26.12.2019: РАСКОЛ МИРОВОГО ПРАВОСЛАВИЯ
ЗАМЕТКИ С КОЖИНОВСКИХ ЧТЕНИЙ

   
   
   
   
   10 декабря в зале Союза писателей России прошли Вторые Кожиновские чтения «Русского собрания» на тему «Чем грозит России раскол мирового Православия»? Для организаторов очевиден тот факт, что наблюдающийся в новейшее время раскол не только наносит удар по религиозному устройству мира, но и является геополитическим вызовом для России. Эта тема стабильно является предметом обсуждения священноначалия и православных верующих, обеспокоенных будущим Церкви. На Кожиновских чтениях были представлены доклады, рассматривающие данную проблему строго с точки зрения научных дисциплин.
   Во вступительном слове председатель «Русского собрания» Анатолий Степанов напомнил, что современный раскол начал проявляться в период подготовки Критского собора 2016 года, а сегодня его основным катализатором стал томос об автокефалии (грамота о независимости) Украинской церкви. Это решение патриарха Варфоломея одобрить создание новой церкви – Православной церкви Украины (ПЦУ) – привело к разрыву между РПЦ и Константинопольским патриархатом. Стало известно, что Эстонская апостольская православная церковь, а затем патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II признали ПЦУ. В целом греки также склоняются к признанию, в то время как Московский патриархат категорически против этого шага Фанара. Возникает перспектива новой изоляции Русской Православной Церкви, хотя, по сути, можно сказать, что именно греческие православные церкви откалываются от Мирового Православия.
   Первым выступил историк и археолог, заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева профессор Олег Ульянов. Он сообщил, что действия, подобные непоминанию или пренебрежительному наименованию Варфоломея «стамбульским патриархом», с точки зрения канонического права – ересь. Олег Германович напомнил, что патриарх Иерусалимский в свое время снял анафему за автокефалию, а если не учитывать этот факт, концепция «Москва – Третий Рим» теряет всякое основание, поскольку тогда возникает спор о легитимности решения Константинопольского патриарха 1589 года. В то же время он поднял вопрос о том, была ли Русь вообще когда-либо в подчинении Константинопольского патриархата. Указывая на некоторые особенности ее основания в Х веке, ученый утверждает, что святой равноапостольный князь Владимир изначально формировал уникальную независимую от греческого священноначалия Русскую Церковь.
   Эксперт по церковно-государственным отношениям, заслуженный юрист РФ, действительный государственный советник юстиции РФ 2 класса Алексей Михайлович Величко начал с того, что ПЦУ нельзя называть церковью и мало кто признает ее. Он также полагает, что греческие и славянские главы церквей могут склониться к канонической прерогативе Константинополя. Подобные решения Вселенских соборов должны приниматься внутри самостоятельно, а три греческих митрополита говорили об отсутствии у Константинополя прерогатив на Киевский патриархат. А.М. Величко отметил, что на практике церковь меняет свои границы, следуя за теми народами, которые она окормляет, и, исходя из этого, истинным гарантом мощи Вселенской Церкви являлся император. Когда же империя рухнула, а иноверцы начали занимать огромные христианские территории, неизбежно последовали раскол и монофизитство. Сама история демонстрирует это, и эксперт рекомендует принимать это во внимание и при рассмотрении текущих процессов. Он уверен, что ригоризм в данной ситуации может подтолкнуть к путям изоляции и сектантства, что недопустимо. Говоря о Москве, он выразил возмутившее часть аудитории мнение, что Москва уже давно не является Третьим Римом, поскольку Московское царство являлось одновременно и Церковью, но сейчас Церковь отделена от государства, а номинальное православное большинство на самом деле не является таковым. По его оценке, официальная информационная линия поддерживает видимость православного общества, но в действительности оно расцерковлено, а религиозный пыл, охвативший людей в начале 90-х годов, угас, в том числе сталкиваясь с равнодушием священников к вопросам социальной жизни, порождающим разочарование в своих пастырях. Конструктивной мерой для преодоления текущего кризиса А.М. Величко считает проведение Всеправославного совещания или собора, на котором был бы поставлен вопрос о канонических территориях. Инициирование такого совещания в Москве дало бы тактическое преимущество, но пока все это теории, выстроенные на документах и исторических данных.
   После основных докладов, тезисы которых порой вызывали неоднозначную реакцию и стремление собравшихся подискутировать, началось обсуждение. О проявлениях раскола и способах решения церковной проблемы на практике в конкретных случаях говорили настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) и другие.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION