20.04.2019: ВЛАДИВОСТОК – ПРАВОСЛАВНАЯ СТОЛИЦА ДАЛЬНЕЙ РОССИИ
   
   
   
    Владивосток все увереннее именуют столицей. Слово, которое вызывает чувство особой гордости у жителей Приморья и еще большее внимания со стороны всей России и других стран. Громко звучит – столица Дальнего Востока. Хотя в дореволюционные времена чаще называли наши края Дальней Россией. Все-таки словосочетание «Дальний Восток» привычно распространяется на близлежащие азиатские страны. Владивосток в своем названии, истории и географическом расположении объемлет глубокие смыслы. «Владей востоком!» – это как бы обращение ко всей Руси, утвердившейся на побережье Тихого океана. Сам Бог благословляет Русь на востоке и дает ей это право владения. Владения духовного. Господь привел Россию к восточным далям и дал нам эти земли ради просвещения народов великой Азии светом Христовым. «Владей востоком во Христе, Россия!» – вот истинный, глубинный и сакральный смысл названия богоспасаемого града Владивостока. Этот смысл полтора столетия раскрывался в истории Приамурья и Приморья. В названиях сел и городов, бухт и заливов, островов и мысов… До сих пор значительная часть наименований разных мест Владивостока и всей Дальней России имеет православное происхождение: Благовещенск, Спасск, Никольск-Уссурийский, Троицкое, Крещенка, Преображенка, Вознесенка, Воздвиженка, Ильинка, бухта святого Владимира, бухта святой Ольги…
   А какие величественные смыслы содержат имена бухты Золотой Рог и пролива Босфор Восточный! Владивосток – подобие древнего града Константинополя – об этом говорят океанские воды, омывающие берега полуострова Муравьева-Амурского. На этом скалистом полуострове, названном в честь отца-основателя Дальней России, расположен Владивосток. И сам генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский покоится в центре Владивостока, над бухтой и проливом, которым он дал прекрасные византийские имена. Как Константинополь стал градом, из которого свет Христов разливался по всей Европе и Ближнему Востоку, так Владивосток призван к великому миссионерскому делу в далекой Азии. И об этом писали великие русские проповедники и мыслители. О Владивостоке молился святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки. Он был духовным наставником и другом генерал-губернатора Муравьева-Амурского, и по его благословению заложена была первая церковь Владивостока.
   О великом миссионерском значении города возвещал священномученик Иоанн Восторгов. Об этом говорил святой Царь мученик Николай, посещая Владивосток в 1891 году, будучи 23-летним Цесаревичем. «Великий порт будущего» назвал тогда наш город у сияющих волн Золотого Рога будущий святой Царь мученик. Государь Николай Александрович всю жизнь заботился об устроении церквей и монастырей в Дальней России, об утверждении Православия на русских берегах Тихого океана и в Азии.
   Вот столица Дальней России на востоке! Вот великий порт будущего, откуда свет Христов просвещает просторную Азию. Вот о чем нужно вспомнить сегодня, размышляя о глубинных началах Владивостока.
   Сегодня город наполнен иностранцами. В бухту Золотой Рог заходят огромные пассажирские лайнеры, привозя тысячи гостей в наш город у океана. Что видят эти гости сегодня? Созерцают ли они величие русской культуры и Православия, создавших Россию? Высится над водами Золотого Рога прекрасный Спасо-Преображенский собор, который Приморье строит долгие годы. О таком соборе помышляли русские люди еще с первых лет основания Владивостока. Многим было ясно, что для выполнения Божественной миссии, возложенной на город и всю Дальнюю Россию, нужен величественный храм, который станет символом Руси у Океана Великого. Первый Владивостокский архиерей Евсевий (Никольский) обратился ко всей России с просьбой жертвовать на строительство большого собора во Владивостоке. Сам Царь Николай Александрович Романов поддержал это строительство. В 1912 году строительство большого кафедрального собора во Владивостоке взяла под свое покровительство Царица Александра Федоровна. У собора еще не было названия. Однако так и не успели начать строительство: война, революция, новая богоборческая власть… Лишь в 1990-х годов, с восстановлением Владивостокской кафедры и назначением в Приморье правящим архиереем Высокопреосвященнейшего Вениамина (Пушкаря), Россия вновь вспоминает о своем призвании на востоке и обращается к мысли о строительстве великого собора во Владивостоке. Тяжелая, многострадальная история возведения этого храма, который, по благословению Владыки Вениамина, строится в честь Преображения нашего Спасителя. В прошлом году трудами и молитвами митрополита Вениамина, духовенства Владивостокской епархии и всех православных христиан, вознеслись над бухтой Золотой Рог кресты и купола Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостока – главного храма России на берегу Океана Великого. И в этом сиянии золотых куполов царского собора над бухтой Золотой Рог Владивосток становится столицей Дальней России. Сейчас строительство собора продолжается. И продолжается возрождение христианского града Владивостока.
   Куда устремлен сегодняшний Владивосток, пока еще слабо осознающий свое столичное предназначение? Стать типичным американским или азиатским городком – неужели это идеал стремления для власти и жителей?
   
   
   Россию постоянно пытаются тащить по чужому пути – американскому или европейскому, китайскому или сингапурскому… Но зачем нам все это, когда у них нет даже подобия тех духовных, культурных, да и природных богатств? У России есть свои уникальный опыт и сила, чтобы идти своим путем. Владивосток – город, который стенами своих храмов и монастырей свидетельствует об этом опыте.
   Что же мы так стесняемся того, что созидала Россия тысячу лет? Россия созидала, просвещая, облагораживая и спасая других. Что же мы ищем в этих америках, китаях и япониях? Вкусную еду, красивые пейзажи? Новые смыслы? Что может быть новее и глубже смыслов, открытых нам нашими святыми, нашими поэтами и писателями: Пушкиным, Достоевским, Гоголем?.. Что может быть новее и красивее нашей православной Руси, которую мы забываем? Что может быть новее нового, преобразившегося во Христе человека? Что может быть новее и радостнее Бога, Вечного и любящего нас Творца?
   В первую неделю апреля, накануне радостного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, во Владивостоке была устроена масштабная выставка «От покаяния к Воскресению России», на которой были представлены несколько десятков монастырей со всей России и из других православных стран. Такая выставка – признак столичного положения Владивостока.
   Как замечательно сказал в 1909 году в Успенском соборе Владивостока отец Иоанн Восторгов о русском народе и нашей славной столице Дальней России: «…он (русский народ. – И.Р.) от берегов Днепра и Ильменя, из малого зерна-племени при всех невзгодах вырос в силу мировую и дошел до Великого океана – города, коему дал пророческое и выразительное имя: “Влади-восток”».
   Пусть же это пророческое имя «Владивосток» будет снова наполнено теми вечными смыслами, с которыми русский народ пришел к берегам Тихого океана. Пусть вспомнит вся Россия о своем великом призвании у пределов Древней Азии. И пусть прольется свет Христов из светлого града Владивостока – нового Константинополя – над водами Океана Великого.
   
   

И.А. РОМАНОВ,
   Центр церковно-государственных
   отношений «Берег Рус»




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION