31.05.2018: ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО ОТМЕТИЛО ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГОСУДАРЯ
   
   
    21 мая в зале заседаний Дома Русского Зарубежья имени А. Солженицына прошло собрание Московского клуба Императорского православного палестинского общества (ИППО), посвященное 150-летию со дня рождения Государя императора Николая II. Основанное славным царем Александром III и возглавляемое в первые годы своего существования Великим князем Сергеем Александровичем и затем его супругой, преподобномученицей Елизаветой Федоровной, ИППО не могло обойти вниманием юбилей Николая Александровича, который по современному стилю празднуется 18 мая.
   В фойе гости могли ознакомиться с художественной выставкой, посвященной столетию мученической гибели Государя и членов Царской семьи. Портреты императорской четы, цесаревича и великих княжон выполнил популярный современный художник, родившийся в советском Казахстане, но живущий и работающий в Германии, почетный зарубежный член Российской академии художеств, выпускник Венской академии изящных искусств, член организации «Европейское общество по сохранению классической эстетики» Евгений Шеффер. Заседание вел заместитель председателя Московского отделения ИППО, член Совета и заместитель председателя научной секции ИППО, заместитель директора Института культурного и природного наследия имени С. Лихачева С.Ю. Житенев.
   В начале заседания Сергей Юрьевич передал участникам приветствия от председателя ИППО Сергея Степашина и руководителя Московского регионального отделения ИППО Сергея Байдакова. Затем состоялась церемония вручения членских билетов и знаков ИППО, которую предваряла передача особого знака директору Дома Русского Зарубежья В.А. Москвину – давнему другу и единомышленнику Общества. Сергей Юрьевич напомнил собравшимся, что возвращенное Россией Сергиевское по­дворье в Иерусалиме отреставрировано и вновь освящено, а сейчас ведется работа над возвращением ИППО Александровского подворья. Однако очевидно, что борьба за материальное и духовное наследие Императорского православного палестинского общества после разорения ХХ века – долгое и трудоемкое дело, равно как и исправление других ошибок или идеологических диверсий, совершенных в советский период. И в 2018 году, когда исполняется 150 лет со дня рождения и 100 лет со дня расстрела Николая II, в российском обществе по-прежнему господствует созданная апологетами революции парадигма восприятия последнего русского царя. Сергей Юрьевич констатировал, что уже более двадцати лет правда о Государе открыта и доступна в России, но укоренившиеся в умах людей издевательские стереотипы продолжают доминировать в информационной среде. Он отметил, что, по данным ряда источников, император был знаком с различными пророчествами, касающимися будущего страны и его собственной судьбы, и уже поэтому его правление с самого начала приобрело жертвенный характер. По его мнению, через 30–50 лет, то есть при новых поколениях, должен утвердиться образ замечательного правителя Земли Русской, но, вероятно, в ближайшей перспективе ожидать позитивных сдвигов в этом направлении трудно.
   В рамках культурной программы ИППО совместно с Музыкально-поэтическим театром Александра Цуркана подготовило постановку «Я верю в Россию!», в основу которой легли произведения офицера Белой армии, Георгиевского кавалера и последнего искреннего и пламенного «царского певца» Сергея Сергеевича Бехтеева. Проникновенно и эмоционально читал его стихи артист театра и кино Александр Цуркан под аккомпанемент лауреата международных конкурсов, пианиста Сергея Воронкова, пока на большом экране кадры полной достоинства и благородства жизни Царской семьи сменялись картинами Первой мировой войны или революционного разгула разрушителей ценностей и осквернителей святынь России. Неслучайно выступление началось с известных «Царских глаз» С.С. Бехтеева. Как часто приходится признавать, что выродившаяся аристократия столетней давности была склонна к предательству, однако все-таки оставались еще современники Николая Александровича, не запятнавшие свою дворянскую честь изменническими идеями и поступками. Потомок древних аристократических родов, воспитанник Императорского Александровского Царскосельского лицея Сергей Бехтеев был эталонным носителем и талантливым выразителем верноподданнических чувств, которые в те годы были совсем не в моде у передовой молодежи. Эти чувства он пронес через всю жизнь, отразив не только в словах высокого поэтического стиля, но и в конкретных поступках. Впервые увидев царя во время августейшего визита в лицей в 1900 году, он до конца своих дней будет полон сыновьей любви к благочестивому Государю. Следуя традициям пушкинской эпохи, Сергей Сергеевич сочиняет стихи уже в лицее, но только его гражданский пафос базируется на сугубо монархическом фундаменте. Он воспевает царскую Россию с «бытом былинным» и «ладом семейным», с «вековым избытком щедрого достатка», с «торжеством и славой мудрого правленья». Он полон патриотизма, проявляющегося как к любимому Царскосельскому лицею или родовому поместью в Липовке, так и ко всей необъятной Родине; он полон живого религиозного чувства, укорененного в его роду. Недаром прообразом отношений старца Зосимы и Алеши Карамазова в великом романе Ф.М. Достоевского считается связь двоюродного прадеда С.С. Бехтеева с Тихоном Задонским, который готовил того к послушанию в монастыре. В детстве же Сергей страдал от врожденного недуга, который исцелил сам преподобный Иоанн Кронштадтский. Как истинный христианин, после революции он будет писать стихотворения с призывом молиться за убийц, насильников и гонителей – тех, кто разрушал до основания Россию, строя свой новый советский мир. Как настоящий патриот, он будет всегда сражаться за свои идеалы на поле брани. В свое время С. Бехтеев поступил в Кавалергардский полк, но полученное увечье дало ему законное освобождение от службы, тем не менее в 1914 году он добровольцем отправился на фронт, где дважды был ранен – в голову и грудь. В лазарете состоится его новая встреча с Государем и царицей, что послужит новым источником вдохновения. Он не перестанет писать после 1917 года – напротив, будет отправлять свои стихи царственным узникам в Тобольск. Известно, что Великие княжны хранили в заточении списки его произведений, такие как «Пошли нам, Господи, терпенье», а Николай Александрович был тронут, прочитав в период революционных бесчинств «Боже, Царя сохрани», где поэт молит: «В ссылке, в изгнаньи, вдали – Боже, продли Его дни, Боже, продли!» Поддерживая Царскую семью силой своей лиры, он сам будет глубоко переживать падение народа, поправшего все святое, и гнусное предательство союзников по Антанте. С негодованием Сергей Бехтеев припомнит «мясорубку» Вердена чванливым французам, празднующим победу, заметив, что без русских те давно сдали бы немцам Париж и не мечтали бы ни о каком Версальском мире. Его праведный гнев в стихотворении «Союзникам» воздает дань уважение забытому подвигу императорской гвардии, погибшей за неблагодарных французов. Но главное предательство все равно остается на совести народа, не зря в качестве эпиграфа к стихотворению о революции поэт использовал строчки великого М.Ю. Лермонтова: «Как женщина, Ему вы изменили, и как рабы, вы предали Его». А в самом произведении читается приговор и пророчество: «Предатели, рожденные рабами, // Свобода лживая не даст покоя вам. // Зальете вы страну кровавыми ручьями, // И пламя пробежит по вашим городам. // Не будет мира вам в блудилище разврата, //Не будет клеветам и зависти конца; //Восстанет буйный брат на страждущего брата, //И меч поднимет сын на старого отца...» Написав эти строки в первые дни после падения монархии, С.С. Бехтеев словно предвидел, что за клятвопреступление народ ждут жестокие испытания. Кроме того, уже тогда он различил в пути Царя Голгофу и еще при жизни начал воспринимать Николая II как Царя страстотерпца. Констатируя гегемонию Великого Хама, поэт снова наденет погоны и будет воевать за истерзанную, но хранимую в его христианском сердце Святую Русь в рядах Белой армии, вместе с которой покинет Крым в 1920 году. В эмиграции он проживет в Сербии и в Ницце, до самой смерти в 1954 году прославляя русского царя, верного присяге русского солдата и офицера, русскую старину и христианские ценности.
   На могиле Сергея Сергеевича Бехтеева на кладбище Кокад высечено: «Лицеист И.А. лицея 59 курса. Царский поэт. Офицер Белой Армии» – емко и точно.
   К сожалению, творчество монархиста С.С. Бехтеева известно на Родине не так широко, как его революционных современников, а как важно в дни почти забытого 150-летия Императора услышать правдивые слова о Николае II, под звуки дореволюционного гимн глядя на воспетые поэтом полные кротости и благородства царские глаза.
   
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION