29.11.2019: В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ УЧАСТВОВАЛ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ?
   
   
   
   
   
   Общеизвестно, что Кремль строили итальянцы. Их имена хорошо известны. Одним из главных зодчих был Пьетро Антонио Солари. Он вышел из семьи архитекторов, работавших в Милане вместе с Леонардо да Винчи, работал с великим да Винчи и сам Антонио. Некоторые историки, сопоставляя исторические свидетельства, даже не исключают того, что в постройке Кремля участвовал и лично Леонардо. Первым эту гипотезу еще в конце 80-х годов ХХ века выдвинул историк Олег Ульянов, всю жизнь занимавшийся историей Кремля. Прямых доказательств этой теории нет, но косвенных находят все больше и больше, начиная практически с точных соответствий в чертежах флорентийца с редкими элементами кремлевских стен до «белых пятен» в биографии да Винчи в период с 1499 до 1502 год. Большой интерес к версии «руки Леонардо» проявил в свое время Дмитрий Лихачев.
   Продекларированная на Московском Соборе 1492 г. новая политическая доктрина о перенесении значения древнего «града Константина» на Москву (Donatio Constantini Magni) стала предшественницей теории «Москва – Третий Рим». Иван III, провозглашенный в 1492 г. «новым царем Константином», развернул грандиозную программу по преобразованию дворцовой резиденции, чтобы полностью обновленный Кремль соответствовал новому статусу Москвы как столицы единого Русского государства, а также центра всей православной ойкумены после падения Константинополя в 1453 г. Удалось установить очередность и характер строительства Novae urbis Romae в Москве в конце XV в., а также выявить всю его периодизацию по этапам (с указанием конкретных мастеров на каждом из них): 1-й этап (1483–1487), 2-й этап (1487–1489/1490), 3-й этап (1489/1490–1491), 4-й этап (1491–1492/1493), 5-й этап (1492/1493–1495), 6-й этап (1495–1499), наконец, 7-й этап (1499–1508/1509).
   Параллельный ход работ по реконструкции Кремля и реорганизации военного дела показывает государя Ивана III как умелого организатора, чья программа перестройки носила характер продуманного государственного мероприятия. Это подчеркивает и направление великокняжеских посольств именно в Северную Италию (Милан, Венеция), мастера которой могли полностью обеспечить московского государя самой передовой по тому времени технологией.
   На момент своего создания новая мощная крепость Кремля приобрела большое внешнее сходство с ломбардскими замками, в частности с Castello Sforcesco в Милане. Во многом это обусловлено участием архитектора Пьетро Антонио Солари, который в 1481 г. был приглашен Людовико Сфорца к работам в миланском замке, а зимой 1489–1490 гг. переехал в Москву, где был удостоен звания «arhitectus generalis Moscoviae». С Пьетро Антонио Солари и его семейством был лично знаком Леонардо да Винчи (1452–1519) еще со времени работ на площадке Duomo di Milano. Автором уже в конце 80-х годов ХХ века была выдвинута гипотеза о непосредственном участии великого Леонардо в постройке Кремля, о чем свидетельствуют точные соответствия в его чертежах с уникальными архитектурными особенностями кремлевского ансамбля. В докладе приводятся новые документальные данные о пребывании Леонардо да Винчи с 1494 по 1495 г. в Москве, куда он прибыл с посольством Мануила Ангелова и Даниила Мамырева вместе с большой группой итальянских мастеров различных специальностей по личному приглашению Ивана III. К числу несомненных работ великого Леонардо автором впервые отнесены малоизвестные в науке синопии под интонако, открытые в 1882–1885 гг. В.Д. Фартусовым на западной паперти домового Благовещенского храма под фреской «О Тебе радуется благодатная всякая тварь!». Данное научное открытие посвящено 500-летию со дня смерти гения мировой культуры.
   
   

Наш корр.


   
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION