22.05.2008: КАДЬЯК
Паломничество к Герману Аляскинскому

   
Редко русскому человеку выпадает счастье побывать на земле, когда-то принадлежавшей России. Это - Аляска. Еще реже удается добраться до аляскинского острова Елового, где жил и скончался святой Герман Аляскинский. Профессору Александру Д. Портнягину из американского университета Джонсон и Уэйлс, что в г. Провиденс, штат Род Айлэнд, и его супруге Валентине П. Имтосими, директору театра-музея «Благодать» в г. Кисловодске, удалось совершить редкое паломничество по святым местам.
   

Икона Святого Германа Аляскинского


   Одна только мысль побывать на Аляске захватывает воображение человека, особенно русского. Причины посетить открытый и освоенный русскими край могут быть разные, но волнение всегда одно и то же. Оно огромно. Тому, кто не поверит моему рассказу, хочу искренне и настоятельно посоветовать - изыщите возможность побывать там, и вы лично убедитесь, что это - русская земля. Именно так мы чувствуем себя с женой, когда оказываемся на Аляске. Думаю, главная причина кроется в том, что эта далекая северная земля была освещена русскими духовными лицами, среди которых находился и преподобный Герман, в 1970 г. прославленный как Герман Аляскинский.
   Духовная миссия с острова Валаам, в составе которой добровольно находился монах Герман, отправилась из Петербурга в конце 1793 г. и добралась до своей цели - до острова Кадьяк в сентябре следующего года. Несмотря на трудное, полное опасности путешествие, миссия, в которую входили шесть иноков и четыре послушника, еще до прибытия на место назначения начала крестить алеутов, живших на соседних островах. О том, с какой радостью и желанием осуществлялось крещение, говорит тот факт, что островитяне после принятия христианской веры повсеместно жгли и уничтожали шаманские принадлежности. Постоянно же распространение Православия начинается с острова Кадьяк по прибытию туда духовной миссии в 1774 г.
   В конце февраля 2005 г. мы прилетели на этот остров из Анкориджа, столицы штата Аляска. Это была благословенная поездка. Нашей главной и единственной целью было паломничество по местам Германа Аляскинского. Еловый остров, куда мы стремились попасть, был последним пристанищем святого, где он жил отшельником последние годы жизни. Будучи еще в Анкоридже, куда мы прилетели из Бостона, нам удалось познакомиться с владыкой Аляскинским Николаем, благословившим наше путешествие по святым местам. Добраться до Елового даже в летнее время, как рассказывали нам кадьякские монахи, является часто несбыточной мечтой многих паломников. Сопровождать нас взялся вместе с послушником отец Алексей, типичный представитель кадьякского духовенства, среди предков которого были и русские поселенцы. Одной из драгоценных семейных реликвий, которой гордится о. Алексей, является лодка старой постройки, оставленная в наследство его дедом, русским по происхождению.
   Перед тем, как отправиться в плавание, мы посетили кадьякский храм Воскресения Христова, построенный еще духовными первопроходцами, и приложились к раке со святыми мощами Германа Аляскинского. Потом нас пригласили на монастырскую трапезу, где мы отведали очень вкусную пищу вместе со слушателями местной семинарии. Среди них оказалось много потомков смешанных браков, о чем они охотно рассказывали нам после трапезы.
   На следующий день, мобилизовав все свое мужество, мы сели на моторную лодку, которая принадлежала отцу Алексею, и вышли в море. О. Алексей уверенно маневрировал среди буксиров и небольших торговых катеров, столпившихся у причалов Павловской гавани. В этих краях у нас было немало диковинных встреч. Меня лично больше всего поразило немалое количество морских львов, огромных многотонных морских животных, мирно пристроившихся на корме небольших судов и с удовольствием купающихся в лучах февральского солнца. Здесь же по палубе ходили моряки, почти не замечая присутствия морских гигантов.
   Расстояние между островами Кадьяк и Еловый невесть какое - меньше двух километров. Опасность же морского перехода с одного острова на другой состояла в том, что узкий пролив представлял собой как бы сообщающийся сосуд, по которому морская вода переливалась в обоих направлениях из одной части океана в другой. Нам рассказывали, что иногда люди, находясь между двумя островами, сутками не могут пристать к берегу. Еще более впечатляющим показался нам рассказ о том, как кадьякская администрация решила нарушить последнюю волю отшельника-старца, завещавшего похоронить его на Еловом острове. Когда чиновники попытались отправиться на остров, чтобы перевести тело усопшего на Кадьяк, поднялась сильная буря, свирепствовавшая целый месяц. Естественно, никто не решился выйти в море в такую жуткую погоду.
   К нам судьба была благосклонна, и мы благополучно добрались до Елового острова. Правда, моя напуганная жена в течение всего двухчасового перехода напряженно держалась за мое плечо, в то время как лодку легко подбрасывало на небольших волнах искрящегося на солнце пролива. Для моей же спутницы они казались девятым валом.
   Тот, кто побывал на Валааме, охотно согласится, что небольшой и безлюдный Еловый остров во многом напоминает природу крайнего севера России, где находится известный мужской монастырь. Недаром свою последнюю обитель о. Герман называл не иначе, как «Новый Валаам». В этом проявились не только приверженность и верность принципам Валаамского монастыря, которые преподобный соблюдал в своей духовной жизни на Аляске, но и щемящая ностальгия по родному монастырю и матушке России.
   Чтобы добраться до кельи кадьякского старца, мы прошли не один километр по сказочно-берендеевскому лесу. Кругом - стройные торжественно устремленные в небо высокие ели, многочисленные замшелые пни, а также толстые упавшие стволы деревьев. Последние оказались кстати, так как помогли нам перебраться через одну из небольших местных речек. Большое волнение у нас вызывали иконы, которые были прикреплены непосредственно к деревьям на всем пути нашего следования вплоть до поселения о. Германа. Напившись холодной, кристально чистой воды из святого источника, который по сей день бьет недалеко от сохранившейся обители, мы продолжили наш путь и вскоре увидели сначала бревенчатую келью, а потом и землянку, первое жилище, построенное преподобным во время переселения на остров.
   В тот светлый солнечный день, казалось, Божья благодать была ниспослана на нас. Мы ведь не только успешно преодолели коварный пролив между двух островов и благополучно добрались до обители, где закончил свою духовную миссию и жизненный путь русский святой. Для нас о. Алексей и сопровождавший его послушник отслужили часовой молебен прямо в кельи. Было очень холодно, и пар струился изо рта читавших молитвы, однако необъяснимая атмосфера духовного блаженства царила вокруг, наполняя душевным теплом наши сердца и тела. Редкие и очень немногочисленные принадлежности о. Германа усиливали торжественно-волнующее состояние нашего пребывания в четырех стенах небольшого и скромного жилища, в котором преподобный закончил жизнь своего четвертьвекового пребывания на острове.
   Покидая Еловый остров, мы чувствовали себя бодрыми и вдохновленными людьми, готовыми смело и без боязни пересечь пролив, так часто наводящий страх на паломников. Как будто сам святой Герман сопровождал нас на обратном пути, помогая и поддерживая, как он это делал всю свою жизнь в отношении местных жителей и заезжих соотечественников в те добрые и далекие времена, когда Аляска являлась неотъемлемой частью Государства Российского.
   

Профессор А. Д. ПОРТНЯГИН,
   университет Джонсон и Уэйлс,
   г. Провиденс, штат Род Айлэнд,
   США


   
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION