04.07.2018: НА ТИХОЙ РОДИНЕ ВЯЧЕСЛАВА КЛЫКОВА. К ИСТОКАМ ВЕЛИКОЙ СИЛЫ
«Русский Вестник» прошел дорогами великого созидателя русского национального возрождения

   
   
   В этом году сотрудники редакции газеты «Русский Вестник» приняли участие в праздновании Дня памяти великого русского скульптора, подвижника, патриота В.М. Клыкова, которое ежегодно проводится на Курской земле на начале июня. Работы Вячеслава Михайловича известны во всем мире, созданные им памятники стоят в разных концах России и зарубежья; его многосторонняя деятельность славянофильского и православно-патриотического направления охватывала всю страну, однако малая родина – село Мармыжи Советского района Курской области – занимала особое место в его жизни. Куряне всегда знали и чувствовали это, недаром от них можно услышать емкое и предельно искреннее признание: «Мы все тут живем Клыковым». Именитый скульптор, талантливый организатор, ярый борец за возрождение подлинного исторического и духовного облика России – он стал для своих земляков предметом гордости, олицетворением сопричастности чему-то великому, справедливым покровителем и благодетелем и даже чем-то вроде поместного святого. Представители редакции «Русского Вестника» посетили традиционные мероприятия, приуроченные к дню памяти Вячеслава Михайловича, а также важные места, связанные с его жизнью и творчеством, еще раз оценив масштаб всходов, которые дали засеянные им духовные семена – на родной Курской земле и по всей России.
   Обычно мемориальные богослужения и торжества в честь В.М. Клыкова проводятся в первую субботу июня, но в этот раз сместились на 16-е число, разделив поток почитателей и ревнителей наследия Вячеслава Михайловича. В прошлые годы площадь перед могилой, что расположена у стен храма Покрова Пресвятой Богородицы, заполнялась сотнями людей со всей страны. Еще более массовым, полным трагической торжественности, было прощание, когда после отпевания в Сретенском монастыре в июне 2006 года траурный кортеж отправился в Мармыжи, чтобы предать Курской земле тело ее верного сына. По мере приближения к Курску он неуклонно увеличивался в размерах, а затем неожиданно возникло сопровождение из милицейских автомобилей. Во многих населенных пунктах жители выстраивались вдоль улиц, кланялись и вставали на колени, провожая в последний путь великого земляка. Площадь перед храмом тогда не вмещала всех желающих проститься. Друзья и родственники, единомышленники и земляки с благоговением обступали гроб, рыдали и благодарили Клыкова за его труды. Как, по свидетельству очевидцев, со слезами на глазах говорила односельчанка: «Вот ты и вернулся – теперь уж навсегда!..»
   
   

Председатель комитета Курской областной думы по бюджету Владимир Михайлович Харин и владыка Паисий – организаторы и покровители праздника памяти великого скульптора


   
   Его служение России через искусство и общественную деятельность небезосновательно отождествляют с полем духовной брани. После многих десятков лет идеологического гнета, ломавшего русское национальное самосознание, вымарывавшего исконные традиции и ценности, фальсифицирующего историю и подменявшего героев, Вячеслав Михайлович выбрал тернистый путь восстановления справедливости. Он ваял скульптуры святых и прославленных полководцев, в том числе тех, чье имя все еще не было реабилитировано, кто в советской парадигме числился врагом народа. Он смело брался за восстановление честного имени, поругаемого откровенными врагами или невежественными массами. С каждым новым памятником он стремился открыть народу хоть частичку правды о той личности или событии, которым посвящена его работа. Так, он неизбежно вступал в конфликт с противниками возрождения национального духа – как с радикальными необольшевиками вроде тех, кто взрывал памятник Царю страстотерпцу Николаю II или борется с изваянием адмирала А.В. Колчака, так и с властями, которые в 1987 году арестовали памятник Сергию Радонежскому – вдохновителю исторической победы над полчищами Мамая на Куликовом поле. Упорство и вера Вячеслава Клыкова вели его к воплощению своих идей вопреки яростному сопротивлению антагонистов и непониманию оскудевших духовно и умственно обывателей. Его памятники становились достопримечательностями, а равнодушные ранее слои населения прозревали и преисполнялись гордостью. Наращивал просветительскую работу возглавляемый им Международный фонд славянской письменности и культуры, правительство одобрило лоббируемую им идею официального празднования Дня Кирилла и Мефодия. Но ничто не давалось легко: его жизнь была непрерывным сражением. Его личная битва окончена, но его детища продолжают нести вложенные в них послания, вдохновляя людей отстаивать сакральный идеал автора – Святую Русь.
   День 16 июня начался с литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Мармыжи. Множество людей собралось возле храма с самого утра, воздух наполнился колокольным звоном, и прихожане поспешили в храм. Совершил Божественную литургию Преосвященнейший Паисий, епископ Щигровский и Мантуровский. Он обратился к собравшимся с проповедью:
   – Мы здесь собрались для того, чтобы почтить память и совершить молитву о человеке, который был истинным патриотом и православным христианином. Мы знаем, что человек состоит из тела и души; тело когда-то умрет, но душа наша вечна. Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о том, как Господь исцелил прокаженного, и там мы слышали замечательное слова, которые произносит Господь: «Кто слушает Мои словеса и соблюдает их, того Я уподоблю человеку, который создал свое здание на камне, и какие бы ветры и бури ни приходили, это здание устоит. А если человек не слушает Моих словес и не соблюдает их, то Я уподоблю его человеку, который создал дом на песке: и пришла буря, и пришло наводнение – и дом рухнул. В этих словах заключается смысл строительства нашего спасения. Камень – это Христос; если мы соблюдаем слова, которые Господь оставил нам для нашего научения и соблюдения, то тогда, какие бы неприятности ни приходили, мы устоим. И мы знаем, что наша Русь – наше Отечество сильно только в вере. Как только оно отказывалось от веры, как только оно предавало Господа, сразу же начинались братоубийственные войны, кровопролития, ужас и хаос. И находили иноплеменники, которые хотели поработить нас, но, как только народ каялся в своих прегрешениях, Господь творил чудеса. Мы видим на примере Второй мировой войны, что мы устояли против огромного полчища врагов, как только народ пошел в храм, когда начали снова открываться монастыри по указанию правителя.
   Мы также видим из истории, что множество было кризисов – и экономических, и политических – и сколько людей сломалось, и многие даже покончили жизнь самоубийством, потому что они строили свое здание на связях, на финансах, но не на Боге. Наше Отечество и сейчас окружено врагами, которым противен дух нашей Руси, которые хотят низложить ее. Они развращают новые поколения через средства массовой информации, вседозволенность, распущенность, требуя от нас, чтобы мы последовали примеру так называемой цивилизованной Европы. Кажется, что порок и распутство становятся нормой жизни, но, слава Богу, наш народ вместе с правительством не боится противостоять этой безнравственности и распущенности. Мы знаем, что если весь наш народ обратится к Богу, Господь в силах изменить его участь.
   Церковь знает сотни, тысячи святых, которые прославили нашу Русь, есть и особые святые, которые почитаются всей Вселенской Церковью. Есть наши земляки: преподобный Феодосий Печерский, преподобный Серафим Саровский. Наш храм посвящен особой благодатной любви Божией Матери и явлению Ее чудотворного Образа. Мы знаем, что наша Русь всегда находится под Покровом Божией Матери и Господь выделяет сыновей и дочерей, которые достойно служат своей Родине. И ныне вспоминаемый приснопамятный Вячеслав был также сыном, патриотом Руси, глубоко верующим человеком, который понимал, что без веры, без Церкви, без слушания слов Господа наша Русь не устоит. И он призывал людей в своих работах и словах вернуться к старой доброй Руси, он призывал возобновить православную монархию, но пока народ не готов к этому. Вспоминая этого светлого человека, который прожил немного по земным меркам, но оставил великий след в нашем Отечестве, помолимся, чтобы Господь упокоил его в селении праведных, ибо знаем, что самое главное – чтобы человек достиг Царства Небесного! Молимся и о том, чтобы присно поминаемый раб Божий Вячеслав помолился о нашей Руси, чтобы он испросил у Господа покровительства нашему Курскому краю, его родному селу, население которого сокращается все больше и больше. Но мы не имеем права отчаиваться и сомневаться. Как метко сказал святой благоверный князь Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде». И пусть мы будем не так велики и материально богаты, но Господь нам все дает для нашего спасения!
   После пастырского слова процессия из духовенства и прихожан, в числе которых представители Курской и Белгородской областной администраций, друзья, соратники и земляки В.М. Клыкова, направилась к массивному кресту, стоящему над мощеной могилой. Там владыка Паисий совершил панихиду. Обращаясь к прихожанам, он еще раз подчеркнул, что Вячеслав Михайлович всегда помнил о душе и жизни вечной, за недолгий земной срок сотворив множество благих дел.
   Затем взяли слово почетные гости мероприятия. В первую очередь о его огромном вкладе в культурное и духовное возрождение страны сказал основной организатор и инициатор мемориальных торжеств – председатель постоянного комитета Курской областной Думы по бюджету, налогам и экономическому развитию, член Президиума регионального политсовета партии «Единая Россия» Владимир Харин. Высоко ценит Клыкова как народного художника, выдающегося скульптора, общественного деятеля и патриота депутат Государственной Думы Виктор Карамышев.
   – Он был велик в своем творчестве и общественном служении, но вместе с тем это был очень простой в общении человек. В свое время я познакомился с Вячеславом Михайловичем благодаря нашему общему товарищу, и уже тогда настолько в сердце вошла его душевная прямота! Он никогда не шел кривыми дорожками. Его дорога была одна – прямая и широкая. И другим он оставлял вешки, чтобы мы не погрязли в болоте греховности и обыденности, чтобы шли к великому и большому светлому будущему. И до сих пор Вячеслав Михайлович, как маяк, указывает нам путь, – заявил депутат.
   Его верность принципам и твердую позицию при любых обстоятельствах отмечал глава Прохоровского района Белгородской области Сергей Канищев. Также на праздновании присутствовали представители администрации Черемисиновского района Курской области. Делегация с Белгородчины говорила и от лица губернатора Е.С. Савченко, который не смог присутствовать лично, но на протяжении многих лет способствовал воплощению замыслов скульптора в своем регионе, а сегодня остается одним из ревностных хранителей его наследия. Ректор Курского государственного университета А.Н. Худин поделился намерением нести просветительские и патриотические идеи мастера в массы, в частности учащейся молодежи, организовав в своих стенах Клыковские чтения.
   О творческом и организаторском даре В.М. Клыкова сказал главный редактор газеты «Русский Вестник», директор Института русской цивилизации и президент МСОО «Всеславянский союз» О.А. Платонов.
   – Клыков, – сказал Платонов, – стоял у истоков возрождения российского славянского движения, а организованный им Славянский фонд стал центром русского национального самосознания.
   – Вячеслав Михайлович очень сильно обогатил нас. Его никто не сможет заменить, но те работы, которые он передал нам, останутся бессмертным наследием для Курской и всей Русской земли. Он был подлинным воином Святой Руси и стяжателем Духа Святаго! – заключил Олег Платонов.
   Поблагодарив гостей от всей Курской земли за внимание к памяти ее великого уроженца, Владимир Харин пригласил всех к поминальной трапезе, и все потянулись к заранее подготовленным шатрам со столами, полными угощений.
   При жизни В.М. Клыков очень любил устраивать подобные застолья для односельчан, и вот они продолжаются после его кончины. Прошло уже 12 лет, и время помогло принять тот факт, что любимый мастер ушел навсегда, вместе с тем сложилось понимание неограниченности временными рамками его искусства и, самое главное, тех ценностей, которые оно защищало, поэтому общее настроение составляли чувства благодарности, гордости и радости, что Вячеслав Клыков объединяет всех собравшихся здесь людей. Гости, среди которых депутаты, предприниматели и общественные деятели, педагоги и священнослужители, делились воспоминаниями о нем, рассказывали об успехах в тех начинаниях, на которые он вдохновил, не уставали благодарить за оказанную им помощь и личный пример гражданского мужества и духовной цельности. Много теплых слов о нем звучало за столом. Разнились слог, стиль и говор, выдавая представителей разных областей, сфер деятельности и поколений, но при видимых различиях все речи содержали единое зерно восхищения и благодарности, которые вызывал Вячеслав Михайлович. Все как один с восторгом повторяли, насколько при масштабе своей деятельности это был простой и доступный в общении человек, насколько он остро чувствовал культурные, духовно-нравственные и социальные вызовы, терзающие страну на стыке веков. Большинство по-прежнему видит в нем пример для подражания – мощную фигуру, соединившую в себе талантливого скульптора, проповедника православной веры и патриотизма, общественного деятеля с твердой позицией и огромным авторитетом.
   Ярким свидетельством преемственности поколений стало выступление юной почитательницы творчества В.М. Клыкова Юлии Кашириной. Еще будучи ученицей балашихинской гимназии, она открыла для себя его памятники и, ощутив сильный отклик в сердце, написала статью, опубликованную в «Русском Вестнике» в 2012 году (№ 12). Глубоко прочувствовав идеи, которые двигали мастером, она давно мечтала прикоснуться к родной земле Вячеслава Михайловича и пройти его тропами. Ведь сама Юлия давно пришла к осознанию правильности тех ценностей, которые он нес.
   Одним из значимых примеров деятельности и отражения взглядов В.М. Клыкова стало место его захоронения. Храм Покрова Пресвятой Богородицы его стараниями вырос на месте прежнего Покровского храма, пострадавшего во время войны и окончательно уничтоженного в 1959 году. В те годы Старые Мармыжи были большим поселением, насчитывающим около тысячи дворов, а сегодня здесь едва найдешь несколько целых домов. Оставшаяся жизнь сконцентрировалась в Новых Мармыжах – маленьком пристанционном поселке. Вячеслав Михайлович думал о том, как остановить опустение и что сделать для возрождения села. Одним из таких шагов стало возведение нового храма в древнерусском стиле, чертами напоминающего церковь Покрова на Нерли. Работа началась еще в 1994 году по благословению схимитрополита Ювеналия и при поддержке В.М. Харина. Как рассказывают местные жители, именитый скульптор не только создавал проект, курировал и финансировал его, но и, наведываясь из Москвы, сам работал на стройке как простой плотник. Важна каждая деталь убранства. Храм с четырех сторон украшен 48 скульптурными изображениями святых, преимущественно на Русской земле воссиявших; ветхозаветные фигуры отсутствуют. Клыков не просто так решил увенчать здание не луковичным, а шлемовидным куполом. Он выразил свой взгляд на Православие как на источник защиты родной земли: с разных точек можно увидеть силуэт витязя – стража Земли Русской.
   
   

На могиле В.М. Клыкова


   Внутри обращает на себя внимание массивное распятие. Примечательны созданные в едином стиле и заказанные Вячеславом Михайловичем еще на стадии строительства образы преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского, известных борьбой с ересью жидовствующих, распространившейся среди архиереев и бояр в XV–XVI веках. Теперь только редкие очевидцы расскажут, что на начальном этапе эти две иконы дополняла третья – царя Иоанна Грозного, который, по заключению ряда исследователей, продолжил дело русских святых. К моменту освящения храма образ, который в наше время не признан РПЦ, был перемещен в мастерскую. Зато не так давно возле образов Геннадия Новгородского и Иосифа Волоцкого появилась икона архиепископа Тихона Ростовского, который в свое время и благословил их на борьбу за чистоту Православия. Этот образ был написан по инициативе семьи Яковенко – давних ревнителей наследия В.М. Клыкова – и после крестного хода по Курской и Белгородской земле дополнил ряд иерархов Русской церкви, прославившихся на поле духовной брани.
   Тот, по чьей инициативе построен храм, не дождался его открытия: архиепископ Курский и Рыльский Герман освятил его в октябре 2006 года. Теперь В.М. Клыков покоится у стен своего величественного детища, а рядом находится захоронение двух строителей прежней Покровской церкви – Егора Ивановича и Алексея Ивановича Селевкиных. Незадолго до смерти Вячеслав Клыков сделал новое надгробие на их могилах. Всего в нескольких шагах от этого места располагалась школа, в которой он учился, пока не стал ездить в Кшень в старших классах.
   А в Щигровском располагается социально-аграрный техникум, которому после реорганизации в 2014 году было присвоено имя В.М. Клыкова. При жизни мастера в его стенах прижилась программа «Родные истоки», включающая проведение Дней славянской письменности и культуры и фестиваля научного и художественного творчества. Позже стала проводиться научно-практическая конференция, посвященная актуальным проблемам образования и воспитания, в работе которой принимают участие педагоги, священнослужители и общественники. С 2010 года добавился социально значимый проект «Сын земли Курской», посвященный жизни и творчеству В.М. Клыкова.
   После поминальной трапезы участники застолья могли приложиться к чудотворной мироточивой иконе Царя страстотерпца Николая II, доставленной из Москвы. Вячеслав Михайлович возил ее по разным концам России и Сербии.
    Покинув площадь Покровского храма, что статным каменным богатырем возвышается над благодатным черноземным краем, представители редакции «Русского Вестника» отправились туда, где вырос Вячеслав Михайлович. К отчему дому скульптора гостей сопроводили его давний соратник, писатель А.А. Яковенко, с сыном Глебом. Они помнят нескончаемый поток людей, желающих проститься с усопшим 12 лет назад, и видели, как умирает когда-то цветущая вотчина Клыковых. Пересекая заросшие улицы с редкими горками полусгнивших досок, осыпающимися сараями, пустырями и последними пока еще стоящими, но заметно покосившимися хатами, трудно представить, что относительно недавно здесь бурлила жизнь. Богатая деревня до революции, крепкий совхоз при Советах: огороды по 50 соток, куры, коровы и овцы; до тысячи дворов, где испокон веков жили и трудились крестьянские роды Ругиных, Гиковых, Клыковых. Огромное село, раскинувшееся на окрестных холмах, по разные стороны прудов и оврагов, ныне почти исчезло. Дворы обезлюдели, сады одичали, те дома, что еще выглядели надежными, растащили на стройматериал. Одиноким и неуместным выглядит колодец, оставшийся посреди пустыря, превращающегося в луг. Когда-то к нему выходили дороги, соединяющие разные концы Мармыжей, но сейчас ничего не осталось: ни улиц, ни заборов, ни дорог как таковых.
   В прежние времена родительский дом Клыковых располагался где-то в середине улицы, но теперь на нем обрывается линия бывшей улицы и возвращает свои владения лес. Окна заколочены, за забором отвоевывает пространство растительность, но дом все еще стоит под присмотром Валерия Ругина – двоюродного брата В.М. Клыкова по материнской линии. Хотя, как говорят, не все представители многочисленной родни мастера думают о сохранении его памяти больше, чем о разделе имущества. Те, кому дорого имя Вячеслава Клыкова, с волнением призывают превратить дом в музей, пока он еще цел, чтобы потом не жалеть о безвозвратно утраченном. Ведь здесь формировалась его личность, а чувство сыновней любви к Родине вдохновило на будущее творчество. Живя в Москве, регулярно бывая в поездках по всей стране и зарубежью, он никогда не забывал Мармыжи. Это подтверждает и матушка Ирина, которая вместе с отцом Николаем приехала в приход на станции Мармыжи в 2000 году. В то время Покровский храм еще строился, однако им уже тогда довелось познакомиться со знаменитым земляком. Вячеслав Михайлович мечтал возродить село и обсуждал разные программы с местными властями. Как рассказывает матушка Ирина, приезжая к отчему дому, он собирал близких людей за длинным столом в саду и подолгу наслаждался русскими и украинскими народными песнями, которые так любил. А особенной его страстью были казачьи песни, как уточняет Анатолий Яковенко, отмечая, что матушка Ирина прекрасно поет. Курская земля вообще богата песенницами, и, слушая их, мастер подпитывал силы.
   Вероятно, старейшая песенница и коренная жительница Мармыжей Валентина Антипова, в девичестве Гикова, из «Гикачей», как тут говорят. Ей далеко за 80 лет: она пережила вторжение немцев, послевоенный подъем и упадок села. Ее дом один из немногих еще стоит как страж времен. Валентина Егоровна помнит Вячеслава Михайловича еще по детским играм; вплоть до самой смерти, он обязательно навещал ее, приезжая из Москвы, через нее поддерживая живую связь с родиной, а она радовала его песнями и залихватскими частушками.
   – От Бога человек был! Никого никогда не обидит, – в исключительно теплых тонах говорит о нем односельчанка.
   Для огромного числа сограждан он стал ориентиром, вдохновителем и покровителем малой родины, но все чаше можно услышать мнение верующих курян, что Вячеслав Клыков рано или поздно будет канонизирован Русской Православной Церковью, а под выложенным камнем надгробием окажутся нетленные мощи. Нередко именно святостью объясняют люди то, куда направил свою творческую энергию мастер, и ту колоссальную работоспособность и предприимчивость, которые проявились в нем при развитии славянского и русского движений. Образы святых, которые он воплотил в своих памятниках, возрождая православные традиции, – это отдельный весомый аргумент.
   Представители «Русского Вестника» совершили долгий путь по важным в биографии скульптора местам. Мастерская, где много дней и ночей он проводил за работой и где перед отпеванием находился его гроб в июне 2006 года, затем районный музей и ряд знаковых монументов, украсивших Курскую и Белгородскую землю, включая ставший символом национального сопротивления для русских людей разных поколений и взглядов памятник князю Святославу.
   Роль маяка в этом путешествии сыграл Поклонный крест у села Чернянка Черемисиновского района Курской области. Мощное изваяние виднеется издалека, встречая и провожая пересекающих степную дорогу странников. Внушает трепет Образ Спаса, принесшего не мир, но меч, а изображение Александра Невского напоминает, что Русь находится под небесной защитой. Тому свидетельство – уже облюбованная вороном отрубленная голова кочевника на дереве с другой стороны трассы. Это часть авторской композиции, с помощью которой Вячеслав Михайлович увековечил фактически вычеркнутую из истории победу в сражении между курским ополчением и ногайской ордой Большого улуса в 1709 году. В период Полтавской битвы этот осколок Золотой Орды стал союзником шведского короля Карла XII и атаковал южные рубежи России, но был сокрушен. По преданию, в ногайских войсках числился невероятный силач и великан, который был на острие удара и наносил россиянам небывалый урон. Считается, что именно его голову – самого сильного вражеского воина – водрузили на деревянный «голубец» в знак победы. Сегодня необычный памятник вызывает немало споров и конфликтов, но за 16 лет существования успел стать важной достопримечательностью.
   Эта местность многим интересна. Здесь водораздел бассейнов Дона и Днепра. В этом же месте в 2005 году был проведен Всероссийский Казачий Круг, в резолюции которого был призыв к соборному покаянию «в самом страшном грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди – в грехе бунтарства против самодержавной власти и убийства нашего Царя, Помазанника Божия». Тогда казаки настаивали, что лишь так можно вернуть Россию на путь спасения.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION