14.02.2002: Голос русского зарубежья
Беседа с иноком Всеволодом (Филипьевым)

Инок Всеволод (Филипьев) является насельником Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), где несет послушание в издательстве преподобного Иова Почаевского, а также преподает в Свято-Троицкой духовной семинарии; автор трех книг духовной поэзии и сборника статей по церковно-патриотической тематике. Воспользовавшись приездом инока Всеволода в Россию, мы попросили его ответить на вопросы о жизни русского церковного зарубежья.

- Отец Всеволод, расскажите, пожалуйста, что нового в жизни русского церковного зарубежья?

- Конечно, самым важным событием в жизни русского церковного зарубежья является избрание нового первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Лавра. Основным местопребыванием митрополита Лавра является Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Когда владыка Лавр впервые в качестве митрополита прибыл в нашу обитель, то случилось неожиданное. В ночь на 1 ноября в монастыре вспыхнул пожар. Нужно сказать, что в ту ночь большая часть населения Америки, переодевшись в костюмы ведьм, вампиров и домовых, справляла бесовский праздник Хеллоувин. Около 12 часов ночи загорелась или была подожжена одна из хозяйственных построек, находящаяся в самом центре монастыря. Пожар угрожал расположенным рядом братскому корпусу и зданию семинарии. По милости Божией в ту ночь ветер дул в сторону леса, поэтому распространение пожара не было интенсивным. Тем не менее загорелись две соседние хозяйственные постройки и здание семинарии. Если бы вызванные братией пожарные приехали несколько позже, то здание семинарии и упомянутые постройки, вероятно, уже не удалось бы потушить. В актовом зале семинарии висела почитаемая Иверская икона Пресвятой Богородицы, являвшаяся в свое время келейной иконой митрополита Филарета (Вознесенского). Огонь, проникший в актовый зал через окно, остановился благодаря усилиям пожарных около этой иконы. Причем сама икона не пострадала, хотя стена вокруг нее обгорела. Пожар тушили до самого утра. Утром после литургии состоялся молебен, перед которым митрополит Лавр обратился к братии, семинаристам и прихожанам. Владыка Лавр начал с цитаты из Псалтири: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя». Затем митрополит Лавр смиренно обратил внимание паствы на то, что пожар попущен Господом за грехи и что нужно благодарить Господа и Пресвятую Богородицу за заступничество и милосердие. Богу было угодно, чтобы именно таким смиренным и кротким была первая проповедь митрополита Лавра в Свято-Троицком монастыре.

После молебна от имени насельников обители сказал слово иеромонах Роман (Красовский). Отец Роман, сдерживая слезы, обратился к митрополиту Лавру с трогательным словом. Он сказал: «Дорогой владыка митрополит Лавр. Когда мы узнали о вашем новом первоиераршем служении, то обрадовались за вас, но и были опечалены, так как служение это крестоносное. Мы намеревались устроить вам торжественную встречу в нашем монастыре, но Господь судил иначе... Случившийся пожар показывает нам, что наша земная жизнь временна. Все здесь на земле - прах и пепел. Главное наше жительство на небесах! Но в то же время мы не должны предаваться унынию. Мы сердечно рады за вас, рады вашему избранию и обещаем всегда помогать вам, дорогой владыка!».

- Отец Всеволод, скажите, отозвались ли каким-либо образом события в Америке 11 сентября 2001 года на жизнь русского церковного зарубежья?

- Да, эти события не могли не затронуть прихожан Русской Зарубежной Церкви, так как многие работали в обрушившихся зданиях Всемирного торгового центра. И вот что удивительно, мы знаем очень много случаев, когда наши прихожане были чудесным образом спасены от гибели 11 сентября. Кто-то из них в тот день опоздал на работу, кто-то отменил назначенную встречу, иные спаслись из горевших зданий. Повторяю, это не были отдельные случаи, это была целая цепочка чудес Божиих. Многие русские православные люди, пережившие события 11 сентября, всерьез задумались над своей жизнью. Они поняли, как обманчива земная суета с ее мимолетными удовольствиями, как важно всегда помнить о часе смертном и быть готовыми дать ответ пред престолом Всевышнего Судии...

- Отец Всеволод, ну а было ли среди печальных и грозных событий последнего времени что-то светлое?

- Да, было явлено новое удивительное чудо-знамение от иконы Знамения Курской-Коренной, являющейся Путеводительницей русского зарубежья. Напомню, что эта икона была явлена более семисот лет назад. Она была разрублена мечом во время татаро-монгольского нашествия и чудесно срослась, хотя шрам на задней стороне иконы сохраняется до сего дня. Преподобный Серафим Саровский, будучи отроком, чудесно исцелился от этой иконы. По промыслу Божию Курская-Коренная икона покинула Россию с армией Врангеля, став для миллионов русских изгнанников символом Святой Руси на чужбине. Все архиерейские Соборы и Синоды Русской Зарубежной Церкви проходят под покровительством иконы Знамения. И вот в августе 2001 года случилось следующее. Иерей Павел Ивашевич путешествовал с иконой по храмам и домам прихожан Чикагско-Детройтской епархии. Одна из прихожанок храма в Мениаполисе ждала в своем доме приезда Курской иконы. И вдруг с полок стали падать статуэтки восточных божков. Женщина испугалась, решив, что началось землетрясение, но после падения статуэток все стихло. И тут приехал отец Павел с Курской-Коренной иконой. Как в древности языческие идолы пали при появлении в Египте Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, так и ныне через чудотворный образ Богоматери было явлено новое знамение. Позже выяснилось, что местный приходской батюшка не раз просил эту прихожанку убрать из дома языческих идолов, но она оправдывалась тем, что держит их не как идолов, а как сувениры. Русских православных людей в зарубежье это знамение очень утешило, так им были вновь засвидетельствованы живое присутствие, покров и забота о нас грешных Матери Божией. В то же время всем нам и в России, и в зарубежье стоит задуматься над явленным знамением, ведь у многих в домах имеются восточные «сувениры», по сути - языческие идолы, которые должны быть решительно уничтожены.

- Отец Всеволод, в последние годы Вы активно участвуете в церковной, патриотической и общественной жизни России. Ваши книги известны русскому читателю, вы проводите встречи с верующими, часто выступаете на радио, а недавно Вас даже приняли в Союз писателей России. Чем вызвана такая Ваша деятельность и насколько она совместима с монашеским званием?

- Являясь рясофорным монахом, я стараюсь все делать по благословению священноначалия и своего духовника. Время от времени покидая монастырь и действуя в миру, я чувствую себя на послушании. Меня всегда вдохновляли слова Феодора Михайловича Достоевского о том, что спасение России изыдет из монастыря от инока. Эти слова я понимаю в том смысле, что иночество должно возвещать людям неотмирный евангельский идеал - идеал аскетический и мученический. Проходят годы, меняются внешние обстоятельства, но суть происходящего остается неизменной. С тех пор как две тысячи лет назад к людям пришла воплощенная Истина и Любовь, мир разделился. Путь иночества - это крестоносный путь Христа. По сути все православные христиане призваны быть иноками, то есть иными - не служителями зла, а детьми Света. Только вернувшись на этот путь, русский народ может обрести спасение.

Возрождение России невозможно до той поры, пока не будет уврачевана рана разделения русского церковного народа в России и в зарубежье. Поэтому, когда в середине 1990-х годов отношения между РПЦЗ и РПЦ МП зашли в тупик, мне подумалось, что спасительный выход не в диалогах и диспутах, а в том, чтобы нести положительную и честную информацию друг другу. На этом поприще я и стал действовать. Вскоре я убедился, что русский церковный народ с благодарностью и открытым сердцем приемлет положительный идейный и аскетический опыт русской эмиграции. Скажем, мои «Джорданвилльские зарисовки», являющиеся своего рода патериком, обошли очень многие российские православные издания и были приняты верующими с большим интересом.

Русским людям необходимо знакомиться и изучать опыт церковной эмиграции, накопленный в условиях жизни в секулярном обществе; опыт того: как беречь чистоту Православия, как хранить свое сердце, как достигать святости в наши нелегкие, возможно, предантихристовы времена. В свою очередь эмиграции жизненно необходимо общение с русским церковным народом, с русским старчеством!

Конечно, одной только внешней деятельности недостаточно. Необходима духовная работа. Намного легче говорить об идеалах, чем жить по ним. В области личного духовного делания я вижу перед собой бесчисленное множество нерешенных задач, а потому прошу у своих читателей молитв обо мне, грешном. Спаси Господи.

РУСИНФОРМ.




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION