06.08.2019: СУДЬБА ПОЭТА И ПАТРИОТА
   
   
   
   
   Коллар Ян (29.07.1793–24.01.1852) – чешский и словацкий поэт, деятель культуры. Родился в крестьянской семье в словацком местечке Мошовце. Вопреки воле отца поехал учиться сначала в Банска-Быстрицу, а затем в Братиславу. В 1817 году, поработав какое- то время воспитателем в братиславском сиротском доме, а затем преподавателем в Банска-Быстрице, Ян Коллар поступил в Йенский университет, где получил философское и литературное образование. Здесь, в Йене, юноша из бедной угнетенной страны познакомился с Гёте и его творчеством, с новейшими течениями в немецкой философии и литературе, первыми немецкими романтиками, с творчеством Руссо, Шатобриана, с поэзией Петрарки. Здесь окончательно сформировались его литературно- эстетические взгляды.
   В атмосфере бурного патриотического движения немецкой молодежи получили мощное развитие идеи славянского патриотизма, и прежде увлекавшие Коллара. Сам поэт так описывает свое «иенское» состояние: «Только что я поселился в Йене и несколько осмотрелся… как у меня в глубине души стали возникать незнакомые до той поры чувства и неожиданные скорби. Это были думы о гибели жившего здесь некогда славянского народа, о могилах дорогих предков… Каждый город, каждая деревня, каждая река и гора со славянским именем казались мне могилой или памятником на этом великом кладбище».
   Патриотические чувства молодого поэта, его желание способствовать возрождению древней культуры чехов и словаков были столь велики, что в жертву своему патриотическому долгу он приносит и личное счастье, и блестящую карьеру. Отказавшись от женитьбы на любимой девушке Фридерике (Мине) Шмидт и от многообещающего назначения пастором неподалеку от Йены, Коллар в 1819 году возвращается на родину.
   Возвратясь домой, Коллар обосновался в Пеште (теперь левобережная часть столицы Венгрии – Будапешта) и принял должность приходского священника евангелической церкви словацкого квартала этого города.
   В Пеште Коллар провел в целом около 30 лет. Подвергаясь постоянным преследованиям австрийских властей, поэт, здоровье которого к тому же долгие годы подтачивала болезнь легких, тем не менее никогда не оставлял общественной деятельности. Всячески стремясь противодействовать мадьяризации словацкого населения, Коллар открывает словацкую школу (1821), хлопочет об образовании самостоятельной словацкой церкви, ведет деятельную просветительскую работу среди прихожан, составляя проповеди и толкуя церковные догматы, Коллар часто обращается к примерам из истории славянских народов, из их повседневной жизни, рассказывает пастве о родном языке и древней славянской культуре. Много сил отдавая литературным и научным занятиям, поэт- проповедник собирает словацкий фольклор, пробует свои силы как ученый- лингвист, археолог, публицист.
   В 1821 году в Праге выходит его первая поэтическая книга – «Стихотворения».
   Судьба Коллара, так же как и его творчество, – это и некое предвестие романтической поэзии, и «предчувствие» сложных судеб чешских и словацких романтиков XIX века. Своеобразие и сила влияния Коллара на судьбы чешской и словацкой культур сделали его в некотором смысле символом Чехии и Словакии, символом нерушимой связи этих народов, символом устойчивости их национального самосознания.
   С 1849 года Коллар преподавал славянскую археологию в Венском университете. В деятельности Коллара, принадлежащего как чешской, так и словацкой культуре, отразились идеи чешского национального Возрождения. В поэтических произведениях и научных трудах, написанных на чешском языке, Коллар выступал поборником дружбы славянских народов, их единства в борьбе против национального угнетения.
   Крупнейшее сочинение Коллара – поэма «Дочь Славы» (Sláwy dcera, 1824, доп. изд. 1832), в которой он обратился к редкой в чешской поэзии того времени форме сонета. В этой лиро- эпической, дидактической поэме прославляется многовековая борьба южных и западных славян против иноземных угнетателей и предсказывается их грядущее освобождение. Идеи патриотизма, просветительства и гуманизма, содержащиеся в поэме, оказали большое влияние на развитие общественной мысли чехов и словаков. Взаимоотношениям славянских народов посвящен трактат Коллара «О литературной взаимности славян» (1836). Коллар занимался также изучением фольклора, собиранием словацких народных песен (совместно с П. Й. Шафариком); выпустил двух томное издание «Народные песни или светские песни словаков в Венгрии…» (1834–1835).
   
   

А. ЗАЙЦЕВА, Д. КУЗНЕЦОВ




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION