17.01.2003: К ВОПРОСУ ОБ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

   Довелось мне с подругой побывать в паломнической поездке в Польше, в Ченстоховском Ясногорском монастыре, где находится чудотворный образ Богородицы ''Ченстоховская''. И вот один православный батюшка в поездке рассказал там удивительную историю. Что где-то в 1440-х годах паулины (монахи монастыря - католики) однажды, придя утром на службу в Ясногорский монастырь, увидели, что икона Богородицы ''Ченстоховская'' пуста, просто черная, изображение исчезло (?!). Срочно были вызваны итальянские иконописцы - католики и написали икону Ченстоховской заново. Его рассказ заинтересовал меня, и я записала его слово в слово. Я стала его спрашивать, где это описано. Но он ответил, что материалов по этому поводу у него нет. Позже он нам передал польский православный журнал ''Ведомости польского автокефального православия''. Варшава, № 4, 1974 г. И там на стр. 44-51 статья А. И. Рогова из России об иконе Ченстоховская. Журнал на польском языке. Кто такой А. И. Рогов, я не знала. Я разыскала ''Энциклопедию православной святости'', Москва, изд. ''Лик-пресс'', 1997 г. Авторы А. И. Рогов и А. Г. Парменов. Это большой двухтомник. Там помещен очень необычный образ Ченстоховской и история иконы. А в книге ''Древнерусское искусство'', изд. ''Наука'', 1972 г. на стр. 316-321 опубликована та большая статья А. И. Рогова из польского журнала. Статья называется ''Ченстоховская икона Богоматери как памятник византийско-русско-польских связей''. Вот небольшая часть статьи: ''...Но вернемся к рассмотрению самой иконы. Можно сказать, что как памятник византийской и древнерусской живописи Ченстоховская икона в настоящее время не существует. В 1434 году она была фактически написана заново на старой доске. Под ныне существующей живописью, как показали исследования реставратора Р. Козловского, нет ни малейших остатков первоначальной живописи. Даже сам грунт наложен был на доску заново. Для ее реставрации были приглашены живописцы, работавшие в греческой манере, т. е. мастера, несомненно, из украинских и белорусских земель. Все их попытки прописать икону по сохранившимся контурам не дали результатов: накладывавшиеся ими краски оплывали... Только после наложения нового грунта живописцы смогли написать икону заново. Но в этой новой по существу иконе было уже чрезвычайно мало от ''греческой манеры''. Отчаявшись исправить икону, западнорусские мастера уступили свое место другим. Откуда происходили эти новые живописцы, сказать трудно...'' В статье приводится и икона из Ясногорского монастыря.

   Далее в книге ''Шедевры украинской иконописи 12-19 столетия''. Изд. ''Мистецтво''. Киев. 1999 г. находится список иконы Ченстоховская на стр. 176. Здесь же справка об иконе. Вот из нее отрывок: ''...Вид древнего оригинала не сохранился. Икона, которая теперь находится в монастыре Ясной Горы в Ченстохове, ''перемальована'' в 1434 году на западный манер. Сохранилась лишь византийская иконографическая схема. Одна из примет иконы - две линии на правой щеке Марии - след удара мечем. Икона стала католической святынею, однако почитается в православной церкви. Многочисленные копии с ней по всей Украине...'' Здесь также приводится несколько списков образа Ченстоховской.

   В книге ''Ясная Гора. Светилище Богородицы''. Narni-Terni, 1992 г. Italia на стр. 6 читаем: ''...По свидетельству Петра Рисинуса в его книге ''История пулькра'' (1523), реставрация иконы была позже проведена в Кракове при дворе короля Владислава Ягеллы. Художники накладывали несколько раз новые краски, но они не держались и быстро сплывали. Сегодня нам известно, что трудности этих реставраторов исходили из того, что они писали темперными красками на образе, выполненным восковой техникой (енкаусто). Не смея справиться с задачей, художники соскребли с деревянной основы остатки первоначального письма и написали новую, наиболее точную копию образа. На местах сабельных порезов на лике Божией Матери резцом были обозначены их следы для увековечения варварского деяния...''

   А вот другая книга: ''Материалы научной конференции, посвященной памяти полководца М. И. Кутузова-Голенищева'', изданной в Санкт-Петербурге в 1993 г. На стр. 87 статья полковника, кандидата исторических наук, доцента Санкт-Петербурга В. Д. Мелентьева ''Актуальные проблемы истории Отечественной войны 1812 года и биографии М. И. Кутузова''. Читаем: ''...Однако имеется еще одна из причин, тщательно до сих пор скрываемых от читателя. Суть ее такова. По занятию русскими войсками польской крепости Ченстохов Кутузов реквизировал из городского собора икону Ченстоховской Богоматери, направив ее в дар Казанскому собору. Что же касается польских служителей духовенства, то они изготовили копию упомянутой иконы, которую до сих пор в день ее так называемого ''плача'' выносят во главе религиозных процессий.

   К сожалению, усилиями цензоров факт этот под предлогом ''недопущения травмирования психики верующих католиков'' к огласке не допускается. Думается, однако, что правда должна оставаться правдой. Поэтому и в этом отношении следовало бы окончательно разобраться.

   Что касается образа иконы Ченстоховской, привезенного в Казанский собор С.-Петербурга, то в литературных источниках он разный. Так в книге: ''Казанский собор''. Санкт-Петербургская епархия. Артдеко, 2001 г., стр. 86 этот образ один, а в книге ''Православие, армия и флот России''. Изд. ''ЭГО'', Санкт-Петербург, 1999 г., стр. 25, он совсем другой. Описывается точно облачение еще и третьего образа из Казанского собора в сообщении ''Ченстоховская икона в Петрограде'' из журнала Историческая летопись, 1915 г., книга 6, перепечатанном в ''Русском Вестнике'', № 43-44, 2002. ''...Образ Божией Матери Ченстоховской облачен в жемчужную ризу высокохудожественной работы, украшенную драгоценными камнями. Особенно обращает на себя внимание жемчужина величиной в лесной орех на одежде Божественного младенца, икона увенчана золотою короною и окружена золотым сиянием. Подлинная икона Ченстоховской Божией Матери византийского письма и была принесена из Греции в Галицию, а затем в Ченстохов''. И далее: ''О происхождении иконы, находящейся в Казанском соборе, секретарь виленской духовной консистенции по поручению святейшего синода делал исторические исследования и признал, что эта икона и есть подлинная Ченстоховская, в Ченстохове же осталась только копия''.

   Как же выглядел и как назывался первообраз иконы Ченстоховская? Нужно отметить один из интересных фактов в отношении истинного названия иконы, до того как она попала в Ченстохов. Так в книге ''Ченстоховская икона Божией Матери''. М., ''Ковчег'', 2002 г. на стр. 48 пишется, что ''...Пресвятая Богородица, уходя на другие земли по неведомому Божиему Промыслу, не хотела оставлять свой народ без духовной поддержки. В дороге, которая проходила через Турковицы, вблизи рощи от иконы начало исходить сияние и Божия Матерь явила там еще один (нерукотворный) чудотворный образ, который позднее стал называться Турковическим-Ченстоховским. На этом месте был тогда основан женский Турковический монастырь. Так гласит предание белорусского народа''. И этот же образ по книге ''Чудотворные иконы Божией Матери''. Минск, 2001 г. Свято-Петропавловский собор, стр. 146, имеет еще и другое очень загадочное название ''Всех древних пророчеств извещение''. (''Яблочинско-Турковицкая'' по месту теперешнего ее нахождения в Польше, г. Яблочинск, мужской монастырь св. Онуфрия Великого).

   А если учесть вышеуказанные сведения из литературы (''Ясная Гора. Светилище Богородицы'') о выполнении первообраза восковой техникой (енкаусто), то по книге ''Христианские ''реликвии в Московском Кремле''. М., ''Радуница''. 2000, стр. 141 следует: ''...В греческом монастыре Mega Spelaion(Великой Пещеры) на Пелопонессе хранится чудотворный образ ''Богоматерь Спилиотисса (The Monastery of Mega Spelanion Brif history. Kalavrita, 1989. П. 19-28).

   По современному описанию икона представляет собой рельеф толщиной около 4 см, выполненный ''из воска и других веществ''. На иконе дано поясное изображение Богоматери, обращенной наклоном головы и взглядом к Младенцу Христу, сидящему на ее правой руке. В правой руке Младенца Евангелие (The Monastery of Mega Spelanion, П. 23). Н. П. Кондаков упоминает икону ''Богоматерь Спилиотиссы'' монастыря Mega Spelanion, в честь которой в скалах Акрополя, в Афинах, была вырублена церковь Панагии Спилиотиссы (Кондаков, 1914-1915. Т. 2. С. 29). По мнению А. М. Лидова, посетившего монастырь Mega Spelanion в 1999 г., икона может быть датирована концом 11-13 веками.

   Древний образ Спилиотиссы, еще подробно не исследованный, интересен как редкий византийский памятник, выполненный высоком рельефе из воска в соединении с иными, очевидно, минеральными веществами. Таким образом, иконы ''Богоматерь Спилиотисса'' и ''Богоматерь Влахернская'' позволяют высказать суждение о том, что в Византии существовала практика изготовления воскомастичных икон'', одной из которых и является, по-видимому, первообраз нашей иконы Ченстоховской.

   А у нас в России, на Украине и в Белоруссии много древних чудотворных списков с образа Ченстоховской, очень всеми почитаемых. У меня собралось более ста списков (по книгам, личные фото паломнических поездок). Поражает, что на землях нашего Отечества они (образы) совсем другие. Я не говорю о новописанных иконах. Все образы очень древние, чудотворные и написаны почти все в нашем духе, стиле. Но не такие, как в Ченстохове! Одна р. Б. Елена, горячая почитательница этого образа, очень верно и тонко подметила доброе название ''наших'' образов - ''словянки''.

   Встает вопрос: почему же наши древние иконы (списки Ченстоховской) так разительно отличаются от образа в монастыре на Ясной Горе? Недаром один из образов иконы у нас называется ''Вразумительница'', а другой ''Ключ разума''.

   7 января 2003 года в Москве, в храме Девяти мучеников Кизических на вечерней службе состоялся Соборный молебен пред образом ''Ченстоховская'', имеющимся в этом храме. При многолюдном стечении народа и необыкновенном подъеме духа и сердечной радости этот молебен был впервые отслужен в Москве соборно. Казалось, что ангелы пели вместе с нами. Этот чудесный молебен отслужил о. Сергий из этого храма, который находится между Белым домом, московской мэрией и американским посольством. На молебен многие пришли с иконами и хоругвями. После елеопомазания у этой иконы еще долго не хотелось никому расходиться. Раздавали иконы ''Ченстоховской'', обменивались новостями. На всех крестных ходах в Москве, в Питере, Иванове, Боголюбове, Украине, Белоруссии с нами идет образ Богородицы ''Ченстоховская''.

р. Б. Надежда РОМАНОВА.



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION