21.02.2019: «СВИДЕТЕЛЬСТВУЯ О ХРИСТЕ…»
Сакральные смыслы в годы царствования Николая II

   
   
   
    Однажды при моей поездке на дачу в автобусе как-то неожиданно возник разговор о Николае II. Я спросил попутчиков, что они думают о нём. Один назвал его «Николашкой», другой – бездарным правителем, третий – «кровавым», повторяя те ярлыки, которые наклеила на него советская и либеральная печать.
   Я попробую вкратце дать оценку годам его правления, но прежде всего с христианской точки зрения.
   Начало его царствования не предвещало ничего хорошего: во время коронования и праздничных гуляний в 1896 году пострадало около 3000 человек, более тысячи погибло.
   Он, конечно, не остался равнодушным. Вот как пишет в своём дневнике от 2 июня 1896 года об этом Александра Викторовна Богданович, жена генерала от инфантерии Е.В. Богдановича, в гостеприимном салоне которой собирались министры и губернаторы, митрополиты и фрейлины, дипломаты и литераторы: «Сегодня Салов говорил, что когда царь приказал произвести следствия по “Ходынскому делу”, то сразу выяснилось, что великий князь Сергей виноват. Тогда все три брата – Владимир, Алексей и Павел – привезли царю свои отставки на случай, если Сергея будут судить».
   Царь не смог противостоять их давлению и вынужден был замять это дело.
   Или ещё одна знаковая дата – 9 января 1905 года, так называемое «Кровавое воскресение».
   Есть свидетельства, что это была заранее задуманная акция, где роль провокатора играл священник Гапон, и что в народ стреляла не только армия. По разным сведениям, было убито около 200 человек, ещё больше ранено. Об этом есть и записи в дневнике А. Богданович от 9 января (с. 332). Царь тяжело переживал это событие, выделил большое пособие семьям пострадавших. Об этом неоднократно писала российская газета «Завтра». Конечно, 200 или 300 человек убитыми – это не малая цифра. Но при Ельцине при расстреле защитников Белого дома жертв было гораздо больше, да еще тысячи убитых в чеченской войне. Но никто не приклеил ему ярлык «кровавый».
   Есть расхожее мнение, что царь Николай II был бездарным правителем. Но вот какие данные привел С.С. Ольденбург в книге «Царствование императора Николая II»: «За двадцать лет правления население империи возросло на 50 миллионов человек, выплавка чугуна увеличилась почти вчетверо, выплавка меди – впятеро. За десять лет (1904–1913 гг.) превышение обыкновенных доходов над расходами составило свыше двух миллиардов рублей. Протяжение железных дорог, как и телеграфных проводов, более чем удвоилось. Возросла и продукция сельского хозяйства. Так, потребление сахара с 25 млн пудов в год (8 фунтов на душу) в 1894 г. превысило 80 млн пудов (18 фунтов на душу) в 1913 году. А по производству и экспорту зерна Россия в начале столетия занимала ведущее место в мире, снабжая им почти всю Европу».
   Страна набирала экономическую мощь: рабочие и крестьяне стали жить лучше. Этому способствовала и созидательная деятельность П.А. Столыпина. После его убийства царь под давлением окружающих совершил самую роковую ошибку: дал согласие на участие в Первой мировой войне на стороне Антанты. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях Анна Танеева (Вырубова), ставшая монахиней, которую оклеветали, приписав ей интимную связь с Григорием Распутиным и прочие небылицы: «Дни до объявления войны были ужасны; видела и чувствовала, как Государя склоняют решиться на опасный шаг; война казалась неизбежной, но утешал себя тем, что война укрепляет национальные и монархические чувства, что Россия после войны станет ещё более могучей, что это не первая война и т.д.»
   За что же Бог наказал Россию? Прежде всего за то, что русский народ забыл клятву на вечную верность царскому роду Романовых, которую он давал в 1613 году. Отошел от православного понимания того, что царь – это не выборный президент, а «помазанник Божий». И поэтому армия, правосудие и многие служители церкви в трудную минуту для страны отступили от царя, в большинстве своем не встав на его защиту. А как же Николай II относился к своему предназначению? Вот что писала об этом Н. Рисак в журнале «Северный Благовест» (№ 4, 2005), этот материал также перепечатан в «Православном слове» (№ 6, июнь 2013): «Государь-император Николай II был совершенно искренне и непоколебимо уверен в том, что он "помазанник Божий" и что вся ответственность за судьбу Российской Империи лежит на нем, и только на нем. Формула графа Уварова “Православие. Самодержавие. Народность” была для него не громкой фразой, а реальностью повседневной жизни.
   Другое дело – высший свет, великие князья, придворные, в большинстве своем они были далеки как от Православия, так и от монархического понимания власти как служения своему народу. Главное для них было – личные выгоды, собственные интересы и страсти».
   Приведем хронику событий 1916–1917 годов, подтверждающую эти выводы. С осени 1916 года до императора начинают доходить все усиливающие слухи о готовящемся против него заговоре. Он стал результатом долгих лет противостояния русских общественных и либеральных сил с царской властью.
   Государь был хорошо осведомлен о готовящемся перевороте. Но для него было полной неожиданностью, что заговорщики перетянули всю верхушку армии – генералитет, к которому царь испытывал доверие. Предательство одних и нерешительность других привели к краху империи.
   Даже собственный его Величества конвой накануне Февральской революции, прослышав в Царском селе о петроградских событиях, вышел с красными бантами и «Марсельезой» на улицу. Неслучайно царь в своем дневнике от 2 марта записал: «Кругом измена, и трусость, и обман».
   Как известно, царь отрекся от престола в пользу брата Михаила, расписавшись карандашом под машинописным текстом, а брат его, Михаил, находящийся в опале, подписал свое отречение ручкой в пользу Временного правительства под рукописным текстом, но почему-то написанный кадетом и масоном В.Д. Набоковым. Кроме того, на бумаге царя отсутствует личная печать Николая II, а сама бумага не завизирована Правительствующим Сенатом, без чего никакой Царский манифест не имел юридической силы.
   Есть и другие нестыковки в манифесте. Например, А. Разумов сравнил подписи Царя на экземплярах «Манифеста» и установил, что они скопированы с подписей Николая II под приказом о принятии им верховного командования в 1915 году.
   Ознакомившись с множеством источников, историк Петр Мультатули приходит, как и другие исследователи, к выводу: «События в феврале-марте 1917 года были не чем иным, как свержением Императора Николая II с прародительского престола; незаконное, совершенное преступным путем, против воли и желания Самодержца, лишение его власти».
   2 марта империя рухнула. Следует напомнить о метафической подоплеке этого события. Еще в начале XIX века Авель, монах Соловецкого монастыря, предсказал императору Павлу о гибели Российской Империи через 100 с лишним лет. Он не поверил пророку. Тогда слова Авеля записали и положили в ларец, с предписанием: «Вскрыть через 100 лет». И вот 12 марта 1901 года царь Николай II и его супруга в хорошем настроении отправились в Гатчинский Дворец, чтобы прочесть предсказание. Вышли они оттуда в подавленном состоянии, так как запись гласила о гибели Империи и Царской семьи.
   Есть высказывание о трагической судьбе Империи и других прозорливцев, в частности священника Иоанна Кронштадтского.
   Помимо нарушения клятвы народом, за что же еще Господь наказал Россию?
   Это наказание – за беззаконие, творимое самодержавием над народом, за отступление от Бога и веры, за нежелание богатых поделиться с бедными. Крестьян освободили от крепостной зависимости, не дав им достаточного количества земли, которую они должны были приобретать за свой счет. В той же записи от 2 июня 1896 года А. Богданович пишет: «Штадлер говорит, что стачки на заводах <…> рабочие, может, и правы в своих требованиях, так как изнурены работой от 6 часов утра до 8 вечера». Но история учит тому, что никто не хочет у нее учиться. Наша страна, наверное, единственная в Европе, где нет прогрессивного подоходного налога. Он для всех одинаковый – 13%.
   20 августа 2000 г. Архиерейский собор Православной Церкви признал царя Николая II и его Семью святыми как страстотерпцев, принявших мученическую смерть за веру и Россию.
   А 1 октября 2008 года Президиум Верховного суда Российской Федерации признал жертвами политических репрессий и реабилитировал Царя Николая II и его Семью.
   И еще один важный аспект. Его семья была примером христианской любви друг к другу. Почитайте их дневники. Поистине безграничны были благотворительные дела Царской семьи: на свои средства организовывали учебные мастерские для бедных, было открыто училище сестер милосердия, учреждены работные дома, школы для сиделок и ортопедические клиники для больных, строили санатории для неимущих в царских имениях в Крыму. В Санкт-Петербурге создана школа народного искусства и т.д.
   Исходя из того что Николай II был лучшим Царем (по крайней мере, в морально-нравственном и христианском значении), Господь сделал его страстотерпцем, чтобы его семья мученической смертью искупила вину России и самодержавия. Тем более что царь предполагал такое развитие событий. Как он однажды сказал: «Может быть, для спасения России необходима жертва, – я готов стать этой жертвой».
   Таким образом, Николай II повторил путь Христа: беспокойная жизнь, клевета на него и его жену, мученическая смерть и воскресение. Скажете, жестоко. Наоборот – великодушно со стороны Бога. Россия не погибла, а семья прославлена на Земле и находится у престола Господа в небесах. А мы, вкушая чрезмерно земные блага, где мы будем?
   
   

Анатолий МАКАРОВ




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION