и сект, аналитическая и исследовательская работа. Ассоциация будет оказывать консультативную помощь и содействие федеральным, региональным и муниципальным органам власти, общественным организациям и СМИ в вопросах, касающихся деятельности различных религиозных объединений».
   Вот эта консультативная помощь представителей отделённой, согласно Конституции РФ, от государства Церкви, по крайней мере, удивляет.
   И люди понимающие немедленно откликнулись на сайтах интернета:
   «Какой слог. Чувствуется школа Радио Свободы. Матерый журналистище. Одно слово - эксперт».
   «...Любопытно, какая организация обучает и, главное, сертифицирует этих, с позволения сказать, экспертов».
   «Кто такой этот Дворкин? Гражданин США, не нашедший дураков в США, но обнаруживший их в РФ. Кто эти самозваные «эксперты»?»
   Одно совершенно очевидно: человек с такой неясной биографией, тем более гражданин США (!), не может возглавлять подобное, чреватое всероссийской провокацией, дело. Впрочем, после того, как он создал центр, вычищать его одного, не подвергая проверке и чистке весь этот центр, дело безполезное.
   Каковы же перспективы дела, затеянного Дворкиным и его, надо полагать, заокеанскими учителями?
   Об этом кое-что рассказывает и он сам: «...Я не сторонник теории заговора, но сейчас ясно, что есть силы, которые стремятся расколоть нашу Церковь, или, по крайней мере, ее ослабить».
   При этом Дворкин сеет недоверие между православными, прихожанами одного и того же храма, пусть и имеющими разные взгляды, но ведь на предметы недогматические.
   «Привычка жить двойной жизнью, - находит он ловкое объяснение, - с одной стороны, ходить на партсобрания, а с другой - рассказывать политические анекдоты. Вот с этим расколотым сознанием приходят люди в Церковь, и эти схемы советской жизни они переносят на церковную реальность».
   Иными словами: подозревай рядом стоящего, в том числе и у Престола Божия.
   Есть уже и конкретные примеры последствий, встречающиеся даже в материалах самого Дворкина. Пензенские затворники были для «профессора» подарком судьбы. Он с пеной у рта верещал об их сектантстве. В то время, как, по словам архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, люди, укрывшиеся в землянке в Пензенской области в ожидании «конца света», не принадлежат к какой-либо секте, а «просто находятся под сильным впечатлением от пророчеств своего лидера». «Это обычные православные христиане. Они не сектанты». Для Владыки - это заблудшие овцы, а для «профессора» - враги.
   Еще один пример. «Несколько лет назад, - поведал Дворкин любящим «горяченькое» журналистам, - в Ивановской области в селе Кузнецово образовалась секта, во главе которой встали схимонах Симон, схимонахиня Серафима и игумен одного монастыря Викторин. После того, как образовалась эта секта, игумена Викторина изгнали из обители и запретили в служении».
   «Там были страшные события, в том числе акты педофилии», - зная чем зацепить, запугивал Дворкин. Он сообщил, что отправил заявление о деятельности ивановской секты в Генпрокуратуру. Оттуда его заявление переправили в прокуратуру Ивановской области. «Видимо, у этой секты было очень хорошо с деньгами, и в прокуратуре все спустили на тормозах», - считает эксперт.
   Что касается «денег», то ведь, как известно, вшивый всегда твердит о бане. А если по сути, то вся эта история - элементарный поклеп.
   Хорошо, если в прокуратуре найдутся честные люди. Хорошо, если власть предержащие по какой-либо причине не дадут отмашку. Ведь подумайте, как легко таким «неистовым ревнителям» «с горящими глазами инквизитора» организовать новые гонения против верующих. Просто элементарно.
   Пусть и не лишение жизни и свободы, а изгнание из храма, монастыря, лишение сана. Однако для истинно православных людей всё это пострашнее того же лишения жизни или свободы.
   Те, кто не согласен с позицией этого словно сошедшего со страниц произведения Ф.М. Достоевского «великого инквизитора», суть, по его мнению, сектанты, пусть и считающие сами себя православными христианами.
   Словно заклинание он всё бубнит:
   «Отношение к Ивану Грозному здесь хороший показатель».
   «В качестве типичных признаков этого движения А. Дворкин назвал повышенный апокалиптизм».
   «Общим для псевдоправославных сект является отказ от ИНН и от паспортов. Кроме того, они требуют канонизации Григория Распутина, Ивана Грозного, Иосифа Сталина и Игоря Талькова».
   Но на некоторых слова этого самозванного «профессора» из Штатов действуют прямо-таки мистически. «Стремление к канонизации» - и уже некоторые боятся (а другие запрещают) высказаться положительно об исторической роли Царя Иоанна Васильевича или И.В. Сталина, посетовать на клевету на Царского Друга или на убийство евреем И. Талькова. Понять, конечно, можно: кому хочется получить клеймо сектанта.
   Однако сей морок, ловко напущенный Дворкиным, довольно легко рассеять. Кому, например, придет в голову заподозрить в ереси священномученика Патриарха Гермогена или нашего современника митрополита С.-Петербургского Иоанна, высоко оценивавших личность и деятельность Грозного Царя, или приснопамятного старца Николая (Гурьянова), говорившего о первом Русском Царе и Г.Е. Распутине вообще как о святых. (Последнее, между прочим, отнюдь не домыслы духовных детей Псковоезерского праведника, как пытаются представить дело некоторые лукавцы. Имеются видеозаписи, неопровержимо свидетельствующие об этом.)
   А кому придет в голову говорить о духовной поврежденности, например, Патриарха Алексия (Симанского)?
   В русских храмах с ноября 1941 г. провозглашалось многолетие «Первоверховному Вождю». Многие сегодня склонны обвинять священноначалие Русской Православной Церкви в преклонении перед богоборными властями. В «доказательство» приводят слова, подобные сказанным в 1944 г. митрополитом (впоследствии Патриархом) Алексием (Симанским) о «богодарованном Верховном Вожде нашем Иосифе Виссарионовиче Сталине». Обвинители, как правило, сочувствуют или принадлежат к тому религиозному сообществу, которое во время войны на территории Германии ежедневно молилось о «Боголюбивом вожде народа Германского». Но «Боголюбивый» и «Богодарованный», согласитесь, вовсе не одно и то же. Достаточно вспомнить «раба Моего» (Божия) царя Вавилонского Навуходоносора (Иер. 25, 9-11).
   Страх и преклонение перед сильными мира сего - слишком все это было бы просто... и... далеко от истины...
   Вспомним слово перед панихидой Святейшего Патриарха Алексия 1953 г.: «Упразднилась сила великая, нравственная, общественная, сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течении многих лет». И слова Святейшего, сказанные в ответ на упреки за служение панихиды по Сталину: «Я служил не за безбожника».
   Вспомним и еще. Не только в предвоенные, но и в послевоенные годы в СССР было немало православных, не принявших советские паспорта. В основном, они принадлежали к катакомбникам. Особенно много их было в Воронежской области и на Украине. И вот что ответил на жалобу на это одного из митрополитов в 1950-х, (уже после кончины И.В. Сталина, Святейший: «Да вы должны Бога благодарить, что их у вас так много, так много подлинных молитвенников перед Господом за грехи наши».
   Совсем еще недавно архимандрит Кирилл (Павлов) по поводу номерков говорил: «Да, лучше бы не надо было...» Однако преподносилось-то всё по-другому. Тут всё зависело от степени доступности для интерпретаторов средств массовой информации.
   Да ведь и о. Иоанн (Крестьянкин) был поставлен в подобное положение защитника ИНН, а ведь он, напомним, говорил о том, что сами-то эти номера мы просить не будем...
   Так что согласие между старцами, как и должно быть, если дело важное, - было полным.
   Так-то вот, если по Божьему!
   Что же до особого интереса Дворкина, а заодно Лунгина, Эшпая и прочих пристяжных, к первому Русскому Царю, то на здоровье, пусть интересуются, но про себя, не оскорбляя и не отравляя своими выдумками нормальных людей. Оставьте своё «а я так вижу» при себе. Ведь еще Ф.М. Достоевский писал: «Чтобы быть русским историком, нужно быть, прежде всего, русским».
   Вот, между прочим, почему такие люди, как Чубайс, по его собственным словам, «не чувствуют ничего, кроме физической ненависти» к этому Великому Русскому Гению. По его признанию, он даже готов был «порвать его в куски». Да, дай им волю...
   Но, однако, какова инфернальная сила ненависти!
   Вспомним, кстати, и историю подсунутого А.Н. Яковлевым М.С. Горбачеву Виталия Коротича, известного как автора «раскрученного» памфлета «Лицо ненависти», страстно клеймившего в ней Америку и сионизм. Сев, под этим соусом, в кресло главного редактора «Огонька», он обрушил на многомиллионного читателя журнала материалы, как впоследствии было установлено, сфабрикованные диссидентами-сионистами и прямыми агентами ЦРУ. Нашей стране дорого обошлось это промывание мозгов. Что до Коротича, то он, снятый, между прочим, по инициативе самих «огоньковцев», скрылся к своим хозяевам в Америку (которых вроде бы совсем недавно клеймил). Туда же, куда скрылся и генерал КГБ Калугин, и сын «нашего дорогого Никиты Сергеевича», и еще немало предателей больших и малых.
   Так что путь, как говорится, для таких людей один. Жаль только, что перед тем, как выехать для получения своих заслуженных тридцати сребреников, они успевают натворить у нас в стране немало непоправимого. А тем, кто приводит их к власти, кто поддерживает, уже давно пора зарубить себе на носу: ваши ссылки на «незнание» не принимаются. Мы вас предупреждали!
   
   

«Б...слов всея Руси»


   Следующий персонаж нашего паноптикума - протодиакон Андрей Кураев. Биография и многочисленные скандальные акции этого дипломированного «научного атеиста» слишком хорошо известны, чтобы еще раз их пересказывать. Потому остановимся на последних по времени.
   То, что личность эта, с точки зрения не только православного, но и просто порядочного человека, совершенно безстыдная и безпринципная, еще раз стало ясно после кончины Патриарха Алексия (Ридигера).
   Вот что можно было прочитать в его «Живом журнале»: «Я уже сказал выше, что кончину патр. Алексия я рассматриваю как явное вмешательство Божия Промысла и Его заботу о Своей Церкви. Это, может, и не кара за грехи, но призыв Церкви к новому этапу ее истории».
   Король умер - да здравствует король! Но где же совесть?
   А вот его же отзывы печатные (ЛГ.21.1.2009): «В дни прощания с Патриархом Алексием все издания искали что-то яркое в его служении. И при этом не смогли дать записи какой-то запоминающейся речи или проповеди. Не нашлось и людей, которые сказали бы о том, что именно проповедь Патриарха пронзила их сердце. Говорили о его замечательно светлых глазах, о внутренней (как бы дореволюционной) культуре, о человеческом обаянии, которое раскрывалось через личное общение... Но не о том, что должно быть важнейшим у преемника апостолов и служителя Слова. [...] Сейчас считается, что главным оппонентом митрополита Кирилла станет управляющий делами Патриархии митрополит Климент. В течение многих лет вл. Климент был тенью митрополита Кирилла, будучи его первым заместителем в церковном МИДе с негласным приказом от Патриарха контролировать изнутри деятельность этой церковной структуры (ну как Цвигун был оком Брежнева под Андроповым)».
   Отзывы на эти развязные рассуждения дьякона посыпались как из рога изобилия. Писали без ученых выкрутасов, просто, искренне и честно; как чувствовали:
   «Накануне похорон Святейшего Патриарха Алексия д. Кураев сравнил его с Брежневым».
   «Как видим, обгадить память, жизнь и труды покойного Предстоятеля для протодьяка всея Руси оказалось весьма простым и радостным делом...»
   «Мерзость какая это все... Как они все после кончины Святейшего проявились-то. Вся суть и поперла... Кончина Патриарха Алексия всех вывела на чистую воду. Вы только ж посмотрите, как стало видно, кто есть кто».
   «А его заявление, что гомосексуалисты могут становиться священниками в нашей Церкви! И что мытарства блаженной Феодоры - гностическая ересь и язычество! И что Великим постом очень похвально заниматься сексом. И после всего этого дьякон награждается камилавкой и возводится в протодиаконы! Теперь ещё учебник по ОПК будет писать».
   В последнем отзыве речь идет об основах православной культуры, преподавания которых в общеобразовательных школах так долго добивались.
   Ну что же, добились. И вот, оказывается, торили дорогу кому... - протодиакону Андрею Кураеву.
   Предвижу дальнейшее: как многие из тех, кто искренно болел за это дело, скорее всего даже сделал для его успеха больше других, теперь, если есть у него, конечно, дети школьного возраста, будет и руками, и ногами отбиваться от того, чтобы учить своих родных детей по этому учебнику. И отстаивать эти свои права он будет вместе с родителями-мусульманами.
   А в разгар кампании противостоявшие преподаванию ОПК в школах средства массовой информации получат блестящий материал для очередного глума.
   И еще из той памятной статьи диакона Кураева в «Литературной газете»: «...Надеюсь на избрание митрополита Кирилла. Он - единственный, в чьём присутствии умолкает даже Познер».
   Если учитывать, что основная масса прихожан русская (впрочем, как и название Церкви), то комплимент этот весьма сомнительный, хотя, конечно, и знаковый, сигнализирующий кое-кому: «Я свой».
   А если еще вспомнить, чем занимались предки телесловоблуда...
   Отвечая на вопрос корреспондента газеты «Новый Петербург» («А известны ли случаи, чтобы потомки героев Ваших исследований входили в состав современной российской элиты?»), петербургский профессор А.В. Островский сказал:
   «...Назову в качестве примера Александра Познера. Ему посвящена моя статья «Александр Познер и его братья» из последнего 13-го выпуска альманаха «Из глубины времён». Герой этой статьи - дедушка известного нашего тележурналиста Владимира Владимировича Познера. Он заинтересовал меня потому, что был владельцем технической конторы «Познер и Вайнберг», которая была связана с финансовой империей Моргана и одним из руководителей которой являлся первый официальный представитель Советской России в США Людвиг Мартенс (1919-1920). Когда мне стал известен этот факт, я начал собирать сведения о владельцах упомянутой технической конторы и обнаружил, что один из братьев Александра Познера - Семен входил в руководство военной организации Партии польских социалистов, другой - Соломон являлся видным еврейским общественным деятелем, а Матвей был не только банкиром, но и мужем Розалии Рафаиловны Гоц, которая приходилась сестрой одному из создателей и вождей партии эсеров Михаилу Гоцу. Из материалов Департамента полиции явствует, что у братьев Познер была сестра Вера, находившаяся в браке с Леонтием Брамсоном. Леонтий Брамсон - это известный народный социалист, один из создателей фракции трудовиков, виднейшим деятелем которой был Александр Федорович Керенский. Совсем недавно выяснилось, что двоюродным братом Леонтия был... английский разведчик Сидней Рейли» - одесский еврей Рейлинский-Розенблюм.
   
   

Протодиакон Кураев у боевой машины «Ночных волков»


   + + +
   Показательно, что в интернете Кураев не всегда бывает столь выдержан как на бумаге.
   Вот как, например, диакон отозвался об обстоятельствах кончины идейного противника («Врага Православия на Украине убило молнией»): «Новость о гибели нераскаянного подлеца печальна. Но есть и повод для радости - предсмертный план Червоного не будет реализован. То, что Патриарх Кирилл встретит на Украине на каплю меньше нацистского хамства - это хорошо. Будет чуточку меньше зла. И этому я рад».
   Написал - и понял, что дал маху. Убрал комментарий. А укорявшим его отписывал: «У меня есть такое утверждение? Процитируйте»
   Но техника есть техника. Работающие в интернете воспроизвели поспешно снятые слова, поймав их автора за руку.
   Последнее, наиболее сильное, я бы даже сказал, в чем-то весьма интимное, увлечение протодиакона - байкеры.
   Еще в конце прошлого года в Ярославле, куда Кураев приезжал читать студентам лекции, он высказался следующим образом: «Сейчас большое разнообразие молодежных субкультур, и Церковь не может внимательно следить за всеми. Однако мне кажется, должны быть священники, которые бы могли воспринимать эти субкультуры, общаться с их представителями на их же языке. Батюшка-рокер, батюшка-байкер, батюшка-гот...»
   «...Если к нам обратятся не рокеры, а рэперы, или готы, или эмочки, или скинхеды, - заявил диакон летом следующего года в ходе видеомоста «Москва-Киев», - мы попробуем с ними [...] делать какие-то совместные проекты».
   А вот слова из обращения профессора Московской Духовной академии протодиакона Андрея Кураева на 13-м байк-шоу: «Ночные волки» [одна из группировок байкеров] - это паломники 21 века. Паломник - это беженец из себя. ...Современные паломники, байкеры - это люди, которые подошвами, коленками, шинами, локтями трутся об асфальт для того, чтобы содрать с себя шкуру, вылезти из шкуры телепузика, чтобы не превратиться окончательно в жертву и в потребителя рекламы. Хотя есть одна реклама, которая мне очень нравится. Это реклама с лозунгом, который призывает - «Бери от жизни все!»«.
   Страшно, конечно, не это. Что может сделать какой-то там диакон, пусть и прото-? Пусть даже и профессор МДА? Опасно, что в эти свои более чем сомнительные проекты он втягивает Патриарха.
   В мае нынешнего года Святейший встретился с лидером группировки байкеров «Ночные волки» Александром Залдостановым, по прозвищу Хирург. (В памяти невольно всплывает иные уже знакомые нам «кликухи»: «Террорист», «Леопольд Роскошный» и т.д.)
   Заголовки публикаций гласили «Патриарх встретился с Хирургом». (Хорошо хоть не так: «Хирург принял Патриарха».)
   Но на этом, похоже, не собираются останавливаться. Новые заголовки сообщают: «Патриарха Кирилла приглашают выступить на рок-концерте».
   Что ж, летом 2002 г. покойного предшественника нынешнего Патриарха во время его юбилейных торжеств уже услаждал афро-американский джаз в Зале Соборов Храма Христа Спасителя (Версия. 2002. № 24).
   А болевой порог всё понижается...
   В июне 2009 г. ленты новостей сообщали: «Сегодня будет дан старт крестному ходу на мотоциклах по маршруту Ярославль-Муром-Переславль. Православные байкеры доставят на Ярославскую землю икону с частицами мощей святых Петра и Февронии Муромских (покровителей супружеской любви и верности)...»
   Но вот вопрос: что же все-таки благословили перевозить байкерам - этим «паломникам XXI века» - в Патриархии?
   Дело в том, что в январе 2008 г. в Петербурге прошла просветительская конференция «Таинство Брака - Таинство Единения», организованная официальным вестником С.-Петербургской епархии «Вода живая». Одной из целей её было развенчание «церковных мифов». Выступавший на конференции профессор Санкт-Петербургских Духовных школ магистр богословия протоиерей Геор-гий Митрофанов, по словам заместителя главного редактора весьма выдержанного православного интернет-сайта «Русская линия» Александра Колышкина, «также взялся разоблачать «расхожие мифы современного церковного сознания». Отец Георгий заявил, что в России вообще никогда не преобладало христианское представление о семье и браке (!), а среди сонма русских святых практически отсутствуют семейные люди. На замечание о святых Петре и Февронии как примере идеальной супружеской пары в русской агиографии член Синодальной комиссии по канонизации святых во всеуслышание заявил: «Нам неизвестно доподлинно, существовали ли эти люди вообще». Вот так! Церковь взывает: «Святые Петре и Февроние, молите Бога о нас!», а отец Георгий заявляет: «А я вообще сомневаюсь, что вы есть».
   Но ведь о. Георгий - лицо официальное. Он ведь не сам по себе. Сказал он во всеуслышание. Однако разве его кто-то так же публично одернул?
   По словам того же журналиста, отец Георгий «не думает ни о верующих, которых ввёл в смущение своими нелепыми заявлениями, ни об авторитете Церкви. И это мы слышим от преподавателя Петербургских Духовных школ, который обучает наших будущих пастырей?!.. Чему же он учит наших семинаристов?!»
   А вот чему:
   «Одержимая... доверием к Распутину»; «Она доверяет каким-то старцам, но не доверяет признанным авторитетам нашей Церкви», - такие «мысли» о Царице мученице Александре Новой вдалбливает в наши дни в головы семинаристов протоиерей Георгий Митрофанов. С какой же совестью этот член Синодальной комиссии по канонизации принимал решение о прославлении Царицы мученицы в лике святых? Объяснение подобным гадостям, причём со ссылками на Священное Писание и Святых отцов, этот учёный протоиерей, разумеется, найдёт. Только как быть с совестью?
   А раз можно так безнаказанно куролесить, то можно ехать и дальше!
   Через несколько дней после конференции протоиерей Георгий, как настоятель собора Петра и Павла при Петербургской Духовной академии, «безбоязненно отслужил панихиду по славным воинам власовской армии. Мало того, сразу же после панихиды батюшка назвал покойных настоящими патриотами, сумевшими в невыразимо трудной ситуации сделать правильный выбор, требующий удивительной силы духа».
   И опять молчок. Вот если бы протоиерей о Царе Иоанне Васильевиче или о Григории Ефимовиче что-нибудь доброе сказал, тогда бы его, конечно, одернули и весьма чувствительно.
   Минул еще год. И 19 мая 2009 г. в Санкт-Петербурге прошла презентация книги протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. Запретные темы истории ХХ века». Широко разрекламированный как церковный историк, профессор Духовной Академии, член Синодальной комиссии по канонизации снова написал там о милом его сердцу генерале-предателе Власове.
   «Дальше всех в восхвалении талантов протоиерея Георгия Митрофанова и его книжки, - отмечалось на сайте «Русская линия», - продвинулся ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, который ничтоже сумняшеся заявил, что подписание указа «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» Президентом России Дмитрием Медведевым свидетельствует о том, что Президент услышал отца Георгия. «Эта комиссия призвана развеять советские мифы о нашем прошлом», - считает журналист. По его мнению, не случайно указ опубликован в день презентации книги протоиерея Георгия. Как бы после этого не поползли слухи, что отец Георгий является духовником Президента России!»
   Наверняка Чапнин вскоре пожалел о своих более чем вольных публичных разглагольствованиях, узнав о том, что Патриарх Кирилл увещевал зарубежных иерархов не ворошить прошлое, связанное с вражеским прихвостнем.
   Кстати, помянутый Чапнин в свое время «раскручивал» в православных СМИ игумению Любовь из Ново-Тихвинского монастыря.
   Рука руку моет.
   
   + + +
   Да, все эти «новины» вовсе не те, в которых «нам старина наша слышится». Совсем не те.
   Этого не могут не чувствовать и сами творцы этих «новин».
   «Православие, - заявил, заранее дуя на воду, Кураев, - это не только для бабушек, это не возрастное гетто, православие - для всех, а значит, и для людей, принадлежащих к различным субкультурам».
   Итак, «бабушки», «гетто», «субкультуры». Не нашлось у профессора Духовной академии других слов. Для нас. Но «бабушки» эти, между прочим, те «белые платочки», которые, по словам наших прежних иерархов, спасли нашу Церковь в лихие времена. Те «белые платочки», чьими лептами и трудом совсем недавно восстанавливались разрушенные храмы. Те «белые платочки», которыми поддерживаются ныне храмы. Те, наконец, «белые платочки», которые родили и вынянчили нас, грешных, молящихся в них.
     Ох, какими неблагодарными умеем мы быть!
     Какая короткая у нас память!
     «Лепте вдовицы» предпочитаем новорусский толстый кошелек, который - не забудем - и распух-то от слез многих таких вдовиц.
     Но не забывайте: ведь не всё еще закончилось. Даже и здесь, на земле.



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION