06.08.2019: ОТСТАИВАЛ СЛАВЯНСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
   
   
   
   
   Ламанский Владимир Иванович (26.06.1833–19.11.1914) – историк, филолог, этнограф и общественный деятель. Родился в Петербурге в семье крупного чиновника, впоследствии сенатора. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (1850–1854), окончил со степенью кандидата. Служил канцелярским чиновником в Публичной библиотеке (СПб.), старшим архивариусом в Министерстве иностранных дел. С 1860 г. – магистр. В 1862–1864 гг. предпринял путешествие по славянским землям, побывал также в Италии, Греции и Турции.
   Установил контакты с наиболее выдающимися западно- и южнославянскими деятелями. Изучал материалы славянских архивов и библиотек. Во время последующих поездок за границу в архивах Венеции исследовал неизвестные материалы по славянской истории. В славянских странах изучал источники о деятельности Кирилла и Мефодия. Активно сотрудничал во многих научных обществах, постоянно выступал в печати по актуальным научным вопросам, проблемам русской культуры, истории и современному положению западных и южных славян. Председатель Этнографического отдела Русского географического общества (1865–1871, 1887–1910), с 1854 г. осуществлял функции секретаря отдела.
   С 1865 г. – штатный доцент Петербургского университета по кафедре славянской филологии, с 1871 г. – доктор славянской филологии, экстраординарный и ординарный профессор той же кафедры (до 1888). С 1890 г. – заслуженный ординарный профессор. С 1872 г. преподавал также в Петербургской духовной академии, где 25 лет занимал кафедру русского и церковнославянского языка и истории русской литературы. С 1890 по 1900 г. состоял профессором Академии Генерального штаба, читал лекции о современном положении славян. Академик (1900).
   Печатал статьи и заметки в «Вестнике» общества. С 1890 г. издавал этнографический журнал «Живая старина», составил план этнографического музея в Петербурге. Участвовал в организации торжеств по случаю юбилея М.В. Ломоносова (1865), в созыве Славянского съезда в Москве 1867 г. С 1880 г. – председатель Историко-филологического общества при Петербургском университете. С основанием Петербургского отдела Славянского благотворительного общества Ламанский – один из самых деятельных его сотрудников, особенно в период событий у южных славян 1876 г. и Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. В это время писал публицистические статьи, находившие отклик и за границей, произносил речи на научные и общественные темы, особенно по славянскому вопросу. Большой резонанс получило выступление Ламанского в 1879 г. против преобладания немецкого влияния в АН.
   Основной круг научных интересов Ламанского лежал в области славяноведения. Как университетский профессор читал лекции по славянским языкам, истории славянских литератур, политической и культурной истории славянских народов, их этнографии, современному положению.
   В Петербургской духовной академии Ламанский преподавал славянские языки и славянскую этнографию. Будучи знатоком памятников славянской письменности, источников по истории и культуре славян, Ламанский умел пробудить и поддержать в слушателях интерес к изучению славянства. Из школы Ламанского вышли слависты, занявшие впоследствии кафедры славяноведения почти во всех русских университетах и историко-филологических институтах. Учениками Ламанского был составлен «Новый сборник статей по славяноведению» (СПб., 1905), который содержал богатый фактический материал о школе Ламанского.
   Ламанский был славянофилом, но некоторые элементы самостоятельности отличают его как от славянофилов дореформенной эпохи, так и от панславистов и панрусистов последней четверти XIX в. С годами взгляды Ламанского существенно менялись.
   В этническом и культурном отношении Ламанский, представляя себе славянство как единое целое, составляющее «греко-славянский мир», который враждебен «романо-германскому миру», «латинству» и находился с ним в постоянной борьбе. Специфическая особенность славянского мира – православная религия, греческие культурные начала, в корне отличные от «римских». В едином славянском мире Россия и ее народ, по мнению Ламанского, неотделимы от прочих славянских народов и государств (земель), причем основные задачи западных и южных славян – освобождение от чуждой «стихии» и сближение с Россией при культурном общении между славянами. Ламанский полагал, что развитие культуры до «высшего славянского этапа» приведет к «чистому выражению народного духа». На этих тезисах построены магистерская диссертация Ламанского «О славянах в Малой Азии, Африке и в Испании» (1859), докторская диссертация «Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе» (1871), неоконченная работа «Видные деятели западнославянской образованности в XV, XVI и XVII вв.» (СлСб. 1875. Т. 1. – Л.Л.), трактат «Три мира Азийско-Европейского материка» (СлО. 1892. № 1–4. – Л.Л.), многие научные и публицистические статьи, рецензии, речи. В ряде сочинений высказаны оригинальные суждения. Ламанский искал идеал развития общества не в способах правления, а в русском народе, в «многовековых проявлениях его духа». Православие представлялось Ламанскому идеалом для славянских народов лишь при условии, что оно примет ту форму, в которой существовало при первоучителях Кирилле и Мефодии.
   Изложенные тезисы служили Ламанскому руководством к практическим действиям, особенно в период Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., когда он активно пропагандировал идею о «великой исторической миссии России» в отношении славян, о преимуществах России перед Западной Европой. В 90-х он назвал войну за освобождение болгар «благородным донкихотством», «подвигом мечтательности и сентиментализма».
   Ламанский являлся одним из представителей славянофильского направления в славяноведении. Теории Ламанского служили основой для различных течений панславизма. Кроме этого, Ламанский высказывался за автономию высшей школы в России. В период студенческих волнений в конце XIX века он был среди либеральных профессоров, оправдывавших студенческие выступления и осуждавших политику самодержавия в отношении высшей школы.
   
   

Л. ЛАПТЕВА


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION