31.10.2019: ВЕРНУТЬ КАЗАЧЕСТВУ ПРАВОСЛАВНУЮ СВЯТЫНЮ!
Судьба иконы Царя-страстотерпца Николая II вызывает законные опасения

   
   
   
   
   
   1 октября сего года в конференц-зале Храма Христа Спасителя в Москве, по сообщению сайта «Патриархия.ru», состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Казачество. Отечество, вера, служение», вышедшей в серии «Слово Святейшего Патриарха». Издание, как сообщает сайт, посвящено многовековой истории казачества, тесно связанной с Православием. Особое внимание уделяется попытке найти ответ на вопросы: кто такие казаки и какое место занимала и занимает вера в их жизни?
   «Казачество – это не просто форма, это образ жизни воина-защитника веры православной, – подчеркнул в своем выступлении на презентации книги председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. – Этот потенциал видит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и уделяет особое внимание казакам». Директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин, также принявший участие в презентации, отметил: «Понять смысл и значение этой книги невозможно, если не видеть более широкого контекста, в котором мы все живем. Одно из важнейших понятий – российское казачество, надолго ушедшее на периферию общественного сознания, возвращается сегодня в центр общественного дискурса».
   В связи со сказанным выше нелепо и даже абсурдно выглядит история со знаменитой Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконой Св. Царя-мученика Николая II, которая в буквальном смысле изъята у казаков. Уже многие годы конфликт вокруг иконы то затухает, то разгорается вновь, идет череда бессмысленных для казачества и Русской Православной Церкви судов…

   
   
   Прежде чем поведать о самой иконе и сути конфликта, разрешите рассказать, кто такой Сергей Кришталь: благодаря усилиям в первую очередь его, казачьего атамана, икона, собственно говоря, и явлена православному мiру.
   Он родился на День памяти Тихвинской иконы Божьей Матери, покровительницы Дома Романовых, на хуторе Трудобеликовский Красноармейского района Краснодарского края. По линии матери и отцовской – потомственный казак.
   Кришталь – следовательно, «крещеный». По другой версии, фамилия берет начало от имени святого Христофора, в Православии почитаемого (от греч. – «носящий Христа», «несущий Христа», «Христоносец»). Считается Христофор покровителем путешественников.
   Юрист по основному, высшему образованию, служил срочную службу в Погранвойсках, по увольнении в запас приказом министра обороны СССР ему было присвоено офицерское звание. Начало 90-х, распад Советского Союза встретил на Крайнем Севере в Надыме.
   «В 1992 году установили крест в Надыме, – в тюменской газете «Казачья застава» вспоминал авторитетный казак (апрельский номер за 2012 год). – Атаман Надымской казачьей общины Сергей Кришталь позвонил, пригласил нас на закладку храма. Устроили крестный ход! Идем с казаками по городу, некоторые люди кричат: “Белые в городе!", а некоторые, наоборот, крестятся, кланяются. Сегодня там уже стоит храм».
   Тогда в Надыме Сергей Николаевич был в числе первых, кто создавал на Ямале, да и по стране в целом, казачьи общины. Создал также первую в городе православную общину, ее возглавил. В отсутствие православных батюшек сам вел богослужения (церковным старостам в этих случаях дозволено, но с оговорками. – Авт.). А было тогда в Надыме засилье… баптистов! Нашлись силы и средства на возведение первого же в городе православного храма.
   «В сентябре 1992 года, – писал сайт Салехардской епархии, – епископ Тобольский и Тюменский Димитрий совершил освящение места для будущего храма. В 1994 году город впервые посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил освящение камня, положенного в основание будущего надымского Свято-Никольского храма. В день открытия храма – 3 сентября 1998 года – город вновь посетил Святейший Патриарх». В ту пору Сергей Кришталь со Святейшим и познакомился. А в начале «нулевых», по решению казачьего круга, заказал икону Царя-мученика Николая II. Как сообщали СМИ со слов Сергея Николаевича, должен был быть «…Образ Государя в Императорской короне и мантии на золоченом и серебряном фоне, в окружении образов Российских святых…».
   Почему Образ именно Николая II? А вы вспомните, читатель, что творилось в России в то время!
   Время было, мягко говоря, непростое. Россия рушилась на глазах! Ельцин «от престола» по немощи своей и нищего духом окружения «отказался», пришел новый Президент, и никто знать не знал, что от него, нового, ожидать! Недавний жуткий дефолт, обнищание населения, духовный разлад… Только к истокам, традициям, родовым корням и следовало обратиться!
   Сергей Кришталь позже вспоминал:
   – Тяжело в какой-то момент было. Очень тяжело. Предательство вокруг, измена! Наш войсковой священник митрофорный протоирей Валерий (Гордеев), он из Тюмени, благословил меня ехать в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В лавре я стоял у проходной в нижний монашеский двор. Вышел игумен Герман. Указал на меня. Повел к себе в беседку, хотя был я в гражданской одежде, не в форме (как он меня «вычислил»?)... Мы беседовали шесть часов...
   Образ получился и велик, и великолепен! 1 метр 75 сантиметров в ширину и 2 метра 10 сантиметров в высоту! По размерам – самый большой из тех, что посвящены Царю-страстотерпцу.
   Вес с конструкцией, на которую ее для переноса устанавливают, около 250 кг. Народу, то есть мужиков, нужно немало, чтобы сие творение по Крестным ходам десятками километров на своих плечах нести! В поту лица мужики бывают, немало утомляясь! Автор этих строк – свидетель. Многажды на Крестных ходах за этой иконой, по приглашению атамана Кришталя, и нередко по бездорожью, хляби земной и небесной с молитвой ходил.
   
   
   Поначалу икона именовалась «Надымская Царственная казачья…». Затем, с явлением ею чудес, в название вошло уточнение – «Надымская Царственная казачья Чудотворная…». Полное ее наименование стало именно «Надымская Царственная казачья Чудотворная икона Св. Царя-мученика Николая II».
   Образ был написан по благословению известного игумена, а ныне архимандрита Германа (Чеснокова) в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры одним из тамошних иконописцев.
   17 июля 2003 года, на 85-летие гибели Царственных мучеников, служителем Свято-Троицкой Сергиевой лавры Германом (Чесноковым) в стенах же лавры Надымская Царственная казачья икона, позже получившая в названии уточнение «Чудотворная», была освящена.
   Вскоре, в том же 2003 году, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил известного ему Надымского казачьего атамана Сергея Кришталя на сопровождение сего великолепного образа с Крестными ходами по России и зарубежью. С устного благословения Патриарха атаман и начал свой беспримерный поход!
   Образ прошел Крестными ходами более полумиллиона километров (!) по территории современной России, в том числе по традиционным местам пребывания Царской семьи. Побывал в Белоруссии и на Украине, включая «мятежный» Донбасс, в зоне грузино-абхазского конфликта и на Афоне, в Румынии и в Сербии... Списки с иконы (литографии) совершили воздушный перелет с военного аэродрома «Чкаловский» (Подмосковье) самолетом Минобороны России на российский Дальний Восток, морской кругосветный переход на учебном парусном судне «Паллада».
   На икону были нанесены около трех десятков клейм, вложены частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеимона и св. преподобного Иосифа Волоцкого, противостоявшего ереси жидовствующих. В походах – Крестных ходах – ей также сопутствовали иконы святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, цесаревича-мученика Алексия, написанные по заказу надымских казаков позднее.
   Икона мироточит, исцеляет. Свидетельств тому множество – нередко при массовом скоплении народа, о чем многократно писали светские и церковные СМИ. Мироточат, исцеляют и ее списки (литографии).
   Икона в пути являет прочие чудеса, знамения: то погода с выносом Образа из храма резко и в корне переменится, явно благоприятствуя; то солнечное светило внезапно ударит четырьмя лучами (крестом) в разные стороны; то рядом с иконой Царя-страстотерпца на мгновение проявится еще образ – какого-либо другого почитаемого православного святого… Сии мгновения фиксируют на видео и фотографиях.
   Однако казачий поход – он и есть поход, ему всегда сопутствуют всяческие лишения, травмы-ранения. То же бывало и с иконой.
   Где-то не так поставили, где-то не эдак подняли… За ветку зацепили… Дождь. Или же град, снежный разнос. В аварии на автомобиле, специально оборудованном под транспортировку Царской иконы, Сергей Николаевич попадал не раз…
   А посему цитирую один из официальных документов: «10 ноября 2014 года Икона была передана на реставрацию в Свято-Троицкую Сергиеву лавру… Факт передачи Иконы на реставрацию подтверждается… актом». Главным реставратором, то есть исполнителем, как рассказывают казаки-заказчики, выступила Наталья Яковлевна Семенова со Всехсвятского подворья лавры.
   Вскоре светские и православные СМИ Сергиева Посада на Прощеное воскресенье февраля 2015 года со Всехсвятского подворья писали:
   «Икону Царя-страстотерпца Николая Второго размером более чем 2 на 1,8 метра, написанную в храме Петра и Павла в 2003 году по благословению архимандрита Германа (Чеснокова), восстанавливает живущая при храме реставратор-иконописец Наталья Яковлевна Семенова. Эта икона прославилась своими чудесами, имеет и свое особое наименование – "Надымская царственная казачья". Она начала свое служение в год 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского и была участницей многочисленных крестных ходов. Наталья Яковлевна очень почитает этот образ и не устает рассказывать, сколько людей привела эта икона к покаянию, как много чудес от нее произошло».
   Как надо понимать по дальнейшему развороту событий, в реставрационных работах также принял участие ее коллега Александр Иванович Родиков: под этой фамилией он всем в лавре известен. А еще представляется иконописцем, единственным автором Надымской Царственной казачьей Чудотворной иконы Св. Царя-мученика Николая II.
   При передаче иконы были указаны: объем работ – привести «в порядок» два клейма, а также срок реставрации – два месяца. Работать группа Н.Я. Семеновой и А.И. Родикова взялась не за бесплатно: казаками, их соратниками было собрано по благотворителям и «порционно» передано реставраторам в общей сложности около 300 тысяч рублей. Расписок с исполнителей не брали: дело Божеское – кто ж в таких случаях подписи берет да деньги считает!.. А зря! Потому что далее начинаются несуразицы, которые, как говорится, «ни в сказке сказать, ни пером описать»… И все же попробуем.
   Реставраторы принялись всячески затягивать работы: самовольно на клеймах иконы наждачной бумагой стали уничтожать лики Святых, снимать золотое покрытие! Что, разумеется, ни в коем случае не входило в заказанный объем работ. В связи с чем 30 июля 2015 года Сергей Кришталь попытался икону со Всехсвятского подворья лавры забрать. Образ ему не вернули. Не вернули по сей день!!!
   К кому только казаки с протестом и просьбой о помощи ни обращались! Например, к тогдашнему наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископу Феогносту (Гузикову) в августе 2015 года. Архиепископ дал подчиненным указание в ситуации разобраться. И вскоре Сергею Кришталю сообщили, что икону со Всех­святского подворья ему – пожалуйста – вернут! Но когда казаки прибыли на подворье, то обнаружили: иконы там… нет! Как было заявлено реставраторами: она спрятана – и в надежном самом месте – и отдавать ее казакам никто не собирается!
   Атаман Кришталь был вынужден обратиться в УМВД России по Сергиево-Посадскому району Московской области с заявлением… о розыске и возврате святыни. Оттуда в начале сентября того же года ему позвонили и сообщили, что икона возвращена на место и ее без проблем можно забрать… 10 сентября Сергей Кришталь и с ним еще пять казаков вновь приехали на Всехсвятское подворье. Но… икону снова не обнаружили! Не обнаружили никого и из реставраторов.
   Наконец (опять-таки вынужденно!), казаки обратились в Московский областной арбитражный суд. В качестве эксперта и доверенного лица я был в том судебном заседании, состоявшемся 30 января 2017 года.
   Был не случайно. Как уже говорилось, я давний друг и соратник Сергея Кришталя. Да и православный журналист с немалым опытом, кое в чем разбираюсь, например в вопросах церковной собственности.
   Лавру и живописца представляла адвокат. Она настаивала (из решения суда): «Оспаривая право собственности истца на истребуемое имущество, ответчик указывает, что исключительное право на нее принадлежат А.И. Родикову, являющемуся ее автором». Адвокат упирала на так называемое «авторское право». Кто написал икону? Родиков! Значит, ему она и принадлежит! Точнее, лавре, поскольку Родиков ее лавре «подарил»…
   Судья уточняла и уточняла вопросы авторского права. В своем решении, в частности, указала: «Суд обращает внимание, что предметом настоящего спора является истребование материального носителя, на котором выполнена икона, а не защита исключительного права на икону как объект авторского права, установление принадлежности которого не входит в предмет доказывания по настоящему спору». В итоге (вновь из решения суда): «Иск удовлетворить. Истребовать из чужого незаконного владения… Надымскую Царственную казачью Чудотворную икону Св. Царя Николая… Обязать Свято-Троицкую Сергиеву лавру передать Региональной общественной организации "Надымский казачий округ" Царственную казачью Чудотворную икону Св. Царя Николая…».
   Вспоминаю, как вконец уставшие после многочасового судебного процесса мы радовались победе! Даже не нашей победе, а элементарного здравого смысла! Помню так же, как не покидало чувство недоумения, более того – досады: ну, почему же нельзя было разрешить это недоразумение раньше, не привлекая гражданские судебные инстанции, а в рамках самой Церкви?!
   Радоваться, впрочем, было рано.
   Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года вышеназванное арбитражное решение было отменено, в удовлетворении иска казакам отказано.
   Неприятно во всем этом копаться. Но – что делать?
   Генерал казачьих войск, атаман конвоя Надымской Царственной казачьей Чудо­творной иконы св. Царя-мученика Николая II Сергей Кришталь вновь подал заявление в суд. На сей раз в Сергиево-Посадский городской. А если бы не подал? Какой же тогда он атаман, что за генерал, уступив святыню в борьбе?!!
   На мой взгляд, хотя и с запозданием, вполне возможно прекратить бессмысленные на протяжении лет судебные «ристалища». Сергею Кришталю следует забрать заявление из суда, а лавре – вернуть казакам их Царскую святыню.
   Былые обиды забудем. По-христиански, как и принято. И без того их хватает в нашей неуемной, суетной жизни…
   
   

С.В. СКАТОВ,
   председатель Нижегородского отделения
   МОО «Русское Собрание»,
   координатор Движения «Народный Собор»


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION