27.07.2018: РУССКОЕ ЗОЛОТО «ДМИТРИЯ ДОНСКОГО»: В МИД РОССИИ ЗАБЫЛИ О ЧЕСТИ?
В крейсерах, погибших в ходе Цусимского сражения, роется кто попало

   
   
    По южнокорейским СМИ гуляет сенсационная новость: компания «Синиль» (Shinil Group) сообщила, что ее специалисты на днях на дне Тихого океана обнаружили русский броненосный крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской», погибший в 1904 году в Цусимском сражении. Руководитель глубоководных работ Чин Ге Чжун заявил журналистам: «Мы уже имеем на руках доказательства, которые со стопроцентной точностью подтверждают, что обнаруженное нами судно – это “Дмитрий Донской”. Мы продемонстрируем всему миру доказательства и вещи с корабля, что, без сомнения, удивит всех. Принадлежность вещей кораблю можно будет подтвердить научными способами, чтобы не возникло никаких сомнений».
   Впрочем, самое главное – не сам раритетный корабль, спущенный на воду в 1883 году. Всеобщее внимание привлекла весть, будто на борту «Дмитрия Донского», лежащего на глубине 434 метра менее чем в миле от побережья южнокорейского острова Уллындо, покоится казна 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Зиновия Рожественского, шедшей с Балтики на помощь осажденному японцами Порт-Артуру. И это не просто деньги, утверждает компания «Синиль», а поражающие воображение деньжищи – золотые слитки и монеты общим весом около 200 тонн стоимостью примерно в 133,4 миллиарда долларов. А подогрело страсти заявление, что с помощью китайских специалистов «Синиль» планирует поднять драгоценный груз до конца 2018 года.
   Но переведем дух и для начала расскажем о погибшем крейсере, ставшем сегодня мировой сенсацией. К дню Цусимского сражения это был весьма устаревший боевой корабль со слабым артиллерийским вооружением и весьма скромной скоростью (максимум 16 узлов). К тому же еще в 1901 году в Кронштадте с него сняли большую часть 120-мм пушек, заменив их 75-мм. Тем не менее и этот тихоход включили в состав эскадры, которая, как надеялись в Санкт-Петербурге, сумеет переломить ход Русско-японской войны на Дальнем Востоке.
   Видимо, с учетом хилых боевых возможностей старого крейсера в ходе сражения в Цусимском проливе японцы его практически игнорировали, сосредоточив весь огонь своей превосходной артиллерии на наших новейших броненосцах. Один за другим русские дредноуты окутывались пламенем и уходили под воду.
   К вечеру рокового дня «Дмитрий Донской» остался один и, погасив огни, 9-узловым ходом вместе с миноносцами «Грозный» и «Бедовый» попытался прокрасться к далекому Владивостоку. Но в свете наступившего утра был обнаружен отрядом из шести быстроходных японских крейсеров и четырех миноносцев. Атакованный с обоих бортов, «Дмитрий Донской» отстреливался до последнего. Сумел вывести из строя вражеские крейсеры «Нанива» и «Отава», но и сам получил тяжелейшие повреждения и почти потерял ход. Тяжело раненный командир русского корабля капитан 1-го ранга Иван Лебедев отказался спускать Андреевский флаг и приказал открыть кингстоны. В 9 часов 15 минут утра 16 мая «Дмитрий Донской» затонул.
   Все это давно известно каждому, кто интересуется историей флота. Координаты гибели крейсера тоже задокументированы и нанесены на навигационные карты всего мира. Поэтому если бы не сообщения о будто бы находящихся на «Дмитрии Донском» сокровищах, история, рассказанная южнокорейцами, не вызвала бы широкого интереса. Но когда речь пошла о тоннах золота, ажиотаж за рубежом поднялся необычайный.
   Еще больше мыслей про испеченную в Южной Корее обычную «утку» таит тот факт, что крейсер «Дмитрий Донской» в территориальных водах этой страны обнаруживают не в первый раз. На это на другой день после пресс-конференции представителей фирмы «Синиль» с возмущением публично указал Корейский институт морских исследований и технологий (KOIST). Через южнокорейскую газету Hankyoreh KOIST заявил, что на самом деле первыми на затонувшем русском крейсере побывали его водолазы. И сделали это еще в 2003 году, предъявив миру соответствующие фотографии. «Это нелепо, что в Shinil Group присвоили находку себе, как будто они первыми его нашли», – возмутился представитель KOIST.
   Тогда зачем весь этот спектакль? Возможно, разгадка кроется в том, что занимающаяся строительством и морскими перевозками фирма «Синиль» образована совсем недавно – 1 июня 2018 года. И, громко прокричав о «русском золоте», которое уже почти у них в руках, она провела мощную собственную презентацию. Во всяком случае, в ловкой биржевой спекуляции «Синиль» уже обвинило агентство Associated Press.
   Однако стоит заметить, что если это так и есть, то южнокорейские ловкачи не первые на этой скользкой дорожке. Первым о «гигантской золотой казне» эскадры Рожественского еще в 1933 году написал американец Гарри Ризберг в книге о сокровищах затопленных кораб­лей. При этом было сказано, что большая часть слитков на самом деле таится в трюмах не «Дмитрия Донского», а другого затонувшего крейсера – «Адмирала Нахимова». Ни на какие документы при этом Ризберг не сослался. Но многие ему поверили. И пошло-поехало…
   Лежащий на мелководье «Адмирал Нахимов» японцы облазили вдоль и поперек. В конце 70-х годов прошлого века японский миллионер Такео Сасагава объявил, что оплаченная им дорогостоящая подводная экспедиция на русский крейсер принесла обнадеживающие результаты. В доказательство предъявил публике фотографии неких металлических слитков, якобы поднятых из пучины. Но эксперты сразу усомнились в их подлинности – слитки были не того размера и не той формы, которыми пользовался главный банк Российской Империи.
   Похоже, что так оно и было. Повторным кладоискательством Сасагава больше не занимался, объясняя это внезапными финансовыми затруднениями. Но рекламу себе и своим фирмам он сделал поистине мирового масштаба.
   Очень похоже, что теперь на тот же скользкий путь встали и в Южной Корее. Но значит ли это, что Россия может пропус­кать подобные известия мимо ушей? Нет, конечно. Погибшие в бою русские корабли ушли на дно под Андреевскими флагами. По международным законам – это наши воинские захоронения, в чьих водах они бы ни находились. Находясь на дне, вне зависимости от статуса района затопления, затонувший военный корабль является собственностью государства и остается под его суверенитетом, пока это государство формально от него не откажется.
   Это следует из подписанной в 2001 году Конвенции об охране подводного культурного наследия. Среди прочего, в документе сказано: «Государства-участники обеспечивают должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах». Почему же тогда без всякого разрешения Москвы на изувеченных в Цусимском сражении крейсерах нашей эскадры роется кто ни попадя?
   Между тем примеры цивилизованного подхода к столь деликатному делу давно существуют. В том числе и в нашей стране. Достаточно вспомнить историю подъема золота из помещений затонувшего в апреле 1942 года в Баренцевом море британского крейсера «Эдинбург». Он, перевозивший 465 слитков золота в качестве оплаты советской стороной поставок по ленд-лизу, по пути на родину был торпедирован гитлеровской подводной лодкой в 187 милях к северу от Мурманска.
   По контракту Министерства торговли Великобритании, Министерства финансов СССР и британской компании «Джессоп Марин Рикавериз» (Jessop Marine. Recoveries Ltd.) водолазами в два приема были подняты с «Эдинбурга» 460 слитков общим весом 5474,6 килограмма. Распределены они были так: треть – Великобритании, две трети – СССР.
   Теперь, скорее всего, ни о чем подобном на «Дмитрии Донском» речи не идет. Но водолазные работы-то на нем точно продолжаются! Даже если никакого золота на крейсере не обнаружат, а ограничатся подъемом хотя бы части корпуса – почему без нас? Этот вопрос, конечно, адресован российским МИД и Минобороны.
   
   

Сергей ИЩЕНКО,
   Свободная Пресса




  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION