06.08.2019: О МАТИЦАХ СЛОВАЦКОЙ И РУССКОЙ:
ЗАМЕТКИ ПО ИТОГАМ 4-ГО КОНГРЕССА МАТИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

   
   
   
   
   
   5 июня 2019 года в словацком городе Мартине начал работу 4-й Конгресс матиц и организаций славянских народов, созванный одной из старейших на сегодняшний день матиц славянского мира – Матицей словацкой.
   Матица – феномен сугубо славянский. Эти народные просветительские общества возникли в XIX веке как форма самоорганизации славян ради сохранения и развития своей культурной самобытности, как ответ на постоянное культурное и языковое угнетение, на непрекращающиеся попытки ассимиляции славянских народов чуждыми им по духу и культуре государственными образованиями. Выражаясь образно, то были костры, разведенные лучшими людьми славянства для своих собратьев, дабы пережить сгущавшиеся тьму и холод национального беспамятства.
   Уже само это слово «матица» будет интуитивно понятно любому славянину, восходя к священному для нашей общей культуры понятию матери и материнства, но в богатстве изводов славянского слова оно преображается в целую россыпь самобытных смыслов. Так, сербы, которые создали в 1826 году первую из матиц – Матицу сербскую – взяли из родного языка слово, обозначающее пчелиную матку, а на эмблеме своей изобразили улей – символ неустанного общинного труда во имя кропотливого, по крохам, создания общего сокровища. А в языке русском по Далю – это «балка, брус поперек всей избы, на котором настлан потолок». Проще говоря, несущая, хребет всего славянского дома, хребет нации. И мысль именно об этом значении слова «матица» возникает уже при взгляде на географическую карту окрестностей города Мартина, в котором и прошел конгресс. У каждого сколько-нибудь крупного городка здесь по три названия: словацкое, немецкое и венгерское, но именно славянское, бывшее некогда в этом ряду последним, теперь – первое, именно его видишь на станционных и дорожных указателях и речь повсюду слышишь – славянскую.
   Дело в том, что большое культурно-просветительское дело, начатое славянами в 1826 году, в определенный момент приобрело размах политический. Разбуженное и укрепившееся самосознание славян стало катализатором формирования новых наций, а впоследствии – и доныне существующих государств, отвоевавших себе право на существование в мире, поделенном чуждыми им империями.
   Матица словацкая была создана с началом словацкого национального возрождения, в 1861 году, когда на собрании словацкого народа в городе Турчанский Святой Мартин (ныне – Мартин: потеря первых двух слов исторического названия стало наследием правления другой империи, но не германской, а коммунистической) был принят Меморандум словацкого народа, провозгласивший словаков нацией. И как дальнейшее существование словацкой нации и государства было неразрывно связано с родившейся одновременно с ними Матицей словацкой, так и колыбель нации, город Турчанский Святой Мартин, неизменно был в центре самых судьбоносных моментов словацкой истории. Именно здесь 30 октября 1918 года Словацкое народное собрание приняло Декларацию словацкого народа о присоединении к вновь создаваемой Чехословакии. И здесь же 21 апреля 1944 года словацкие партизаны провозгласили восстановление независимого государства. Тут, в Мартине, расположен пантеон выдающихся национальных деятелей республики – Народное кладбище.
   Сегодня Матица словацкая – старейшее государственное учреждение Словацкой Республики – насчитывает более 30 тысяч индивидуальных и десятки коллективных членов более чем в 600 отделениях по всей Словакии, издает собственный печатный орган «Словацкие народные новости», при организации работают издательство и научно-исследовательское отделение, действует многочисленное молодежное крыло «Молодая Матица». А самое замечательное, что все это происходит при активной организационной и финансовой поддержке государства, которое, очевидно, и в условиях общеевропейского центростремительного движения и мировой глобализации, гегемонии новых империй – теперь уже финансовых и идеологических – не забывает уроки истории и стремится сохранять национальную идентичность и самобытность.
   Однако одной национальной идеей деятельность Матицы словацкой не ограничивается. Созданная некогда по образцу более ранних матиц – сербской, хорватской (иллирской), чешской – она активно выступает и на поле международного славянского движения. Состоявшийся в этом году Конгресс матиц и организаций славянских народов стал уже четвертым подобным мероприятием, организованным Матицей словацкой за последние годы, и первым, участвовать в котором, помимо собственно матиц, были приглашены представители ряда славянских организаций. По словам председателя Матицы словацкой доктора Мариана Гешпера, впервые мысль о расширении привычного формата конгресса пришла ему во время многонационального Юбилейного Все­славянского съезда, в котором он, будучи тогда главой «Молодой матицы», участвовал в 2017 году и на котором был награжден учрежденной Всеславянским союзом медалью «В.И. Ламанский. За славянское единство и взаимность».
   
   
   4-й Конгресс матиц и организаций славянских народов собрал более 100 делегатов из Сербии, России, Словении, Болгарии, Германии, Черногории, Чехии, Украины и Румынии. Среди матиц славянских народов своих представителей для участия в мероприятии прислали: старейшая сербская и словенская, хорватская и силезская (Чехия), словацкая на Закарпатье (Украина) и лужицко-сербская (Германия). С докладами выступили делегаты Фонда славянских культур и ряда зарубежных общественных словацких организаций – Демократического союза чехов и словаков в Румынии и Черногорского содружества словаков. Болгарские гости конгресса говорили от имени Кирилло-Мефодиевского научного центра Болгарской академии наук и Союза писателей Болгарии. Среди русских делегатов были представители Фонда «История Отечества», Института славяноведения РАН, Пермского государственного национального исследовательского университета и Международного союза общественных объединений «Всеславянский союз».
   Возвращаясь к истории становления славянских матиц, надо вспомнить о закономерно возникшем в 1898 году в России, но так и не осуществленном проекте Матицы всеславянской. 4-й Конгресс матиц и организаций славянских народов, в ходе работы которого на самых разных языках звучали доклады о деятельности и достижениях национальных матиц из всех концов славянской Европы, презентовались подготовленные и изданные материалы по славянской тематике, показал, какой могла бы быть несостоявшаяся Матица всеславянская. Доктор Мариан Гешпер, председатель Матицы словацкой, резюмировал это ощущение общего труда в едином направлении в своем обращении к участникам конгресса: «Мы надеемся, что наш конгресс будет способствовать более тесному сотрудничеству, что он не останется очередной встречей специалистов с последующей публикацией материалов. Мы намерены создать постоянно действующий информационный орган, который будет способствовать оповещению всех заинтересованных лиц о нашей общей культурной и научной деятельности». Он заявил также, что Матица словацкая готова всемерно способствовать научному и культурному обмену специалистов из славянских стран, готова принимать на территории Словакии заинтересованных в работе со словацкими архивами в целом и архивами Матицы, в частности, молодых ученых, обеспечивая им проживание и доступ к интересующим материалам.
   Знаменательно, что в репортажах словацких каналов, освещавших мероприятие, и в посвященных ему статьях, помимо заявлений о необходимости сотрудничества европейских матиц и восстановления дружественных отношений между славянскими народами, раз за разом проходила мысль о необходимости «создания сильного славянского общества в Европе».
   По итогам работы Конгресса его участниками была подписана декларация о намерениях, текст которой приведен ниже.
   В завершение будет уместно привести несколько выдержек из официального документа Матицы словацкой, формулирующего текущую миссию организации:
   «Словакия – молодое государство, о котором необходимо заботиться не только материально, но и духовно.
   Помимо развития всех прочих областей нельзя недооценивать важность культурных, идеологических и исторических традиций для существования и будущего Словацкой Республики.
   <…>
   Словакам должна быть гарантирована свободная национально-духовная самореализация в своей стране.
   <…>
   Нам не добиться лучшего отношения к Словакии со стороны европейского, славянского и мирового сообщества без духовно уверенной в себе словацкой нации. Деятельность Матицы словацкой призвана поддерживать гордость словаков за свою страну.
   История словацкой нации полна образованных, трудолюбивых и смелых личностей, которые служат источником вдохновения для современных поколений, для их личного и профессионального развития.
   Словацкая народная культура и искусство <…> олицетворяют душу словацкой нации. Матица словацкая заботится о сохранении этой души, дабы ее можно было передать будущим поколениям.
   Если мы хотим, чтобы весь мир с уважением смотрел на Словакию и ее государствообразующую нацию, то прежде всего с тем же уважением мы, словаки, должны взглянуть друг на друга».
   Возможна ли в современной России не то что Матица всеславянская, а Матица русская, действующая по перечисленным выше принципам и имеющая государственную финансовую и организационную поддержку, – вопрос, к сожалению, риторический. Пока что председатель президиума Всеславянского союза Олег Анатольевич Платонов, детищу которого, Институту русской цивилизации, на конгрессе был посвящен доклад под заголовком «Институт русской цивилизации как Русская матица XXI века», государством не поддерживается, напротив – уже четвертый год подвергается преследованиям по пресловутой «русской» 282-й статье.
   По итогам конгресса была принята декаларция.
   
   
   

Декларация
   4-го Конгресса матиц и организаций славянских народов


   
   Мы, участники 4-го Конгресса матиц и организаций славянских народов, проходившего по предложению Матицы словацкой 5–6 июня 2019 г. в Мартине по случаю столетия возобновления ее деятельности, являясь легитимными представителями своих организаций, постановили:
   В условиях происходящих процессов глобализации, либерализации, информационных, интернет- и кибернетических технологий и войн, постиндустриальной эпохи и постмодерна матицы и культурные организации славянских народов должны и в дальнейшем пропагандировать и распространять традиционные консервативные ценности, в первую очередь христианство и патриотизм. Особенно важно сохранить в славянской и европейской среде кирилло-мефодиевскую традицию, способствовать укреплению всеславянской и национальной идентичности, а также исторического сознания, в чем заключаются суть и перспектива славянской цивилизационной миссии. Мы должны делать это, основываясь на принципах наследия св. Кирилла и Мефодия как покровителей Европы.
   В данном контексте необходимы постоянный научный и профессиональный диалог, а также обмен информацией между нашими организациями, включая более широкое проникновение в медиапространство. С этой целью будет образована рабочая группа под названием «Информационный комитет славянских матиц» для последующего создания интернет-издания.
   Кроме того, представляется необходимым организовать в периодических изданиях славянских матиц раздел «Славянство» с дальнейшей перспективой его расширения и создания серии «Славянская библиотека» для распространения произведений славянских авторов. В области медиа необходимо стремиться к увеличению количества публикаций в СМИ, особенно на телевидении и в радиовещании.
   В области науки необходимо обеспечить активное сотрудничество в области славистики и других гуманитарных наук (историографии, литературоведения, культурологии, этнографии, библиографии, языкознания и компаративистики), в сфере обмена специалистами, научными работниками, национальными активистами, учебных и образовательных поездок (включая докторантское обучение), а также предусматривать организацию научных конференций и профессиональных семинаров.
   В области охраны культурного наследия матицам и организациям славянских народов необходимо определить возможность участия в программах и проектах UNESCO, в том числе по оцифровке музейных собраний матиц и их взаимного информационного, научного, презентационного и виртуального использования.
   Особое внимание должно быть уделено области образования и педагогики с акцентом на воспитании славянской молодежи. При этом необходимо критически оценивать привнесенные западные воспитательно-образовательные системы и стремиться к творческому развитию собственных педагогических и образовательных традиций, исторически детерминированных цивилизационной миссией славянских народов.
   Нельзя также игнорировать и негативные факторы, сопровождающие происходящие в Европе миграционные процессы. В рамках своей цивилизационной миссии матицы и славянские культурные и научные организации будут и в дальнейшем поддерживать собственные славянские меньшинства в наиболее подверженных процессам глобализации областях образования, культуры и науки.
   
   Доктор Мариан Гешпер, председатель Матицы словацкой (Словакия); Иосиф Хайниш, председатель областной культурно-просветительской организации «Матица словацкая на Закарпатье» (Украина); профессор Драган Станич, председатель Матицы сербской (Сербия); доктор Алеш Габрич, председатель Матицы словенской (Словения); Анна Кондерлова, председатель Матицы силезской (Чехия); Юрий Лушчанский, председатель Матицы лужицко-сербской (Германия); профессор Димо Чешмеджиев, старший научный сотрудник Кирилло-Мефодиевского центра Болгарской академии наук (Болгария); Адриан Мирослав Мерка, председатель Демократического союза чехов и словаков в Румынии (Румыния); Михал Спевак, председатель Черногорского содружества словаков (Черногория); Михаил Дронов, научный сотрудник Института славяноведения РАН (Россия); Боян Ангелов Иванов, Болгарский союз писателей (Болгария); Екатерина Худякова, доцент кафедры Пермского государственного национального университета (Россия); Дмитрий Орлов, секретарь-координатор МСОО «Всеславянский союз» (Россия)
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION