03.12.2018: «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА, ТИХИЕ НАШИ ЛЮДИ...»
Мысли и образы Николая Алексеевича Деткова

   
   
   
    17 декабря 2018 года отмечает 70-летний юбилей самобытный русский художник, театральный и общественный деятель, председатель Межрегионального общественного фонда «Глас Ангельской Руси» Н.А. Детков. Накануне этого события «Русский Вестник» побеседовал с выдающимся выразителем русской культуры и представляет читателям наиболее важные аспекты его мировоззрения.
   
   – Николай Алексеевич, Вы сами озаглавили систему Ваших взглядов и ценностей: «Тихая моя Родина, тихие наши люди…» Что Вы вкладываете в это понятие?
   – Когда-то к преподобному Амвросию Оптинскому приехала женщина и он долго говорил с ней – и все о гусях, а потом она радостная ушла – аж запрыгала. Только монахи потом спросили: что же, она душу спасать приехала, а Вы с ней – о гусях да о гусях? На что он ответил: «А у нее душа – в гусях!» Если меня спросят, о ком моя душа, то моя душа – в Николае Рубцове. Отсюда первая часть названия. Вторую я добавил сам, потому что буду говорить о том, что нас окружает. Вот едет обоз, и в нем люди – негромкие, и извозчик тоже тихий. Я имею в виду «тихость» человеческой души, своего маленького «я». Такой у нас народ – рубцовский. Сам Рубцов был таким, а ведь он был поэтом, жившим одновременно с В. Высоцким. Один наш «ангел» – Марья Андреевна Полетова – была детским врачом, а стала исследователем Рубцова. Она создала музей в Москве, с которым объединила 42 рубцовских музея по стране, в которых проводятся конференции. Она написала книги о нем. Вот когда читаю их – плачу, потому что каждая фраза, каждый момент жизни Рубцова – а она там собрала уникальные вещи – трогают до слез. Еще один мой «ангел» – Александр Лобзов всю жизнь положил на то, чтоб на все стихи Рубцова сочинить музыку – классические романсы. А ведь он стал бы генералом, если бы не посвятил себя Рубцову, Н. Гумилеву – нашим великим поэтам. Уникальный композитор, удивительный человек! И, получается, все люди, которые меня окружают, тихие – в том смысле, что никто не кричит о себе.
   Я сам – тихий: крестьянский сын из деревни Реутово Орловской области. Мать – крестьянка, отец – плотник, дед – краснодеревщик. Есть в Подмосковье Реутов, и там усадьба князя М.Н. Загоскина, – директора Малого и ВТУ имени М.С. Щепкина, где я работал. И деревня у нас, как в Москве, Реутово, которая образовалась в XIX веке в Орловской губернии. Я узнал, что по деду я – Загоскин, а моя бабка работала на барщине у Шеншина. А кто такой А.Н. Шеншин? Это – фамилия отчима поэта А.А. Фета! Тот дружил с Загоскиным, который как-то проиграл ему в карты всю деревню с людьми. Вот они из Подмосковья все и перебрались на Орловщину, а в то время помещики нередко любились с крестьянскими девушками. А ведь я писал какие-то вещи для книги. Сейчас читаю и думаю: хорошо ведь написано и стили разные! Так ведь мой предок – тот самый Загоскин – писал!
   
   – Определение «тихий» напомнило о прозвище царя Алексея Михайловича – Тишайший. Ведь это не робость и не нерешительность, а благодатное свойство души…
   – Хорошо, что вспомнили. Да, эта «тишина» – это христианское свойство, но особенно характерно для крестьянской России. Ведь дворян, которые своими громкими подвигами завоевывали имя, расстреляли, их потомки уже тихо доживают свой век. А вот для крестьян это естественное состояние «тихости». Все люди, которые выше, ближе к Богу. Я, к слову, называю себя иерархистом, потому что иерархия – это более высокое, чем монархия, понятие – это космический закон почитания Божественного. Вот зачем Христос пришел на Землю? Мы поем на Рождество: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Он пришел установить Божественную иерархию. Вообще весь мир пронизан иерархией: государство, Церковь, армия, даже бандиты имеют свою иерархию. Это, как воздух: без нее мы и секунды не проживем. Как председатель фонда отмечу: военные очень хорошо принимают награды, пусть у нас награда новая – «Ангел Трубящий». Просто они лучше понимают значение наград – это новая отметка в иерархии. Как крестьянский сын я в лаптях ходил в школу и помню, как народ почитал учителя. Ведь еще Христос, Мессия, говорил: «Называйте меня учителем!» Это самое высокое звание. Вообще на почитании более высоких начал зиждется мир на Земле, строится вертикаль власти – на соблюдении иерархии, а не на насилии.
   
   – Тем не менее идея монархии Вам близка?
   – Не может иерархист не быть монархистом. Кто ближе всех к Богу? Царь, нами избранный, отец нации! Это звено, заключающее земную иерархию в высшей точке. А дальше идет уже другая иерархия – Небесная. Все пророчества и чудеса, связанные с Николаем II, – это то, что мной почитаемо, любимо и уважаемо. Это Отец наш. У человека вообще пять отцов: родной отец, Отец Небесный, отец-крестный, Царь-батюшка и отец-наставник, учитель.
   Вот я как человек тихий и самодостаточный знаю, что на небе есть Бог, на земле должен быть царь, а так у меня есть земной вождь – это Олег Анатольевич Платонов. Он – земной вождь для всего русского народа, но при этом негромкий духовный человек. Когда сейчас на него вешают какие-то поганости, люди даже не знают, о чем говорят, потому что он занимается делом и у него нет времени на какую-то там пропаганду. Нападать на него – значит, принизить всю Россию. Он почитаем всеми людьми, которых я хорошо знаю, ну а для меня, наверно, самый главный.
    Но враги тоже нужны: без них мы заснем и вымрем. Как в эксперименте с мышами, которым создали райские условия, и они, достигнув популяции в десять тысяч особей, не имея преград, вымерли. В назидание нам русская пословица: «На то щука в море, чтоб карась не дремал». Нам дремать не дают, и мы силой духа держимся, тихо делаем свое дело, и все постепенно приходит.
   
   – Как бы Вы описали идеологию тихого человека?
   – Русские люди – тихие люди, они – как разведчики: делают дело и не говорят, но только не оттого, что не могут, а потому что не хотят.
   Как и старые люди, которые тоже не говорят: они уже все знают и могут сказать только тому, кто способен глубоко понять. Я вот тоже старикую маленько и понимаю: не хочется говорить, потому что не слышит либо не дорос по иерархии. Старик уже видит человека насквозь, поэтому станет говорить только тому, кому надо. Вот такие и наши незаметные старики и бабушки, отцы и матери. И отношение к ним должно быть особым. Когда я хоронил бабушку, понял, сколько нашему народу выпало: три вой­ны, два голодомора – и бабушка моя радовалась, пережив все это!
   Без радости нет жизни: любое движение и начинание бесплодны, человек бесполезно живет. Если он погружен в скуку – то же самое. Да как можно скучать, когда ты постоянно окружен столькими вещами и ты можешь ко всему этому обратиться! Есть вечность, есть беспредельность – понятия, которые не дают унывать. Мы ведь слышим «вечность» в человеке: вечное чело – вечный дух. Сколько радости уже в самом имени! Поэтому нужно больше наполнять жизнь радостью.
   
   – То есть жизнь должна быть как праздник?
   – Я открыл для себя смысл праздников. Идеология любого народа заключена в праздниках. Их можно разделить на четыре категории почитания: Бога, святых и героев, побед, и последнее – хлеб. В нашем традиционном юлианском календаре, который нагло поменяли, все это отражалось, и было идеально распределено даже с астрономической точки зрения.
   Вся моя жизнь – праздник. Я родился, а дальше Новый год, Пасха, Троица. Можно было не считать числа, а смотреть по праздникам. Это потом придумали советские праздники, и они шли мимо календаря. Вот 8 Марта – почитание Эсфири. А у нас была осенняя неделя, когда дарили цветы, и вокруг Дня жен-мироносиц – вся неделя женская. Это подсадные праздники. Я считаю, ритм жизни должен выстраиваться по праздникам – большим и малым, и это соответствует ритму Вселенной, где всюду фигурирует число 12. Вот новый праздник, подаренный нам небом, – это «Бессмертный полк», праздник жертвы, а в основе праздника всегда лежит жертва.
   
   – Говоря о сакральных вещах, Вы упоминали несколько ключевых для себя понятий помимо иерархии...
   – Люди часто спорят об одних и тех же вещах, и суть спора только в масштабе этих вещей. Просто людям свойственно слишком много заботиться о своем маленьком «я», но, когда много маленького «я», оттесняется большое «Я». Соизмеримость – вот главный закон красоты. Осознание закона соизмеримости – вот такая красота – в гармоничности и точности, а не сама по себе – спасет мир. Это второй важный аспект после иерархии.
   Третий – это единство, потому что весь мир един. Мы не глобалисты – мы космисты: болеем за планету, а планета – кусочек космоса. Весь мир этим пронизан, Творец создавал все на единых началах, все очень тонко, и от каждого лучика солнца зависит, что будет на Земле.
   Отсюда следующий пункт: канон Господом твоим. Помня, что Бог сотворил всех, кто сейчас разбрелся по земле, с уважением относясь к их вере, можно преодолеть национальные и религиозные проблемы.
   
   – В нынешней атмосфере это звучит как чудо.
   – А моя жизнь полна чудес и удивительных явлений. В 1993 году, когда я был в Бутырке, где-то в 5 часов утра я услышал ангельский хор. Там действительно молились. Я развернулся с краю, чтобы посмотреть, и увидел, как всего пять человек что-то бубнят. Но как закрыл глаза, снова услышал хор. В то же время я делал из хлеба четки и молился. Эти четки каждый день брали у меня те, кто уезжал на суд, и потом все были удовлетворены: как они хотели, так их и судили. Как-то я видел ауру падающего человека. Как озарение, мне явилось его туманное тело.
   В живописи я вижу образы – они даются мне свыше, точнее – они уже явлены, и вопрос только в том, кто их видит. Мне открывается само. Но над этим духовным зрением необходим контроль, иначе можно сойти с ума, когда повсюду проглядываются образы.
   
   – Следует заметить, Вы всегда были окружены интересными людьми, объединенными общими идеями. Например, «Память»...
   – Да, в Обществе «Память» все были личностями – других там не было. Они шли туда от чистого сердца благодаря порыву и искре самоотдачи. Например, был реставратор первой категории Павел Мишин: выполнял уникальные работы. Он продал яхту и деньги передал Обществу. Тихий человек! Были целые группы художников, окончивших Строгановку, которые делали памятники, реставраторы монастырей. Все они усердно работали, зарабатывали, стабильно отдавали на общее дело, отодвигая личные нужды и интересы на второй план. Был в штабе полковник И.П. Шинкарев. Был скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, с которым мы были друзьями. Мой кум А.П. Баркашов, дочь которого я крестил. Там были также философы и мистики: А. Дугин и покойный Г. Джемаль. Ким Николаевич Андреев – рабочий человек, но как прекрасно писал и мыслил – настоящий философ! Иван Шевцов – писатель огромной величины. Потом многие разошлись в разные стороны, но всех объединяли мысли о Родине, все были заряжены патриотизмом.
   Когда «Память» уже стали считать маргиналами, я поссорился из-за них с Игорем Тальковым, когда о нем написали в газете неправду. Мы-то в «Памяти» привыкли, что на нас из всех СМИ льется этот поток, но Тальков не мог смириться. На самом деле, он был прав, что не терпел лжи. Тогда я с ним спорил, но сейчас я понимаю, что даже маленькая неправда рождает большую ложь.
   
   – Многие выдающиеся люди совершенно разных профессий были награждены Вашим фондом, получив «Ангела Трубящего»…
   – Вот только что со мной связывался Сергей Князев, кинорежиссер, лауреат всевозможных европейских премий. Сейчас я фигурирую в его документально-художественном фильме «Изограф – сын графомана», где он рассуждает о войне и нашей исторической жизни. Он удивительный мыслитель, который очень тонко все видит, к тому же поэт. С точки зрения понимания монтажа, а монтаж – это мысль, проникаешься его уникальным способом мышления.
   Есть Валерий Жереги, получивший приз «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля за свою картину «Предчувствие» – гениальный фильм о предчувствии войны. Его жена – мой «ангел» – Людмила Бородина делала музыку к этому фильму. Тогда в Каннах его демонстрировали в хорошее время, и она предложила спеть одну вещь в честь дня рождения мужа – так зрители ее не отпустили, и она пропела полтора часа этого фильма. Людмила Бородина получила награду за музыку и «Ангела Трубящего» на первом вечере в Концертном зале имени Чайковского. Но у нас этот фильм даже не показали – только на вечере «Предчувствие апокалипсиса в русской музыке». Там Людмила исполняла русские песни. Например, «На Муромской дорожке» она пела 9 минут. Та же музыка и те же слова, но если Н. Кадышева поет 2,5 минуты, то за 9 минут песня превращается в симфонию, словно под лупой, раскрываются тончайшие вещи.
   Получил «Ангела» народный артист России Александр Михайлов. Тоже уникальный человек, и поет он, как Максим (Трошин. – РВ), от которого родился наш фонд «Глас ангельской Руси». У него другой голос, но глубина проникновения – от Бога.
   Михаил Иванович Ножкин... Но что я буду о нем говорить: разве найдется тот, кто его не знает? Или Е.А. Поликанин. После таких концертов мне люди кланяются в ноги за то, что они их услышали.
   Уникальные певицы Людмила Сафонова, Татьяна Филимонова, которая проводила сезоны в Париже! Или В.П. Овсянников. Такие люди имеют по два образования, преподают в институтах, сотни раз выступали за границей и представляют там нашу страну в правительственных делегациях. А у нас их недостаточно знают: тоже тихие люди, которые не выпячивают себя. Есть художники: Дмитрий Белюкин, Иван Торопов.
   Когда мой сербский друг Любомир Перунович писал биографию для книги, он просто описал свой род, начиная с предка – героя Косова поля. Это удивительные люди! Еще митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий – его друг и тоже наш «ангел».
   Володя Нелюбин – гитарист и певец вне шоу-бизнеса, очень цельная личность, наделенная силой духа в сочетании со скромностью. Кирилл Хмелевский – потомок аристократов.
   Есть целый профсоюз атомщиков, среди которых есть наши награжденные – по рекомендации А.В. Огнева. Он знает удивительных людей и может рассказать о каждом невероятные вещи, которыми обязательно проникаешься. В любом случае список этих людей слишком большой, и вам не хватит места, чтобы всех перечислить. Все эти 170 «ангелов» – от детей до взрослых – уникальны по своей природе и своим достоинствам. Изобретатели, профессора, военные, художники... И все они не кричат о своих достоинствах – они спокойно и тихо работают. А вокруг всех этих именитых выдающихся личностей есть простые люди, которые ходят на концерты и награждения. Мне очень повезло, потому что они такие искренние и тоже уникальные.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   
   
   

«НИКОЛИН ДЕНЬ»


   Приглашаем всех желающих на торжества, посвященные 70-летию известного художника Николая Алексеевича Деткова. Мероприятие состоится 17 декабря в 17:00 в Детской школе искусства им. Балакирева по адресу: ул. Ферганская, 23.
   В программе:
   1. Выставка работ Н.А. Деткова (100 уникальных картин).
   2. Кантата Г. Лукина «Краснодон», посвящённая подвигу молодогвардейцев.
   3. Концерт народных и заслуженных артистов СССР и РФ: Л. Сафонова, А. Михайлов, М. Ножкин, Т. Петрова, И. Якушин, Т. Филимонова, И. Леонова, Г. Рылеева.
   С приветственным словом выступят: О. Платонов, А. Полетаев, В. Проханов и другие известные общественные деятели и деятели культуры.
   Проезд: ст. метро «Выхино», далее на автобусе 209 до остановки «Детская школа искусств».
   Количество билетов ограничено. За приобретением билетов обращаться по телефону 8-915-163-22-09.
   
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION