15.11.2018: «ДО МОНАРХИИ НАДО ДОРАСТИ ДУХОВНО»
Беседа с митрополитом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарем)

   
    – Ваше Высокопреосвященство, прежде начала нашей беседы поздравляем Вас с 80-летием! И сердечно благодарим за Ваши молитвенные и просветительские труды на благо Церкви и России!
   Многая и благая лета, дорогой Владыка! Молимся, чтобы Вашими молитвами Господь даровал спасения всем православным христианам.
    Сегодня сложная ситуация в мире и в России. Разобраться в этой обстановке очень трудно исключительно с позиций ума. Нужно иметь духовное зрение.
   Многих людей пугает происходящее сегодня. Многих пугает то, что внезапно Россия может оказаться под воздействием таких угроз, которые способны поставить под вопрос само существование нашего государства. Как Вы полагаете: нет ли в этих волнениях того, что в народе называют «У страха глаза велики»? И чего нам ждать? К чему готовиться?
   
   Владыка Вениамин: Православная Россия создавалась веками. Не только сегодняшние поколения строили Русское государство. Наши славные предки издревле созидали Русь в согласии с христианским взглядом на мир.
   Можно даже сказать, что Россия изначально складывалась как государство-церковь.
   В 1917 году Россия утратила свой христианский идеал, немало людей отказалось от Христа. Возобладало богоборчество. Но русский народ в своей основе сохранял веру в Бога. Сколько было тех, кто пошел на смерть, свидетельствуя свою преданность Христу! Кровью православных людей, наших святых Новомучеников, святого Царя Мученика Николая и его Семьи, Россия устояла в страшных вихрях и бурях Гражданской войны. С Божьей помощью она выстояла в Великой Отечественной вой­не. Вспомните, как обратился в первые дни войны Иосиф Виссарионович Сталин к русскому, советскому народу с христианским призывом: «Братья и сестры!» Он призвал всех, как один, встать на защиту своей Родины. Забыт был на время революционный лозунг: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» – так как многовековая Русь стояла тогда перед выбором: быть России или не быть.
   И русский народ поднялся на защиту своего любимого Отечества от полчищ фашистских захватчиков. Проснулась русская душа от тяжелой спячки безбожия, вспомнились ей великие наши русские полководцы: святой Александр Невский, святой Димитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов и многие другие. Вдохновился русский народ силой своих храбрых предков и с Божией помощью разбил врага.
   Всегда Россия испытывала угрозы. И всегда с Божией помощью преодолевала их. И сегодня нам нужно понять, что никто, кроме Бога, не поможет России. Нужно ли нам надеяться на зарубежные страны? На то, что Китай, или Европа, или Америка придут и помогут нам?
   России нужно надеяться только на Христа. И тогда Россия сама сможет помочь многим странам выбраться из духовной тьмы и пойти за Христом.
   Но прежде нам нужно покаяние за тот великий грех, который совершил наш народ: предал Христа и отдал на казнь изуверам своего Царя, Помазанника Божьего.
   Что бы ни писали в газетах, а народ русский уже глубоко задумывается над тем, чего лишился в 1917 году. И в день столетней годовщины злодейского убийства Царской семьи многие тысячи людей собрались у Храма на Крови в Екатеринбурге, а потом пошли Крестным ходом к Ганиной Яме, к месту, куда вывезли тела святых Царственных Мучеников. И впереди этого Крестного хода шел сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И по всей Руси в это время были церковные службы и крестные ходы. Покаяние – трудное дело. И сколько еще нужно крестных ходов, сколько нужно слез, чтобы заглянуть в глубь той трагедии, которая произошла в подвале Ипатьевского дома!
   
   – Сегодня в России все чаще слышны разговоры о монархии. Но есть еще одна серьезная проблема, связанная с перспективами появления монархии в России – это искусственное противопоставление монархистов действующей власти. Этим противопоставлением занимаются как представители либеральных кругов, так и те, кто желал бы возврата к советским идеям.
   
   Владыка Вениамин: Говоря о монархии, нужно помнить, что она не создается рукотворно. Не может быть в России истинной монархии, если ее готовят где-то в политических кругах, тайных обществах. Монархия – это не результат каких-то заговоров или общественных и политических движений. Монархию может дать только Господь. И ее нужно заслужить. Нужно самим меняться, становиться чище, нравственнее. Кто такой монархист в России? Да любой православный человек, живущий по заповедям Христовым. Никакой православный не станет противопоставлять себя действующей сегодня власти в нашей стране. Ведь у нас сам Президент Владимир Владимирович Путин – православный, который исповедуется и причащается Христовых Тайн. Монархия – это высшая форма правления, которая наиболее угодна Богу. Но до монархии нам еще надо дорасти духовно.
   
   – Но, для того чтобы Россия возрастала духовно, нужно ведь и систему образования в наших школах строить не на материалистической картине мира, а на христианских позициях?
   
   Владыка Вениамин: Да, в этом большие трудности и противоречия светского образования. Однако сегодня немало детей приходят в Церковь. Много детей обучаются в воскресных школах. Есть церковные семьи, где дети уже помогают священникам, алтарничают. У нас, во Владивостоке, как и во многих российских городах, есть православная гимназия, выпускники которой нередко поступают в семинарии, изучают теологию, богословские науки, помогают православным приходам.
   У наших детей сегодня есть возможность получать христианское образование, изучать Закон Божий. Государство не запрещает обучать ребенка дома, давать ему домашнее образование, воспитывая чадо в христианском духе.
   В семье ребенок получает свое первое образование. И если семья церковная, если там царит любовь ко Христу и ближнему, то в такой семье, скорее всего, будут сформированы правильные духовные ориентиры и правильное образование.
   Самое главное – прививать ребенку любовь к Богу, укреплять в нем веру во Христа. Ведь если Бога нет, то все дозволено. Антирелигиозная пропаганда привела именно к таким последствиям. Чем нас кормили семьдесят лет безбожной власти? Нас кормили нулем: Бога нет, души нет. И от такой философии из нас получились духовные калеки. Теперь нам надо выздоравливать духовно. В плане материализма человек не имеет никакой цены. Это всего-навсего биологический мешок, набитый атомами и молекулами, которого можно раздавить, как дождевого червяка. А с точки зрения Библии человек – это богоподобная личность, живая душа, безценная в очах Божиих, за которую Господь на Кресте пролил Свою Кровь. А мы часто пребываем в забытьи, а то и в богоборческом состоянии. Мы сильно расслабились духовно, забыв своего Творца и Создателя.
   
   – Владыка, какие советы Вы могли бы дать современным семьям? Расскажите, как воспитывали Вас в семье?
   
   Владыка Вениамин: Я видел, как живут мои родители. И вольно-невольно брал пример с них. Они постоянно трудились. Никогда не «якали», ничем никогда не кичились. Жили скромно. Мама всегда молилась и в церковь ходила. Дома иконы были. Бывало, что кто-то из друзей отца заглянет и спросит: что это у тебя, Макарыч, на стене? А отец не смущался. Уважал, что мама иконы дома держала. У нас на стене был большой образ святой великомученицы Варвары.
   Нас, детей, у родителей было трое: старший – Александр, средний – Василий, я – самый младший.
   Я помню, как отец уходил на фронт. Он меня разбудил ночью, прощаясь со мной, – мне тогда около трех лет было.
   Мы, трое братьев, с матерью росли, пока шла война. О войне отец нам мало говорил, тяжело было вспоминать. Но однажды он рассказал нам. В минометных вой­сках, где он служил, закончились мины, а немец наступал. Отца послали за минами. Возвращаясь с полной машиной мин, его заметил немецкий «Мессершмитт» и начал бомбить. Бомбы падали слева и справа. И все это на глазах наших солдат. Защиты не было, полуторка плохо слушалась. И тогда взмолился отец, вспоминая своего сына Василия, который недавно чудом исцелился от болезни. И сказал себе: «Если Вася жив, то и я буду жить». И выжил. На возвышенность поднялась наша самоходная пушка, которая отогнала вражеский самолет. А командир части сказал: «Ну, Макарыч, если бы ты был коммунистом, то похлопотал бы тебе орден. А так – только медаль “За отвагу”. Помню, как узнали мы о Победе. А это была Пасха. Все тогда на улицу выбежали. Все радовались, кричали: «Победа!» Такая радость была великая. Две победы сразу: Христос Воскресе и фашист разбит. Потом и отец вернулся с фронта. Мне он тогда привез подарок…
   …Сегодня родителям непросто с детьми. И подарков много дарят, и кормят досыта. А дети часто далеки от родителей, живут в каком-то ином, виртуальном мире. В Интернете живут. А родители занимаются своими делами. Нанимают для ребенка няню, а сами отправляются деньги зарабатывать. Да еще нянями стали приглашать женщин иной культуры, иной веры. Как сказал Александр III о воспитании своих детей: «Мне нужны нормальные русские дети». А сегодня откуда они возьмутся эти русские дети, если мы их воспитываем не по-русски? Самим надо узнавать свою русскую культуру, читать вместе с детьми книги русских православных писателей. В храм надо идти с детьми. И молиться больше. Ребенок будет видеть, как мы молимся, как слезы льются на молитве. И у него это в сердце отложится, останется в памяти. И нужно, чтобы детей в семьях было не по одному, по два, а по восемь человек. Где один ребенок в семье – там часто вырастает эгоист, который привыкает, что весь мир вокруг него вертится, весь мир для него.
   
   – Ваше Высокопреосвященство, Вы – педагог, преподаватель с большим педагогическим стажем. В чем суть учительства? Что же в первую очередь должен давать учитель ребенку?
   
   Владыка Вениамин: Учитель – это высокое призвание! Учить – это дар Божий и Божие благословение. И это великая ответственность перед Богом.
   В чем суть этого богоугодного дела? Учитель дает образование. Он раскрывает в человеке образ. Но какой образ? Образ эволюционного дарвиновского зверя или образ Божий? Учитель призван Богом, чтобы помочь человеку увидеть в себе прекрасный образ своего Творца и Создателя. Все наши души красивые. Но как нелегко это разглядеть. Потому что эти души часто запачканы грехами, словно прекрасные драгоценные камешки, брошенные в грязь.
   Задача учителя, как у реставратора икон. Кисточкой, скальпелем, промасленной ваткой, слой за слоем реставратор снимает с загрязненной, запачканной иконы все, что мешает сиять ей своей духовной красотой.
   Так и учитель должен вооружиться инструментами – своими профессиональными знаниями и опытом. И очистить замутненный образ в сердце ученика. Человек – это живой образ Божий, запачканный страстями, самолюбием, тщеславием, гордостью… Образ, затемненный грехом, как пленкой.
   Дорогие учителя, если вы еще не пришли к Богу, пожалуйста, не говорите детям, что Бога нет! Помните, что религия – основа нравственности. Не проповедуйте атеизм. Вспомните, как у Федора Михайловича Достоевского, Иван Карамазов – современный, продвинутый для того времени человек, масон, учит своего сводного брата Смердякова тому, что Бога нет. «А если Бога нет, то все дозволено…» – делает вывод Смердяков. А затем он идет и убивает отца. Иван осуждает Смердякова. А Смердяков отвечает: «Вы убили, вы главный убивец и есть… <…> по слову вашему дело это и совершил. Вы, – говорит он, – учитель мой».
   Надо стараться раскрывать в детях, в своих учениках образ Божий! А не убивать его. Надо прививать им любовь ко Творцу. Тогда у детей будет и любовь и к своему Отечеству, и к ближнему.
   Человек призван к Богоподобию. Бог есть любовь – значит, и мы должны быть любящими. Бог есть добро – значит, и мы должны быть добрыми…
   Учителю нужно раскрыть в ребенке таланты, которые дал ему Господь. А раскрытию талантов мешают грехи. Поэтому учитель должен аккуратно счищать эти грехи с души ребенка, удалять их. И тогда за одиннадцать лет школы ребенок выйдет образованным человеком.
   
    – Владыка, расскажите о своих духовных наставниках?
   
   Владыка Вениамин: Одним из моих наставников и покровителей был архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий). Очень авторитетный архиерей Русской Церкви, один из старейших владык, который 15 лет провел в лагерях на Колыме. Глубоко духовный человек, наделенный Господом многими дарами. Он был прозорлив, помогал духовно и даже материально многим людям. Я по его рекомендации, будучи еще молодым человеком, поступил в семинарию. Наша епархия была очень обширной, от Иркутска до Владивостока включительно. Из семинарии из Загорска я приезжал к нему в Иркутск на каникулы. Ипподиаконствовал, сопровождал его в поездках по епархии. Владыка поддерживал меня материально, я был его «стипендиатом». Он был рад, когда меня оставили преподавать в Московской духовной академии и семинарии. И благословил меня на это поприще. Хотя его епархия нуждалась в молодых образованных людях и священниках. Когда владыку Вениамина уже перевели в Чебоксары, он передал для меня скромную из белого камня панагию, хотя я тогда был простым преподавателем, не был даже священником.
   Я не стремился проникнуть в тайны владыки, не стремился много узнавать о его жизни, о его мыслях, ведь тогда были очень сложные времена. Знаю, что он дружил с митрополитами Нестором (Анисимовым), Иосифом (Черновым), Гермогеном (Голубевым). Был очень строг в отношении дисциплины, не благословлял совершенно выпивать за праздничными трапезами во избежание всяких недоразумений, так как за каждым представителем Церкви было бдительное внешнее наблюдение. Помню я его и как большого и глубокого молитвенника…
   Моим духовным отцом в Троице-Сергиевой лавре еще со времени учебы в семинарии стал архимандрит Кирилл (Павлов). Сколько народа притекало к отцу Кириллу за советом, за духовным наставлением! Со всей России съезжались к нему люди в лавру. Шел неиссякаемый людской поток – батюшке порой некогда было даже поесть. И всем он давал ответы, помогал своей молитвою.
   А скольких он утешал в безбожные советские времена! Мы помним те времена, не легкие в религиозной жизни. Хрущевские гонения на Церковь. Тогда засияли на духовном небосклоне звезды таких русских духовников, как преподобный Серафим (Вырицкий), архимандрит Серафим (Тяпочкин), схиигумен Кукша (Величко) Одесский, схиархимандрит Серафим (Романцов) Сухумский, схиархимандрит Виталий (Сидоренко) Тбилисский, владыка Зиновий (Можуга), схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиерей Николай Гурьянов. В Троице-Сергиевой лавре подвизался архимандрит Тихон (Агриков), окормлявший братию. И среди этих звезд духовных воссияла звезда архимандрита Кирилла.
   Мы тогда были студентами семинарии. Духовники лавры, в том числе и батюшка Кирилл, приходили из монастыря в семинарию и академию, чтобы исповедовать нас в великопостные дни. Отец Кирилл говорил проповедь, а потом все шли на исповедь к своим духовникам. Батюшка не отличался большим ораторством, но от его слов всегда веяло благодатью. Он имел очень большой и суровый жизненный опыт. Прошел войну, участвовал в битве за Сталинград. И есть легенда, что защитником Дома Павлова в Сталинграде был наш архимандрит Кирилл (Павлов).
   До войны батюшка проходил армейскую службу в наших дальневосточных краях – в районе поселка Барабаш Приморского края. Потом он рассказывал, что служба была очень тяжелой, но он благодарен своим командирам. Они такую хорошую подготовку дали солдатам, что когда пришлось воевать под Сталинградом, это сильно помогло.
   После войны Господь призвал батюшку в воинство духовное, на духовную битву. Тогда было немало тех, кто, пережив боль и страдания, обращался к Богу, всецело посвящая себя Ему. Много среди духовенства было фронтовиков, прошедших тяжелейшие военные испытания. Это были люди необычайного мужества, не раз смотревшие смерти в глаза, видевшие человеческие страдания. Отец Кирилл рассказывал, что нашел на войне Евангелие, и никогда не расставался с ним, и уже ничего не боялся.
   Батюшка очень любил Россию. Не жалел живота своего на войне и молился за Русь до своей праведной кончины. Очень он скорбел о том духовном, нравственном состоянии, в котором пребывает наша страна. Скорбел, но не переставал молиться. Истинный воин Христов!
   
   

Беседу вел И.А. РОМАНОВ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION