25.03.2019: ВЕЛИКИЙ МУЖ РОССИИ И ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ

   
   
    Святитель Антоний Михайловский, архиепископ Брянский (1889–1976)

В газете «Русский Вестник» (№ 20, 2018, с. 14) опубликована статья главы Союза «Христианское Возрождение», члена Союза писателей России Владимира Осипова «Забытый новомученик».
Наша публикация – благочестивое дополнение к ней.

   «Он будет великим мужем России и Защитником Православия» – так пророчески сказал добродетельный Патриарх Иерусалимский Никодим, когда крестил в водах Иорданских рожденного в паломничестве в Святом Граде русского младенца Иоанна – будущего Святителя Антония Богомудрого.
   С младенчества он всем сердцем желал пострадать за Христа. Очень рано научился читать. Читая житие пророка Исаии, которого перепилили деревянной пилой, он возгорелся душой также пострадать и умереть мученически за имя Христово и молился со слезами, прося об этом. И увидел сон, где его пилили той же пилой, но не перепилили. Сон повторялся трижды, каждую последующую ночь. Это был прообраз его будущей мученической жизни.
   В детстве собирал иконочки мучеников и делал альбомы, составляя из них минею. Он как-то сказал своим духовным чадам: «Моя жизнь сплошь мученическая, и ни разу я не зароптал, не усомнился в Промысле Божием о необходимости моих страданий».
   Его духовный отец Оптинский Старец Иосиф учил: «Начинать с молитвы Иисусовой, произносимой устно, непременно по четкам, в определенном количестве. Если и не достигнешь совершенства молитвы, то хорошо и то, если скончаешься на пути к ней».
   Святитель Антоний в своем Богомудром писании «О молитве Иисусовой. Руководство в делании» напишет о том, как произносить эту спасительную молитву по четкам и в определенном количестве, заметив, что святые отцы говорят: без опытного наставника этим деланием спасаться нельзя.
   Святитель Антоний и есть этот опытный наставник, который сам опытно прошел по умному пути и описал его с поражающей отчетливостью и ясностью. Он был наделен великим благодатным даром умно жить и ясно изъяснить это сокровенное житие, совершенно недоступное разуму теоретическому.
   Иночество он принял с именем в честь преподобного Антония, основателя Киево-Печерской лавры, начальника всех русских монахов.
   В 1907 году в Киеве инок Антоний создает свое Богомудрое писание о терпении встречающихся скорбей «День за днем. Дневник православного священника», которое издает небольшим тиражом в Санкт-Петербурге в 1908 году, не указывая своего авторства.
   «Каждое утро я читаю книгу “День за днем”, которую ты подарила мне семь лет назад, и очень ее люблю, нахожу много слов утешения», – так писала святая Царица Александра Феодоровна Романова 24 ноября 1917 года Анне Вырубовой (Танеевой) из заключения в Тобольске.
   В 1908 году, поступив вольнослушателем в Киевскую духовную академию, инок Антоний в продолжение целых шести лет пишет магистерскую диссертацию «Православное учение о личном спасении», основанную на непосредственном и внимательном перечитывании им святоотеческих творений как в русском переводе, так и по греческому подлиннику.
   Зная современные и древние языки, он с большой тщательностью изучает литературу инославную современную и средневековых богословов, символические книги и соборные постановления.
   В речи перед защитой диссертации он говорит: «Я стал понимать, что разность православия и инославия заключается не в каких-нибудь частных недомолвках и неточностях, а прямо в самом корне, в принципе. Что православие и инославие противоположны между собой так же, как противоположны себялюбие, жизнь по стихиям мира, ветхий человек и самоотверженная любовь, жизнь по Христу, человек обновленный. Предо мной встали два совершенно отличных, не сводимых одно на другое мировоззрения: правовое и нравственное, христианское».
   Один из его рецензентов заметил: «Обладая замечательно тонким логическим и психологическим анализом, автор со всею очевидностью раскрывает читателю глаза на ту сорную примесь, которую внесла латинская схоластика в христианство, заимствовав ее из идей классического мира, именно из римского права». В конце рецензии отмечено: «Таким образом, доброделание и вера суть необходимые условия или средства спасения. Эту простую, но недостаточно ясную саму по себе мысль православных учебников автор раскрыл во всей ее психологической правде, причем не только свои выводы, но и само описание переживаемых христианином настроений изложены словами отцов. Ввиду указанных свойств и достоинств сочинения мы признаем его выдающимся трудом в отечественном богословии, которому суждено занять почетное место в истории раскрытия важнейшего предмета духовной жизни». За это Богомудрое писание о правой вере инок Антоний получает ученую степень магистра богословия.
   В 1914 году, вскоре после учебы, началась Первая мировая война, и он добровольцем пошел страдать с народом в действующей армии. Состоял при генерал-майоре от инфантерии А.Е. Лебединском в качестве адъютанта. После тяжелого ранения ушел в отставку и служил миссионером в Турции. Однажды вооруженные турки-фанатики напали на православных миссионеров, все были убиты, а его спасла от неминуемой смерти святая Равноапостольная Нина, просветительница Грузии.
   После безбожного переворота в России служил миссионером по особым поручениям при святом исповеднике Патриархе Московском и всея Руси Тихоне. Ему дано было право во всех храмах служить и произносить проповеди, выступать на диспутах с сектантами и безбожниками. Был в рабочих центрах. За разложение и провал обновленчества ему угрожали страшными наказаниями.
   По благословению Его Святейшества принял монашество. Постригали в Московском соборе Святого Мученика Трифона. При постриге был наречен в честь преподобного Антония Великого, основателя пустынножительства и отца монашества. Однажды духовным чадам с грустью сказал: «Антоний Великий начинал монашество, а я его заканчиваю».
   Рукополагали в диакона и священника в Брянском кафедральном соборе в 1919 году на праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Занимал и исполнял почетную должность настоятеля этого собора. Служил ежедневно и из собора не выходил. Его пытались застрелить во время службы, но Бог его хранил.
   Однажды к нему в собор приехал видный политический деятель, работавший в одном отделе с Крупской, пастырь баптистов Тихон Галынский. Он принес с собой три тетради, которые написал в утверждение своего суеверия. При первой их встрече иеромонах Антоний сказал: «Что, Тихон, три тетради принес?» – и своей прозорливостью обратил его к Православию. Тихон оставил свое суеверие и стал верным другом отца Антония, положив душу за него. Он пошел за него на расстрел.
   С этого времени и началась путаница в биографии Святителя Антония. Безбожная власть дала ему фамилию Галынский-Михайловский и анкетные данные Тихона, дополнив их самой изощренной клеветой. Владыка Антоний говорил: «Ни один святитель во все века не был оклеветан сатаной так, как я».
   В 1941 году, с началом войны, когда немцы подошли к Москве, Сталин приказал его срочно разыскать и доставить. Владыка Антоний находился в то время в тюремном подземелье. «Ты знаешь все, скажи, как мне одержать победу?» – обратился Сталин к нему. Он и открыл волю Божию о спасении России от нашествия вражеского, что Сталин и выполнил: разрешено было свободно молиться о победе, во многом вернулись к военной форме Русской армии. Позже все это было отнесено к «заслугам» митрополита Гор Ливанских Илии.
   В 1947 году, освободившись из заключения, после Пасхи Владыка Антоний приехал в город Балашов Саратовской области. Перед его приездом прозорливая матушка Серафима-слепенькая говорила своим духовным чадам: «Молитесь, Господь пошлет нам скоро не просто священника, а Владыку, да такого, что он будет всех нас знать, как свои пять пальцев. Другому нужно много молиться, а ему Господь сразу все открывает. Но сам он очень скрытный, тайный молитвенник».
   После очередного ареста отбывал наказание в особом лагере Министерства внутренних дел близ железнодорожной станции Потьма в Мордовии. В своей книге «Отец Арсений. Лагерь. Путь. Дети» он пишет: «В особый переводили опасных заключенных, переводили умирать без расстрела, от установленного режима».
   Эта книга о том, как тремя видами добра – молитвой, правой верой и терпением встречающихся скорбей – приобретается все прочее добро. Богомудрое писание говорит о страданиях, муках, подвижническом труде и смерти многих миллионов мучеников, пострадавших Бога ради и нас, живущих на земле.
   Из лагеря был освобожден чудесным предстательством святой равноапостольной Марии Магдалины, которая явилась в виде важного сотрудника лагеря и предоставила все необходимые материалы для досрочного освобождения, хотя в списке на амнистию его не было.
   В Интернете, на сайте, посвященном Святителю Антонию Михайловскому, на странице «Воспоминания духовных чад» есть любительская видеосъемка беседы с Дивеевской Старицей Уриилой, которая и рассказывает эту историю, хотя она всю свою жизнь и не знала – Владыка никому – не говорил, что та радостная сотрудница лагеря и была святой Марией Магдалиной.
   Свой величайший богословский труд «О молитве Иисусовой» он написал в 1957 году в Дрогобыче (Западная Украина). Это писание о молитве – самой первой добродетели.
   В своем Богомудром писании «Забытый путь опытного Богопознания, или Тайна спасения» он пишет о том, что делание непрестанной молитвы Иисусовой, именуемое умным деланием, забыто.
   «Оскудение произошло давно и произошло незаметно. Оскудело монашество изнутри, оскудело умным деланием; с потерею умного делания монашество утратило путь опытного Богопознания. С утратой умного делания монашество утратило право на существование. Подрезаны корни духовного бытия. И жизни не стало. Умное делание было душой монашества. Внешняя телесность без души жить не может. Так и монашество без внутреннего делания прекратило свое бытие. С исчезновением в монашестве внутреннего недолго продолжалось и внешнее – разлетелось, как прах, взметаемый ветром.
   С исчезновением монашества в христианском мире появились грозные признаки конца мира, признаки его неизбежной катастрофы, его окончательного разложения. Ибо монашество было той солью, которая его сдерживала от окончательного гниения. Когда же сама соль потеряла свою силу – миру пришел конец».
   Зная это, мы теперь можем правильно понять, почему погибла православная Российская Империя, почему разрушались монастыри и храмы, почему погибли многие миллионы христиан.
   Увидев это пророчественное таинство, остаток христиан должен восклонить свои головы, т.е. поднять вверх, устремить ум к горнему, усилить умное делание, ухватиться за внутреннее, за внимание к помыслам, за невещественное делание святых отцов. Только одно и может спасти от окончательной и неминуемой гибели умной личности человека. Ухватиться за это, как за спасительный обломок от апостольского корабля. Путь нам указан – от внешнего к внутреннему. Кто внутри – тот на правильном пути. Ибо только внутренняя жизнь и есть истинно христианская жизнь, как свидетельствуют о сем святые отцы».
   24 февраля 1972 года в Буче, в своем домашнем монастыре, он написал в художественной форме книгу «Ольховский монастырь» – практическое руководство об устройстве православного монастыря на основе непрестанной молитвы Иисусовой, которая есть Тайна спасения и которой спаслись все святые.
   Всем спасающимся в последние времена Святитель Антоний Богомудрый своими писаниями дан в наставники Самим Духом Божиим. Его духоносными писаниями можно руководиться без сомнения всякому идущему путем внимания, и они управят на истинный путь Царствия Божия.
   
   

Испрашивая Ваших святых молитв,
   священник Владимир Панковец


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION