22.08.2006: О СМЫСЛЕ, СОДЕРЖАНИИ И ПОСЛЕДСТВИЯХ "РЕФОРМ" ОБРАЗОВАНИЯ'

   Истинное школьное образование призвано заложить основы ??полноценной личности,!! то есть человека, утвердившегося в родном слове, мыслящего, духовно и нравственно устойчивого, исторически верно ориентированного, эстетически воспитанного, патриотически убеждённого, физически здорового, развитого и устремлённого к созиданию и творчеству.
   Именно такое образование обеспечивает окончившему школу возможность свободно жить, развиваться, найти своё созидающее место в жизни, обрести счастье и реализовать свои человеческие права.
   Для !!полноценного образования!! недостаточно сведений, обусловленных прагматической надобностью. Его цель - формирование ??основ верного миропонимания;!! тут необходим запас знаний, обеспечивающий известную полноту представлений, духовно-умственную зрелость. Всё это выходит за пределы элементарной грамотности и практически необходимых сведений и образует ??основы мировоззрения,!! т.е. целостного образа мира и системы стратегических к нему отношений.
   ??Мировоззрение!! зиждется на всестороннем представлении о человеке и окружающей его действительности, вещественной и духовной, и выражается в осознании единства человека и мира и места в нём человека. Это создаёт возможность свободной ориентации в мире, обеспечивает самостоятельность суждений, основанную на стремлении к Истине. Это стремление может быть успешно только при наследовании плодотворного опыта многих поколений, при опоре на ??культуру,!! при известной "поучительности" сведений.
   Теряя изначальную философичность, школьное знание перестаёт быть ??образовательным;!! оно становится инструктирующим, утилитарно-прагматическим, прикладным, бескрылым, неблагодатным. Истинная школа призвана воспитать ??любовь к знаниям.!!
   Названные черты ??полноценного!! образования в значительной мере были присущи школе советского периода (времени её расцвета). Однако односторонность материалистических представлений, лежавшая в основе официальной идеологии, обедняла смысл образования, сводя его сферу к явлениям и законам вещественного мира. Тем не менее среднее образование опиралось на ??систему!! и ??принципы научности,!! на достаточно широкое восприятие плодотворных ??традиций отечественной культуры и просвещения,!! на основательность (фундаментальность) и достаточную полноту важнейших сведений по школьным предметам, исходящих из целеполагающего содержания основных научных дисциплин. Костяк программ составляли ??фундаментальные!! дисциплины, а количество часов, отводимых на их освоение, соответствовало в целом важности предмета, объему материала, необходимого для образовательно целесообразного представления о нем.
   Советское образование, худо ли, бедно, являло собой систему, ориентированную на поставленную цель: становление всесторонне образованного, гармонически развитого и деятельно организованного человека, смысл жизни которого определялся как труд, должный и совестливый, во имя светлого будущего народа и Отечества. Такая цель представлялась благородной и убедительной, но оказалась неосуществимой. Почему - особый вопрос.
   Что же привнесли в школу изменения, которые ошибочно называют реформами? Прежде всего - ??инновации,!! т. е. ??новации без традиций.!!* Они были объявлены ведущим фактором развития образования; повсеместно был введен в действие механизм "непрерывного обновления образования". И это обновление, в сущности, научно не контролировалось. Между тем школьное образование консервативно по своей сути: оно закладывает в любой области - коренные, основополагающие знания, на которые можно опираться в постижении нового; но научает мыслить на языке предмета; указывает его самые общие, органические закономерности. История образования подтверждает: наибольшего успеха школа достигала в периоды стабильного существования, когда опиралась на предшествующие плодотворные культурные традиции. Таким образом, названный "поворот" мог иметь и имел в целом ??только разрушительные последствия:!! школу до сих пор лихорадит от нововведений, оргноваций; учителя стонут под гнетом канцелярской отчетности и навязываемых псевдоэкспериментов...
   В таком состоянии, в сущности, нет условий для нормальной работы школы. И успехи отдельных коллективов достигаются вопреки указанным обстоятельствам. О современной инновационной школе верно сказано в замечательном романе В. Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана": "...В школу, как новую мебель, натащили новые науки, появились учебники с откровенными картинками и призывами вроде "Бейте лампочки в подъездах, люди вам спасибо скажут..." "...К прошлогодним новациям добавились свежие, каждый день по семь-восемь уроков, а на русский язык час в неделю, на отечественную историю тоже час, второй час отдали журналистике. Три программы на шее - общероссийская, местная и особо своя, школьная, с набором факультативов, все решительней занимающих главное место. Превращалась школа в старую клячу, неспособную тянуть телегу со всеми, кто в нее понавскакивал. А упадет она от бессилия эта кляча, и добьют, исколют своими острыми указками расплодившиеся "культурологи" и потребуют огонь-скакуна, у которого бы искры летели из-под копыт, когда помчит он по безбрежным мирным нивам".*
   Отмеченные изменения связаны с другим нововведением: ??ориентацией на стандарты,!! определяющие минимум знаний; а по сути - на него нацеливающие.
   Ориентация на ??минимум!! знаний дает на практике - ??минимум минус издержки преподавания.!! Так осуществляется объективно - ??снижение содержательного уровня образования.!! Значительная часть стандартов составлена без должного учета значения предмета и необходимого для личностной ориентации в мире объема школьных знаний. В стандартах по ряду дисциплин отсутствуют или недостаточно представлены основополагающие понятия, без которых полноценное восприятие дисциплины невозможно или весьма затруднительно. Даже в Национальной доктрине образования, документе, долженствующем определить образовательно-воспитательную стратегию, отсутствуют понятия Бог, народ, Родина. Но без них (как и без ряда других основополагающих понятий) невозможно понятие служения, а, следовательно, исчезает насущнейшая задача воспитания.
   Чтобы представить размеры разрушительной "перестройки" содержательности программ, приведу лишь один пример. В ХХ веке, в период расцвета советской школы, учащиеся в обязательном порядке (не считая проверяемого внеклассного чтения) изучали со 2-го до 8-го класса 30 басен И. А. Крылова. Нынешний стандарт предлагает лишь 4 (по выбору!). Подобное сокращение (в той или другой мере) касается и других классиков, на творчестве которых только и можно обучить родному слову и русской словесности.
   Замечу, что "изгнанию" из программ подвергаются в первую очередь произведения, в которых явственно ощутим народный идеал, русский дух. Так, из предпоследнего издания Стандарта по литературе были выброшены - "Повесть временных лет", "Житие Бориса и Глеба", "Поучение Владимира Мономаха", "Сказание о Петре и Февронии Муромских", 17 басен Крылова, баллады В. А. Жуковского, 13 стихотворений и две поэмы А. С. Пушкина, 14 стихотворений М. Ю. Лермонтова, "Конек-Горбунок" П. П. Ершова, "Аленький цветочек" С. Т. Аксакова, "Гроза" и другие пьесы А. Н. Островского (оставлена 1!), 10 стихотворений и две поэмы Н. А. Некрасова (оставлено 4 стихотворения и 1 поэма по выбору) и т. д.
   Сокращение обязательных для изучения в школе произведений русской классики давно перешло границы минимума, за которым начинается невежество и профанация. Стандарты по предметам "русский язык" и "литература" для массовой средней школы вследствие организованной их ущербности непригодны для ориентации при обучении, имеющем целью полноценное среднее образование.
   Изучение гуманитарных дисциплин подверглось за последнее время еще одной антинаучной диверсии: у наших школьников отнимают возможность приобрести историческое мышление. Так называемый "концентрический" метод изучения словесности и истории дезориентирует восприятие явлений, которые можно верно осознать только в последовательном движении во времени от истоков и причин - к следствиям в контексте исторического развития. ??Историческое изучение литературы - единственный путь ее грамотного освоения.!! "Всякое произведение, выхваченное из своего исторического окружения, также теряет свою эстетическую ценность, как мазок художника, вырезанный ножом из картины, - писал акад. Д. С. Лихачев. - Нужно знать эпоху, биографию писателя, искусство его времени, закономерности историко-литературного процесса..."*
   ??"Концентрический принцип" преподавания создает серьезные предпосылки повреждения нормального сознания личности.!! Нечего и говорить, что изучаемые "обрывки" литературы вне истории воспринимаются ложно, либо вообще не могут быть грамотно осмыслены. Во всем этом несомненная вина так называемых реформаторов.
   Вопрос этот остается открытым и ныне.
   ??Ослабление гуманитарной области школьного образования и прежде всего - изучения родного слова - это, несомненно, удар по всей системе образования.!! Потому что только через слово мы овладеваем духовно-практическим опытом жизни, знаниями земной и Божественной истины, информацией, развернутой во времени от мгновения до Вечности. Ныне значительная часть выпускников массовых средних школ не владеет уже русским литературным языком в той степени, какая обеспечивала бы их дальнейшее самостоятельное развитие в сфере науки и культуры... При этом нас не могут не радовать успехи отдельных школ, в том числе православных гимназий и лицеев, но речь идет не о них...
   Не менее драматично обстоит дело с изучением отечественной истории. Только усилиями учителей-энтузиастов в отдельных школах она преподается удовлетворительно. Из предпоследнего стандарта (при сокращении) были выброшены, например. Такие разделы: "Церковь в русском государстве", "Пугачевское восстание", "Заграничный поход 1813-1814 гг.", "Народничество" и многое другое.
   Чтобы хоть как-то осознать, каких воспитательно-образовательных импульсов лишаются при таком варварском, кощунственно-тенденциозном отношении к истории школьники, напомню хотя бы один исторический факт. Заграничный поход 1813-1814 гг. был не просто "преследованием захватчика", он был актом религиозным по внутренней сути. Не случайно в 1806 году Святейший Синод Православной Всероссийской Церкви заявил, что "неистовый враг мира и тишины Наполеон Бонапарте отложился от христианской веры, самовольно присвоил себе королевскую власть Франции", подверг гонениям церковь. Восстановил иудейский синедрион, "который некогда дерзнул осудить на распятие Господа Иисуса Христа, собрал в Париже всемирный еврейский совет" и "отринув мысли о правосудии Божием... мечтает... похитить (о чем каждому человеку и помыслить ужасно!) священное имя Мессии..."*
   Исторически значимо и символично было завершение похода. 29.03/11.04.1814 года государь Александр I стоял на площади Согласия перед походным алтарем. "Православный алтарь установили на том месте, где в 1792 году был казнен Людовик XVI и где в день коронации Наполеона пламенела красная пятиконечная звезда", символ Масонства. На площади стояли батальоны православного воинства, и полковые священники возглашали "Христос Воскресе", на что многотысячный хор ратников отвечал: "Воистину Воскресе!"*
   Итак, под прикрытием "реформ" идет разрушение образования сверху и одновременно (о чем свидетельствует и это наше собрание) сопротивление этому разрушению - снизу при поддержке Церкви и малой части честных чиновников.
   Разрушение происходит посредством: 1) минимизации и стандартизации знаний; 2) разрушения их системности, научной мотивированности; 3) сужения и примитивизации целей образования, злонамеренного сужения его образовательной и воспитательной роли.
   Это влечет за собой разрушение культуры значительной части молодежи, что происходит: 1) вследствие сознательного принижения национального духовного потенциала коренной русской культуры и просвещения и систематического искажения подлинного их характера, содержания и смысла. Подмены традиционных культурных ценностей фальшивыми поделками масскультуры, путем ее глобального навязывания; 2) разного рода систематическими воздействиями на сознание с целью разрушения (в представлении человека) освященной духовным опытом поколений иерархии ценностей; 3) путем активной работы по денационализации культуры, т. е. ее уничтожения, ибо у народа может быть или своя культура или никакой, ведь чужая культура ему не принадлежит.
   Снижение образованности и культуры в преддверии "грядущей эры борьбы и конкуренции здоровых сознаний и производителей системных знаний",* разумеется, явление сугубо отрицательное, ибо государственные интересы требуют как раз обратного: развития образования и его возвышения над уровнем, достигнутым в ХХ веке...
   Одна из важных причин, тормозящих противостояние разрушительным изменениям в образовании, в следующем: значительная часть тех, кто учит, и тех, кто учится, имеет весьма примитивные, а то и ложные представления о человеке. Неслучайно враги нашего образования (а таковые, несомненно, есть) мешают внедрению в школу всего, что открывает загадку человека или способствует обнаружению его истинных качеств, в том числе курса "Православной культуры". Ведь образование, если оно полноценное и истинное, как раз и должно развитию этих человеческих качеств способствовать.
   Все документы, определяющие изменения в системе образования, обнаруживают непонимание задач школы в этом отношении. Однако лишь полнота представлений о человеке может стать основанием для создания полноценной системы образования.
   Свойства, определяющие человека, т. е. обозначающие предел качеств, присущих только ему, и вовсе не свойственные никакому другому биологическому существу, не осознаются в школе.
   Очевидно, что наличие мыслительных способностей или социальных качеств (при разном их уровне) не отделяет, а объединяет человека с высокоразвитыми тварями. Однако человек духовен, и это признают даже исповедующие религию атеизма.
   ??Духовность!! - это признание или ощущение того, что кроме вещественных, прагматических ценностей, в мире есть иные - духовные, более значительные и значимые. Это одновременно - признание этих ценностей над обыденными, но реальными, хотя и недоступными определению в категориях вещественного мира; это вместе с тем убежденность, что естественным свойством человека является "рефлекс идеала" (И. П. Павлов), абсолютно самоценное внепрагматическое стремление к Истине, Добру и Красоте, к Богу.
   ??Духовность!! - это (на высшей ступени) убеждение-знание о Божием бытии, Высшем начале жизни и стремление измерять и строить жизнь с учетом этого начала, что дает возможность обрести через внутреннее сокровенное созерцание и переживание целостное представление о бытии, внутренне ощущаемую целостную картину мира.
   ??Словомыслие!! - способность сосредоточивать ??в слове!! Умственный, чувственный и духовный опыт, слитый и "свернутый" в словесный образ и одновременно среда человеческого бытия и духовная среда человека - еще один его признак.
   Несомненным признаком человека как духовного существа является его ??историческое бытие.!! Человеку присущи черты, порожденные историческим временем; он наследует исторические традиции, причастен к историческим событиям, исполненным в сознании и памяти людей духовно-нравственного, общественно-политического и предметно-практического смысла. Человек в полноценном смысле - всегда историческая личность, которой свойственны исторически определенные, характерные для человека черты; он так или иначе определяет свое место в отношении к историческому движению, он живет историей и в истории, так или иначе имея внутреннее отношение к событиям истории, обретая в той или иной степени верную историческую картину, вырисовывающуюся через туман повседневности. В сущности право на человеческое существование неразрывно с правом каждого человека знать историю своего народа и быть сопричастным ей.
   **Вера!! - как безусловное убеждение и твердое сознание и целостное принятие определенных исторически воспринятых миропредставлений о всеобъемлющих (таинственных) законах Бытия, определяющих место в мире и жизненное поведение человека, ориентированное на Истину.
   ??Вера!! как "истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово" (св. Максим Исповедник) - переживается и воспринимается "глубиной нашей души" и всегда устанавливается как "самое главное в жизни" (И. Ильин).
   Исторически обретенная вера-религия органически связана с традиционной жизненной ориентацией и бытийным миропредставлением целого народа. Она составляет его национальное духовное достояние. Покушение на него является покушением на духовную жизнь народа, т. е. на одно из основных человеческих его качеств.
   ??Культура!! как устойчивое состояние сознания, бытие, внутренняя организация поведения, творчество и результаты творчества, утверждающие духовно-человеческое в человеке и для человека - имеет вторым признаком иерархичность: в ней существуют определенные, свойственные ей, несмешиваемые уровни оценки окружающего и внутреннего мира человека: святое, доброе (прекрасное), обыденное, пошлое, низменное. Наконец, истинной культуре присуще органическое наследование плодотворных духовных традиций; ей свойственно бережное, уважительное отношение к ним. Вместе с тем всякая истинная культура ??национальна.!!
   Все примеры, приведенные мною (если вдуматься), свидетельствуют, что новации в образовании мешают плодотворному развитию именно этих человеческих качеств.
   "Реформаторы" выдумали немало новаций. Это "дистантное" образование, ЕГЭ, тесты и проч. и проч. Все эти "новации" имеет одну особенность: они отдаляют учащегося от учителя и ограничивают возможности их полноценного общения, сводя его к тем или другим формальностям. Образование в широком смысле все чаще заменяется дрессировкой или натаскиванием на исполнение неких задач и заданий.
   При огромном сокращении аудиторных часов в школе и вузе ??становится почти невозможным!! не только творческое, но и вообще человеческое ??общение учителя и ученика:!! оно превращается в стандартный диалог, по крайней мере - к этому подталкивают создаваемые в школе условия.
   Таким образом школа меняется в сторону "расчеловечивания" общения. Поэтому и формирование основ духовного, нравственного и научного опыта учащихся, воспитание человеческих качество личности, обретя которые окончивший школу сможет вести полноценную духовно-практическую жизнь, становится все более затрудненным. Школа из храма знаний и питомника добротолюбия усилиями современных новаторов становится, говоря их же словами, сферой образовательных услуг. Естественно, что такая школа может успешно работать только вопреки создаваемым сверху условиям и декларируемым сверху же принципам: образование в сущности планируется как неполноценное, для этого словно создаются все условия.
   Все документы, обозначившие происходящие перемены в школе, вплоть до последних, касающихся модернизации образования и приоритетных направлений его развития, обнаруживают, что образование перестает быть государственным делом или что его разрушают вопреки государственным интересам. Если смотреть правде в глаза, нужно будет признать, что ??система образования в целом дезорганизована. Содержание дисциплин катастрофически снижено (по отношению к ХХ веку) и продолжает деградировать. Приведу только один пример. ??На выпускном экзамене!! по истории в 1904 году ??гимназист!! должен был ответить в течение часа на следующие вопросы (билет № 11).
   **"Русская история.!! Павел I. Новые постановления: меры ограничения помещичьей власти, постановление о цензуре. Итальянский поход Суворова. Александр I. Нашествие Наполеона, отступление Барклая, битва при Бородине. Взятие Москвы, отступление Великой армии. Венский конгресс. Министерства. Государственный совет. Сперанский. Училища. Крестьяне: свободные хлебопашцы.
   **Древняя история.!! Помпей. Серторианская война. Красс, восстание рабов, Спартак, Цицерон, заговор Катилины, Юлий Цезарь и первый триумвират, борьба с галлами. Борьба Цезаря с Помпеем, победа Цезаря при Фарсале. Александринская война. Диктатура и смерть Цезаря. Исправление календаря. Октавиан и второй триумвират. Октавий, Антоний и Лепид. Правление Октавиана Августа. Тевтобургский лес.
   **Средняя история.!! Византийская образованность. Искусство: византийский и романский стили.
   **Новая история.!! Людовик XVIII. Конституционная хартия. Июльская революция: Карл Х, свержение его, Людовик Филипп. Переворот 1848-1849 годов: Гизо, провозглашение республики, Людовик Наполеон, президент республики".
   И при этом никто не жаловался, что дети хиреют от перегрузки. В чем дело? Во многом. И прежде всего в системе гимназического образования, в отношении к учению. Наконец, в том, что вредных отвлечений, вроде телевизора, дискотек и компьютерных игр, тогда не было. Так или иначе, нам еще долго догонять дореволюционную гимназию, которую совершенно напрасно иные называли "школой зубрежки и муштры"...
   Если вдуматься, по каким линиям вводимых новаций, ведется разрушение, нетрудно понять: удар направлен ??против человеческой личности.!! Инноваторы по сути дела вывели за скобки основную цель школы - воспитание полноценной, творчески активной, высокодуховной нравственной личности. Нельзя назвать ни одного поддержанного реальными усилиями сверху постановления, которое бы содействовало этому. Дело спасают самоотверженные учителя. Только они.
   Тут я хочу ответить сразу тем, кто может упрекнуть меня в излишнем осуждении происходящего. Ведь есть же и хорошее. Есть. Но сверху идет по преимуществу разрушение. Это правда.
   
   Правда
   Земному взгляду Правда тяжела.
   Смириться с ней нам не хватает духу:
   Куда как легче глазу или уху -
   Смешенье с ночью дня, добра и зла.
   
   Мы к примиренью ближнего зовем
   И "мирен дух" принять его взываем.
   И мирным духом часто прикрываем
   И зло и грех в неведенье своем.
   
   Но Истина превыше мира, кстати;
   А святость восстает на грех и срам:
   Христос взял плеть и опорожнил храм
   От торговавших в доме Благодати.
   
   Святитель Николай всечестно нами чтим.
   Дал оплеуху Арию в наказ,
   И подтвердил для всех который раз:
   Кто против Истины, с тем он непримирим.
   
   Так будем помнить: Истина свята,
   Противным ей молчаньем - предается.
   Тот в примиренье к злу не остается,
   Кто "Аз есь Исина" воспринял от Христа!
   
   В заключение - одно предложение.
   Учитывая, что новации в образовании по преимуществу приносят гнилые плоды, что они в значительной мере непрофессиональны и невежественны, если считать, что они проводятся с добрыми намерениями, необходимо обратиться к высшей власти с просьбой - создать компетентную комиссию, которая бы объективно и нелицеприятно оценила все документы, утверждавшие новации в образовании, и дала бы им оценку, исходя из государственных стратегических интересов. Чтобы в обсуждении сих документов приняла участия широкая научная и педагогическая общественность.
   Чтобы те, кто вел нас по неверному пути и своими новациями приносил вред, были отстранены от работы в сфере образования или, по крайней мере, лишены командных постов.
   Наконец, чтобы были разработаны меры по исправлению создавшегося положения.
   

В. Ю. ТРОИЦКИЙ.


   
   Выступление на пленарном заседании XIV Международных Рождественских образовательных чтений 31.01.2006 г.
   
   Развитие образования в России. Национальный доклад. Под редакцией министра образования Российской Федерации Э. Д. Днепрова. СПб., 1992. С. 16. Новации оказывались по преимуществу орудием разрушения созидательных традиций, добрых начал и здравого смысла.
   
   Валентин Распутин. Дочь Ивана, мать Ивана. Повесть. Рассказы. Иркутск. 2004. С. 62; 195.
   
   Лихачев Д. С. Об эстетическом изучении памятников культуры прошлого //Вопросы литературы, 1963, № 3, с. 109, 110.
   
   Шильдер Н. К. Император Александр I и его время. Т. 2. СПб., 1904, с. 354-355.
   
   Кубенский А. Александр I в первой глобальной войне //Щербатово (Марзино) Православный историко-краеведческий альманах. Вып. I (6). М., 2001. С. 98.
   
   Корнус Георгий. Русский учебник - механизм построения российской государственности XXI века //Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке. Л. 1997. С. 185.



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION