28.06.2019: ЖИЗНЬ И СЕРДЦЕ, ОТДАННЫЕ ДЕТЯМ
   
   
    После окончания гимназии в 1887 году в село Казанское около Павловского Посада Богородского уезда приехала молодая учительница Юлия Михайловна Савельева.
   Примерно в то же время, когда героини пьесы «Три сестры» А.П. Чехова не находили смысла жизни, предавались мечтаниям и демонстрировали полное бессилие мечтателей, Юлия Михайловна Савельева, проявив волю и мужество, пожертвовав комфортом бытовых условий приехала в село Казанское нести свет разума.
   Темной, беспросветной жизнью жило село. Крестьяне обрабатывали свои скудные наделы в основном на болотистых полях и из поколения в поколение за гроши продавали свою рабочую силу фабрикантам и купцам. Невежество и дикие предрассудки царили на селе. Юлия Михайловна видела, как покорно умирали темные люди, не прибегая к медицинской помощи по бедности или по недоверию к врачам. Все эти стороны жизни пополняли список проблем, над которыми надо было работать. Ничто не ускользало от внимательного взгляда молодой учительницы.
   Под школу община села выделила двухэтажный дом умершего купца Салтыкова. Юлия Михайловна активизировала всю общественность села, создала попечительский совет, собирала сходы для решения школьных проблем, подключила к этому и священника местной церкви, постоянно тревожила школьными проблемами администрации земской управы и уезда. Совсем молодая принялась она за борьбу с невежеством и тьмой.
   Через пять лет, в 1892 году, решили построить новую школу. Созвала Юлия Михайловна сход, попечительский совет, служителей церкви. Построили один класс, прихожую и квартиру учитель­нице.
   Школа стала называться Казанским земским начальным народным училищем. В 1892 году, после окончания гимназии, приехала работать ее сестра – Маргарита Михайловна. Сестры думали о народной школе, о деле, которому решили посвятить всю свою жизнь, радовались первым успехам работы в деревне.
   За первые 15 лет Юлия Михайловна стала подлинным мастером своего дела. «Школа – это прежде всего учитель! – говорила она. – Дети не должны бояться учителя, они должны уважать его».
   Школа выпускала учеников не только с хорошей грамотностью, но и необычным для того времени высоким образовательным и культурным уровнем. Учеников «Казанского университета» ценили по всей округе, охотно принимали на любую работу. Фабриканты и купцы в округе ценили и понимали роль образования и к этой школе относились с повышенным вниманием, оказывая помощь при любом обращении учительницы. В этот же период Юлия Михайловна побывала в Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Швейцарии, где знакомилась с местной жизнью, а затем рассказывала своим подопечным и их родителям обо всем увиденном. В Мюнхене Юлия Михайловна обучалась на летних агрономических курсах. Многому научилась, а потом делилась знаниями с жителями своего села. И люди потянулись к ней.
   Юлия Михайловна была палочкой-выручалочкой. Не пришел мальчишка в школу – нет сапог, даст свои деньги матери ребенка и велит купить новые, но чтобы обязательно в школу ходил. Если дом у бедной семьи в Грибанове развалился, собирала деньги по всей округе, к богатеям ходила – строили новый дом бедной семье всем миром. Во все дела вникала сама. Ходила по домам, смотрела, как живут ученики. Велела мыть их почаще, рубахи менять, головы чесать. Девочек сама водила в баню. В школе оборудовали умывальник. В 1912 году отмечали 25-летний юбилей преподавательской деятельности Юлии Михайловны. К юбилею земская управа сделала большую пристройку к школе – жилой дом для учительницы.
   Начавшаяся империалистическая вой­на разорила народ, голод свирепствовал по всей стране. Собрался сход. Школе выделили два гектара земли. Посеяли рожь, гречиху, посадили овощи, и дети были спасены – все посещали школу, а сестры-учителя ежедневно кормили всех горячими завтраками. В таком режиме школа жила до конца Гражданской войны. После революции школа стала центром агитационной работы на селе. До позднего вечера в школе не гасли огни. Сколько за это время Юлия Михайловна провела общеобразовательных, агрономических, педагогических курсов, сколько санитарно-просветительских докладов сделала!
   В 1923 году стала школа 4-классной. В этом же году умерла Маргарита Михайловна… на уроке от разрыва сердца. 28 лет сестры работали вместе. В 1927 году Юлия Михайловна вступила в колхоз, народ агитировала, и школу вела, и у молотилки стояла, и по займам работала.
   В 1937 году Казанская школа праздновала 50-летний юбилей Юлии Михайловны. Это было подлинное народное торжество. Съехалось более тысячи гостей, школа не могла вместить всех желающих поздравить учителя, обучившего в селе и его окрестностях грамоте более 3000 человек.
   Правительство страны наградило Савельеву Юлию Михайловну высшим орденом страны орденом Ленина. Отечественная война подкосила здоровье Юлии Михайловны. В ее сознании не укладывалось то, какой она знала Германию и ее народ, уровень культуры, и то, какие зверства проявляли немцы на нашей территории. Последней ее заслугой была инициатива по организации детского дома в селе, для детей войны – сирот с оккупированных территорий. Юлия Михайловна Савельева подняла всю общественность района и с помощью Веры Петровны Смирновой организовала детский дом на селе в двух купеческих домах, которые пустовали. Первый набор сирот проходил санобработку в школе: учителя и члены родительского комитета подстригали, мыли детей и горячими утюгами проглаживали одежду. В течение пяти лет Юлия Михайловна была наставником молодой учительницы, личным примером воспитывала в ней чувство высочайшей гражданской ответственности и христианской любви к своей работе с детьми и их родителями. За это время они вместе завершали этап культурной революции – ликбез. Так что старики в деревнях сами могли писать письма сыновьям на фронт во время войны.
   Завершила свой жизненный путь Юлия Михайловна Савельева в 1943 году, похоронена у церкви села Казанское рядом с сестрой Маргаритой.
   Классы в школе были большими – по 45 человек. Дети – из восьми деревень и воспитанники детского дома, которых было полкласса и к обучению которых нужно относиться с особым терпением и родительской любовью.
   Многих детей коснулась война своим черным крылом, нанеся травмы душе и телу ребят. Дети-сироты, лишенные материнской ласки и родительского участия в их воспитании, с обостренным чувством благодарности принимали в свой адрес и ласковое слово и добрый поступок от взрослых. Большую часть суток они проводили в школе с учителем.
   В 1987 году школа отмечала 100-летний юбилей. Сельский клуб был полностью заполнен выпускниками. После торжественной части и концерта все направились в школу, где было организовано чаепитие с обилием выпечки, которую приготовили выпускницы – жители села. Радостное общение выпускников длилось до утра.
   
   

Валерий АРХИЕРЕЕВ




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION