09.10.2018: «Российское государство строилось не на насилии, а на духовных началах русского народа...»
КАВКАЗСКИЙ ФОРУМ ПАМЯТИ СЛАВЯНОФИЛА КНЯЗЯ В.А. ЧЕРКАССКОГО

   
    В многонациональной России на Кавказе, в Республике Адыгея, 27–29 сентября совершилось знаменательное событие – Форум памяти князя Владимира Александровича Черкасского, государственного и общественного деятеля Российской Империи, одного из идеологов славянофильской мысли. Род князя происходил из черкесских земель, но с XVI века представители рода были в числе строителей русского государства, знаменуя собой равенство всех народов, входивших в великую страну.
   На форуме были представлены: Комитет «Кавказско-русская инициатива»; «Старейшины Адыги»; «Дума старейшин Кабарды»; старейшины черкесского народа; представители старейшин абазинского, ингушского и чеченского народов; Великое братство казачьих войск Руси и Зарубежья; отделение Изборского клуба «Зихия – Избора» (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия); Институт русской цивилизации, газеты «Завтра» и «Русский Вестник». Руководитель оргкомитета форума – Аскер Амерканович Аджигириев.
   Все выступавшие на форуме отмечали положительное влияние рода князей Черкасских в установлении мира на Кавказе, создании условий для культурно-хозяйственного развития всех народов Кавказа. Отмечалось благотворное воздействие идей славянофилов на мировоззрение горских народов. Во многих выступлениях поддерживалось предложение о необходимости воздвигнуть памятники князю В.А. Черкасскому в Москве и Майкопе.
   Участники форума посетили Майкопскую филармонию в День празднования национального адыгского (черкесского) костюма, полюбовались народными танцами в центре Майкопа, совершили паломническую поездку в горный Свято-Михайловский Афонский монастырь, а некоторые приняли еще участие в праздновании 150-летия аула Блечепсин.
   Ниже приводим выступления на форуме директора Института русской цивилизации Олега Платонова.

   
   
   
    Дорогие товарищи, друзья, коллеги, соотечественники!
   В 2010 году Институт русской цивилизации выпустил в свет впервые за 150 лет собрание трудов князя В.А. Черкасского. Работая над этой книгой, несколько лет собирая ее из архивов и библиотек, мы узнали о Черкасском много важного и интересного.
   Черкасский был одним из главных идеологов славянофильства. И поэтому он считал, что Россия показала всему миру, что отношения между народами должны строиться не на насилии и завоеваниях, а на духовных началах добротолюбия, правды и справедливости.
   Говоря о существовании многонационального государства Черкасский говорил: «Только неуклонным служением началу народности укрепляется государственный организм, стягиваются с ним его окраины и создается то единство, которое было неизменным историческим заветом наших предков. И ничто не может быть пригоднее для России, как введение системы, скрепляющей союз народной массы с властью и неизбежно представляющей ей опеку и руководство».
   Как и другие славянофилы, Черкасский считал, что развитие России осуществлялось в непрекращающейся борьбе с цивилизацией германо-романской (западной). В славяно-русской цивилизации преобладали общинные начала над личными, духовное – над материальным. В западной – царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным. В отношении к другим народам у Запада преобладали завоевание, насилие. Тогда как миродержавной ролью русского племени было не завоевание, а хозяйственно-культурный подъем страны и народов, ее населяющих.
   Черкасский считал, что Святая Русь – это особое благодатное свойство славяно-русского народа, главными духовными ценностями которого являются: духовная соборность, патриотизм, укрепляемые сильной самодержавной властью.
   Величие России заключалось в том, что она никогда не полагалась на насилие (это, конечно, не означало полный отказ от его использования). Всем народам, входившим в Российское государство, давались права, равные с русским народом, и вместе с тем сохранялись их многие древние права. Русское государство не уничтожало правящей иерархии малых народов, а, как правило, включало ее в состав своего правящего класса. Более того, Русское государство освобождало представителей некоторых народов от обязанностей уплаты налогов и рекрутской повинности.
   Российское государство строилось не на насилии, а на духовных началах русского народа, величие которых сознательно и бессознательно понималось многими малыми народами. Великая русская культура духовно подчиняла себе, заставляя служить не за страх, а за совесть.
   «Русский человек всегда наслаждался естественно свободой своего пространства, вольностью безгосударственного быта и расселения и нестепенностью своей внутренней индивидуализации; он всегда «удивлялся» другим народам, добродушно с ними уживался и ненавидел только вторгающихся поработителей; он ценил свободу духа выше формальной правовой свободы» (И.А. Ильин).
   Коренное отличие Российского государства от всех существовавших ранее империй – Римской, Византийской, Британской, Германской – состояло в том, что оно не эксплуатировало нерусские народы, входившие в его состав, а, более того, предоставляло им значительную помощь и поддержку, создавая равные для всех экономические условия существования. Если в отношении всех перечисленных выше империй можно сказать, что в них центр и имперский народ жили за счет грабежа и эксплуатации окраин и колоний, постоянно богатея за их счет, то в России многие окраины жили за счет центра и щедрости русского народа, имея равный доступ ко всем богатствам Российского государства и практически бесплатно получая военную защиту от внешнего врага.
   Маловероятно, что на географической карте существовали бы сегодня такие государства, как Грузия, Армения, Азербайджан, Молдавия, если бы Россия в свое время не спасла их от разгрома Османской империей, или такие географические территории, выступающие сегодня в роли государств, как Эстония и Латвия, если бы русская нация не остановила немецкое движение, подчинившее себе все и физически уничтожившее коренные народы, как это было сделано с жителями той же Прибалтики – пруссами.
   Обладая высоким чувством национального достоинства, русские никогда не считали себя выше других народов, терпимо и с пониманием относились к проявлению национальных чувств других народов.
   «Православная терпимость – как и русская терпимость, происходит, может быть, просто-напросто вследствие великого оптимизма: правда все равно свое возьмет – и зачем торопить ее неправдою? Будущее все равно принадлежит дружбе и любви – зачем торопить их злобой и ненавистью? Мы все равно сильнее других – зачем культивировать чувство зависти? Ведь наша сила – это сила отца, творящая и хранящая, а не сила разбойника, грабящего и насилующего. Весь смысл бытия русского народа, весь “Свете Тихий” Православия погибли бы, если бы мы хотя бы один раз, единственный раз в нашей истории, стали бы на путь Германии и сказали бы себе и миру: мы есть высшая раса…» Совсем иначе к другим народам относятся представители западной цивилизации. “Европеец, воспитанный Римом, презирает про себя другие народы и желает властвовать над ними” (И.А. Ильин).
   Русское государство спасло многие народы от уничтожения, предоставив им равные с русскими людьми права и возможности развития, которые вплоть до 1917 г. реализовывались безо всяких существенных ограничений. Русский центр проводил политику гармонизации отношений между отдельными народами, начисто отрицая типично имперскую политику «Разделяй и властвуй», которая была бессмысленна в отношении с народами, имевшими права, равные с русскими.
   В силу всего сказанного к Российскому государству неприменимо название «империя». Тот, кто использует его, видит только некоторые формальные признаки (объединение народов при одном центре), но не понимает существа дела (отсутствие эксплуатации центром народов периферии). Всю катастрофичность существования вне Российского государства отпавшим от нее народам предстоит еще испытать, чему пример – сегодняшние события в Закавказье и Средней Азии.
   Разница в подходе к государственному строительству Руси и государств будущей западной цивилизации (находившейся тогда в эмбриональном состоянии) видна на примере отношений славян и германцев.
   В XI в. славяне жили в самом центре Европы, от Киля до Магдебурга и Галле, за Эльбой, в «Богемском лесу», в Каринтии, Кроации и на Балканах. Как отмечает И.А. Ильин, «германцы систематически завоевывали их, вырезали их верхние сословия и, «обезглавив» их таким образом, подвергали денационализации». Такое решение национального вопроса через денационализацию и истребление германцы применяли и к другим народам.
   Присоединение к Руси новых земель происходило, как правило, мирно и бескровно. Главными аргументами здесь были не оружие и террор, а осознание народами новых земель преимуществ существования в составе Руси как мощного фактора государственного порядка, помощи и защиты от внешних посягательств. Карелия и часть Прибалтики стали частью Русской земли еще в IX–X веках, а с XV века идет массовое заселение этих земель русскими крестьянами. Земли Коми вошли в Русское государство в XI–XV веках.
   Присоединение Сибири началось после победных походов Ермака и завершилось к концу XVII века. «Россия, – писал лорд Дж. Керзон, – бесспорно обладает замечательным даром добиваться верности и даже дружбы тех, кого она подчинила. Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени воспламеняет злобу, чем сама жестокость».
   В имперском своем могуществе Россия объединяла – в прошлом. Должна быть терпима и не исключительна – в будущем – исходя именно из всего своего духовного прошлого. Истинная Россия есть страна милости, а не ненависти (Б.К. Зайцев).
   Князь Черкасский и славянофилы считали, что у российского народа особый путь. Его всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием западной, германо-романской цивилизации. Идеалы славянофилов использовались в практике государственного строительства Российской империи. Не следует забывать их и в условиях современной России.
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION