13.04.2018: В СТОЛИЦЕ ИВАНА ГРОЗНОГО
Общественность требует установить памятник великому монарху

   
   
    24 марта в городе Александрове Владимирской области Изборский клуб при поддержке местной общественности проводил круглый стол «Александров – столица Государства Российского: опыт и перспективы национальной модернизации». Мероприятие сопровождалось культурной программой, обменом опытом и налаживанием взаимодействия между общественными региональными и столичными организациями, а итогом совместной работы стало учреждение культурного центра Изборского клуба в старинном городе, а самое главное – принятие общего решения установить в Александрове памятник Ивану Грозному.
   Делегация Изборского клуба и другие участники мероприятия из Москвы, Сергиева Посада и Владимира прибыли в Александров за день до круглого стола. Гостей ожидал радушный приём в корпусе Ивана Грозного конгресс-отеля «Александров». Оформление ресторана и залов элементами древнерусского стиля, создающими аллюзию на палаты Позднего Средневековья, а также резные изображения Ивана Васильевича и его выдающихся предков, Ивана III и Василия III, на входе заранее задавали соответствующий тон встречи. Как признался владелец гостиницы, один из руководителей некоммерческого парт­нёрства «Александровская индустрия гостеприимства» Валерий Севринов, исторический облик конгресс-отеля создавался собственными силами. Принимая гостей, председатель Общественной палаты города Александрова Михаил Кривоносов выразил уверенность, что это давнее место силы, неслучайно притягивавшее князей и именитых государственных мужей многие века. Кроме того, здесь инициативная группа сформировала первую общественную палату такого уровня, которая развивала идеи подлинного гражданского общества, реализованные ещё Иваном Грозным через земские соборы. Русский царь, в свою очередь, воспринял эти идеи от митрополита Макария, который внимательно изучал наследие Аристотеля.
   На одном из этажей конгресс-отеля расположилась картинная галерея с работами местных художников и живописцев из других регионов Центральной России. Ниже находится выставка «Легенды и были Александровской слободы» – детище энтузиастов из числа историков и краеведов. Согласно одной из версий, на территории Старой слободы стояла рать Александра Невского, в честь которого город и получил своё имя. Здесь благоверный князь отбирал детей-сирот в свой полк, участвовавший в защите Владимирской земли, сильно пострадавшей от похода ордынского воеводы Неврюя. С этой землёй связана одна из самых почитаемых икон – Владимирская икона Божией Матери. Через село проходила промысловая дорога, по которой князь Андрей Боголюбский перевозил икону из Вышгорода во Владимир в 1155 году. Во время нападения хана Тохтамыша на Москву в 1383 г. великий князь Дмитрий Иванович собирал северные вой­ска в Костроме, а в районе Александрова скрывалась его супруга – великая княгиня Евдокия Дмитриевна, в будущем известная как преподобная Ефросиния Московская.
   Парадоксально, но Александров на данный момент утратил статус исторического поселения, и общественность города намерена восстановить справедливость. Александровская слобода использовалась в качестве загородной резиденции великим князем Василием III и его супругой Еленой Глинской. А их сын Иван Грозный правил страной отсюда с 1564 по 1581 год, фактическим превратив слободу в столицу России. Религиозные здания соседствовали с административными и научными учреждениями, отражая столичное предназначение Александрова, а также замыслы и увлечения Грозного монарха. Известно, что он был строг к себе и к другим, жил здесь по монастырскому распорядку вместе с опричным людом. Отсюда начинались военные походы на запад и восток, сюда приводили слона – подарок персидского шаха, здесь сын ученика Ивана Фёдорова Андроник напечатал Псалтирь учебную, здесь появилась первая консерватория. В музее имеется макет Александровского кремля, где соседствуют многочисленные православные храмы, возведённые в честь побед царя, костёл, кирха и мечеть, свидетельствующие о расширении геополитических интересов и присутствии людей разных вероисповеданий в стольном граде. Известно, что воплощавшие монарший замысел италь­янские мастера разработали также разветвлённую систему подземных ходов, а в случае захвата неприятелем комплекс предполагалось взорвать.
   В период Смуты польско-литовские интервенты сильно повредили Александрову слободу. Героические эпизоды борьбы русских людей с иноземным захватчиком здесь в первую очередь ассоциируются с личностью князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского – одарённого молодого полководца, в 22 года подавившего восстание Болотникова и разбившего войска Лжедмитрия II.
   Ближайшая задача для Александрова – водрузить обратно на пьедестал памятник Ивану Грозному, варварски сорванный краном через час после его установки на берегу реки Серой. В течение 2016–2017 годов «Русский Вестник» подробно освещал этапы согласования и создания памятника, а затем события вокруг его открытия, когда в апреле 2017 года губернатор Владимирской области Светлана Орлова внезапно заявила об очередной отсрочке, а уже установленная скульптура русского царя была без объяснений увезена на самосвале за день до торжественной церемонии. Гражданские активисты, общественные и культурные деятели надеются восстановить справедливость, но пока известняковый постамент в стиле XVI века с именем царя сиротливо пустует напротив бывшей резиденции. Это место, которое для него определил автор – знаменитый скульптор, график и живописец, ученик И.С. Глазунова, член Союза художников России, Союза художников Москвы и Международного художественного фонда Василий Николаевич Селиванов. Изборская делегация посетила набережную Серой и своими глазами осмотрела место, откуда бронзовый перст царя должен был указывать на слободу. Идея установки памятника Ивану IV в Александрове вызывала одобрение общественности, а онлайн-голосование трижды свидетельствовало в пользу этой инициативы.
   
   

Общественность требует установить памятник на этот пьедестал


   
   Затем гости увидели другой относительно новый символ Александрова – памятник Александру Невскому, установленный в 2013 году перед Собором Рождества Христова на средства В.А. Кириллова, а также В.А. Севринова, М.М. Кривоносова, П.Ф. Юреля и других жертвователей. Он расположен в историческом центре – на Царёвой горе возле Соборной площади. Отсюда путь ведёт к кремлю, то есть к Александровской слободе и Свято-Успенскому женскому монастырю, а далее за город – к селу Старая слобода. Именно там бывали Александр Невский и другие князья до того, как Василий III перенёс усадьбу в Новую слободу, на месте которой сегодня располагается Александ­ровский кремль. Посетив основные места, иллюстрирующие богатую многовековую историю города, участники съезда встретились за торжественным ужином, сопровождавшимся выступлением артистов народного танца и музыки.
   В антураже терема под портретом Ивана Грозного выходили исполнители и танцевальные коллективы в русских нацио­нальных костюмах. Среди них особенно радовал публику импровизациями, песнями собственного сочинения и народным творчеством гусляр Андрей Фролов. Также выступили ансамбли «Узоры» и «Былина», вокалист Игорь Медведев, группа «Сударушка» и участница шоу-конкурса «Голос. Дети» на Первом канале Алина Изотова. Помимо народных песен прозвучала и композиция «Счастье вдруг...» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» – они считаются символами Александрова. Здесь же гости и принимающая сторона обменялись впечатлениями и мнениями.
   Неслучайно имя Изборского клуба выбрано в соответствии с нулевой отметкой координат, обозначив край, отражающий нашествия с Запада, как напомнил замес­титель председателя В.В. Аверьянов. В Александровской слободе он увидел родство с духом людей, несущих искру веры в большое и мощное Отечество. Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Л.Г. Ивашов поблагодарил александровцев за тёплый приём и возможность напитаться русским соком, чего уже нет в Москве. Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, президент Международной академии исследований будущего, профессор МГУ, академик РАЕН А.И. Агеев сказал, что мы живём в мире, где сосуществуют разные системы координат, и на данном этапе различными манипуляциями и обстоятельствами нам навязывается ложная система. Однако в глубине России есть люди и места, которые восстанавливают правильную систему координат, и магнетизм этих особых мест, в число которых входит и Александ­ров, Александр Иванович высоко ценит. На ужин прибыл заместитель председателя Общественной палаты, директор Московской федерации русского рукопашного боя Дмитрий Сагалаков и вручил В.В. Аверьянову копию бюста Ивана Грозного, установленного при его непосредственном участии в минувшем году в селе Ирково. Дмитрий Алексеевич выразил сожаление, что в массовом сознании по-прежнему преобладает искажённый образ царя вместо понимания его как помазанника Божьего. Он выразил надежду, что молодёжь в обозримом будущем выберет правильный путь.
   Директор Института русской цивилизации и главный редактор газеты «Русский Вестник» О.А. Платонов вспоминал, как в далёких уже 80-х годах прошлого века группа членов Общества охраны памятников и объединения «Память» попытались организовать монархическое общество, в числе задач которого была борьба за восстановление доброго имени Ивана Грозного и писателя Сергея Нилуса. С этой целью они приехали в Александрову слободу и село Крутец как подпольщики. В то время это была совсем другая страна и другой город, память о выдающихся людях в ключевых местах была стёрта. После этой монархической сходки один из участников был вызван в соответствующие органы, но это не поколебало его решимости продолжать. И уже тогда ими была принята резолюция за восстановление связи времён, за Святую Русь и Александров как узел творческого развития идеи Москва – Третий Рим.
   Валерий Севринов вспоминал, как сначала принимал «перестройку» и искал себя в новой стране, везде сталкиваясь с коррупцией и другими пороками, с которыми привык бороться на прежнем посту в милиции. Валерий Геннадиевич испытывает чувство обиды за страну, но надеется, что стойких единомышленников станет больше, и вслед за памятником благоверному князю Александру Невскому удастся установить и монумент первого русского царя. Предприниматель из Владимира В.М. Гура сказал о том, как важно заменить партийную модель общественной, чтобы нести идею. Член президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, журналист М.Л. Шевченко выразил уверенность, что при различии представленных на этом съезде взглядов все они пересекаются в личности Ивана Грозного как знаковой фигуре отечественной истории. Выступали и другие участники, неоднократно провозглашались тосты за Александров и его жителей.
   На следующий день, 25 марта, в помещении выставки «Легенды и были Александ­ровской слободы» конгресс- отеля состоялся круглый стол «Александров – столица Государства Российского: опыт и перспективы национальной модернизации». Помимо делегатов из других городов здесь собрались представители Общественной палаты Александрова, общественные деятели, предприниматели, музейные работники, ветераны силовых структур. Перед основной частью к аудитории по громкой связи обратился председатель Изборского клуба А.А. Проханов, которому помешала присутствовать на мероприятии болезнь. Он убеждён: из Александровской слободы тянется линия русской государственной истории. Как видится Александ­ру Андреевичу, в России есть две разные Волги: верхняя, которая полна промышленных отходов, и другая – донная, глубинная, чистая – и они смешиваются. Так же и отравленная история смешивается с потоком, сберегающим таинственные русские коды; в этой борозде расцветают цветы русской истории. Он пожелал участникам сохранять братский характер и дух согласия.
   Виталий Аверьянов назвал Александров местом генерации альтернативной модернизации России. Судьбоносные решения Александра Невского выпали на период ветшания Киевской Руси, Иван Грозный собрал государство заново после феодальной раздробленности, даже Пётр Великий оказался здесь незадолго до своих реформ. Виталий Владимирович полагает, что неспроста в сложные периоды государственные мужи оказывались здесь, а затем преображали страну. Он обозначил повестку дня: общество и государство, власть и земство.
   Председатель и один из инициаторов создания Общественной палаты Александ­рова М.М. Кривоносов вспоминал, как пару лет назад в этом же здании прошли первые заседания с Общественной палатой РФ. Михаил Михайлович подчеркнул, что не пытается хвалиться статусом столицы Государства Российского, но стремится вернуться к детищу Ивана Грозного, который своим гением построил государство и влиял на развитие цивилизации, побеждая зло внешнее и внутреннее. Введенная им традиция земских соборов стала первым прецедентом эффективной работы гражданского общества, то есть органа легитимного взаимодействия власти и общества. Михаил Кривоносов уверен, что сегодня схожий виток истории и страна нуждается в аналогичных решениях, которые Господь способен претворить в жизнь только руками ответственных инициативных людей. Как он не раз отмечал, Россия – уникальная страна, которой не подходят западные законы гражданского общества, базирующиеся на противо­­­­­­­­сто­я­­­­нии личности и государства, поскольку в России исторически складывалось взаимодействие власти и общества, а компромисс достигался через советы, а не митинги. Пат­риарх Кирилл уже поднял идею Земского собора, что докладчик одобряет, однако суть в том, что это должно быть чистое волеизъявление народа, а не просто переименованная Госдума. Он выразил надежду, что при умении слышать и понимать друг друга собравшиеся в Александрове эксперты могут выработать пути построения реального гражданского общества и продемонстрировать это Президенту РФ.
   Первые инициативы не заставили себя ждать. Руководитель Молодежного центра Всемирного Русского Народного Собора Анатолий Мальцан озвучил 10 тезисов готовящегося Послания Президенту РФ, предложив изборцам рецензировать проект. Программа включает в себя выработку новой идеологии на основе традиционных ценностей, принятие статуса государствообразующего русского народа, преодоление социального расслоения, эффективное воспитание в системе образования и раздельного обучения, примат нравственных ориентиров в СМИ и другие пункты. Молодёжный собор ВРНС планируется провести в Кремлёвском дворце, где и будет озвучена окончательная версия.
   Генерал-полковник Леонид Ивашов посетовал, что идеологи и политтехнологи постоянно обращаются то на Запад, то в Китай за опытом государственного строи­тельства, когда нужно присмотреться к собственно российскому, заложенному на Александровской земле. При этом генерал считает, что основные технологии управления огромным пространством царь почерпнул от Золотой Орды, и, поскольку «без татарщины нет империи», тогда же закладывалась основы Евразийского союза. Генерал подчеркнул, что Иван Грозный набирал на службу ребятишек с горящими глазами, чтобы после обучения превратить их в надёжные кадры. Здесь формировалась ценностная матрица: совесть, святость, справедливость, и при росте армии приоритетом всё равно оставалась оборона. Князь Александр Невский совершил разворот от Европы к Орде, Иван Грозный взял Казань, освободив около 90 тысяч русских пленников, но уже в Ливонской войне татарские мурзы командовали русскими полками. Отсюда генерал Ивашов выводит русско-тюркскую формулу с многонациональным народом как единственным источником власти, которую считает актуальной на сегодняшний день.
   Писатель и журналист, автор книг по Средневековой Руси В.Г. Манягин заметил, что в начале правления Иоанна IV в народе царило то же отчуждение от государства, что и сегодня, а власть обслуживала интересы капитала. Главная заслуга первого царя, по его мнению, именно в том, что он поставил власть на службу народу. Ещё одна выявленная Вячеславом Геннадьевичем параллель – цивилизационный кризис. Если сегодня процесс глобализации норовит свести все формации к единому рынку и правительству, то тогда Европа шагала к ломке Нового времени. Иван Грозный повёл Россию к наделению местного самоуправления большим числом функций. Важно, что государственные чиновники избирались народом на местах и отвечали за службу имуществом. На Земском соборе они же, будучи народными избранниками, представляли интересы общества, а возвращались обратно в город как чиновники. Такая система вела к конструктивному решению основных задач и приучала народ к самостоятельности на уровне самоуправления. Это достижение стало залогом сбора ополчения, которое сыграет ключевую роль в освободительной войне в период Смуты. Также, продолжая евразийский дискурс, Вячеслав Манягин сопоставляет наше время с моментом развала Золотой Орды, когда ее осколки стали бороться между собой. По его концепции, Иван Грозный объединил их снова, поставив разные народы в равные условия с русскими, после чего русские и тюрки вместе строили евразийское государство. Это длилось вплоть до прихода династии Романовых, которые нивелируют тюркское начало и перенаправят Россию на европейский вектор развития. Он ждёт возвращения евразийского курса.
   Максим Шевченко заявил, что Иван Грозный был последним подлинно русским царём – сильным, народным и справедливым, выбравшим самостоятельный державный путь не по западному или греческому образцу, но с тюркским принципом. По мнению публициста, царь являл собой пример военного вождя, как Атилла или Чингисхан, наследником которых он и стал. Он убеждён, что Европа и Китай рассматривали русских как рабов, а в наше время такому подходу соответствуют менеджеры, управляющие в нашем государстве, которое продаёт газ Китаю условно по 50 копеек, а собственным гражданам – по 5 рублей. Максим Леонардович уверен, что наследие Ивана Грозного в том, чтобы исправить нынешнюю систему презрения власти к гражданам, пользуясь его опытом выстраивания связи правителя с народом. При этом он подчеркнул, что необходимо реабилитировать царя Иоанна IV, но не монархию в целом, поскольку династию Романовых он рассматривает как откровенно немецких правителей, угождавших только дворянам и ориентированных на Запад. Противопоставляя Ивана Грозного и Алексею Михайловичу, и Петру Великому, журналист видит в качестве его преемника только И.В. Сталина, а также выступает за реабилитацию 1917 года как начала реализации народного гения без царя.
   Олег Анатольевич Платонов выступил с позицией, опровергающей евразийский пафос других докладов. Он убеждён, что Иван IV строил государство по византийскому образцу на основе христианской доктрины как царство царств, реализуя проекты Святой Руси и Третьего Рима. Русское православное царство, считал Иван Грозный, возникло во время Владимира Святого, т.е. за 250 лет до Ордынского ига.
   Иван Грозный, сказал О. Платонов, в XVI веке создал идеологию, которая на столетия определила направления и характер развития России. На этом почти пятисотлетнем пространстве слились воедино творческая мысль Ивана Грозного и Иосифа Сталина.
   
   

Круглый стол


   
   Российское государство создавалось Иваном Грозным по образцу Византийской империи. СССР строился Сталиным после войны по образцу Российской Империи. Главная идея, которая объединяла два этих великих проекта, – это создание «нового человека» на основе христианских духовных ценностей.
   Что такое проект создания «нового человека»? – продолжил О. Платонов. Это проект Святой Руси, проект «Москва – Третий Рим». Святая Русь, говорят святые, особое благодатное свойство русского народа, делающее его новым Богом избранным народом. Но избрание не для подавления других народов, а для первенства в борьбе с мировым злом, которое ранее занимала Византия. Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу национализма, а исключительно в силу уверенности в своем Православии, в святости Руси. Царство Русское борется против мирового зла, оно есть последнее мировое Царство, за которым наступит Вечное Царство Христа. Русские патриоты гордятся своей мировой миссией, но в этой гордости нет греховной гордыни, а есть бескорыстие и жертвенность, готовность положить свою жизнь в борьбе с мировым злом. Чем яснее русские люди понимали свое высшее предназначение и вселенскую миссию, тем больше врагов ополчалось на Русь. Проект «Новый человек» – это антизападный проект, это проект отрицания западных ценностей. Формация «нового человека» заменила собой обветшавшие постулаты Запада – погоню за прибылью и потребительство.
   На каких основах создается новый человек: духовная цельность – неразрывность веры и жизни; добротолюбие, правда, справедливость как основные законы жизни; нестяжательство – преобладание духовно-нравственных ценностей над материальными; соборность – растворение человека в Православной Церкви, православном государстве, православном народе; монархическая государственность – власть как религиозное служение сверху донизу; патриотизм – после веры в Бога, патриотизм высшее выражение духовности человека.
   Суть истинной царской власти в том, что она не избранная, не зависит от народа, а представляет нечто высшее – власть от Бога, в которую, как в Бога, верит и подчиняется ей народ. Царская власть дана от Бога для поощрения добрых и кары злых.
   В отличие от божественной русской монархии, считал Иван Грозный, власть на Западе «безбожная», ибо она не Богом дана, а создана мятежным «человеческим произволением, хотением» и зависит от мятежной знати. В царствование Ивана Грозного возникает конфликт между пат­риотами и антипатриотами. Часть правящего класса, князья и бояре, прежде всего из западнорусских земель, вынашивает планы реформирования Московского царства на западный лад. Для Святой Руси это реформирование было равнозначно гибели, ибо именно в этот период западная цивилизация фактически отказалась от христианства, а западное общество подверглось иудизации. С этого момента, по справедливому замечанию русского философа А.Ф. Лосева, осуществляются развертывание и оформление сатанинского духа, ступенями которого были капитализм и социализм.
   К середине XVI в. на Руси сформировалась своего рода пятая колонна представителей правящего класса, ориентировавшегося на Запад, явно или неявно отвергающая духовные ценности Святой Руси и готовая пойти на предательский сговор с Римом и другими историческими противниками Руси. Пятая колонна формировалась преимущественно из князей и связанных с ними служилых людей, выходцев из западнорусских земель, 200 лет находившихся в составе Великого княжества Литовского. Эти князья пытались навязать русским западные идеалы. Реакция Ивана Грозного и всех русских патриотов в этих условиях была адекватна опасности, которая стояла перед страной. Чтобы победить изменников-антипатриотов, Иван Грозный из числа преданных ему патрио­тически настроенных людей создает опричнину («опричный узел») и опричный полк. Царь начинает «перебирать своих людишек», «искоренять крамолу». Князья и бояре, замешанные в крамоле, подвергаются казни, их земли отбираются в казну или раздаются опричным дворянам. Опричнина серьезно подорвала позиции крупной земельной аристократии, ориентировавшейся на Запад, не позволила осуществиться многим преступным замыслам. Так, по данным польских летописцев, в 1568 г. приближенные к Ивану Грозному изменники-бояре устроили заговор и задумали схватить Царя и передать его польскому королю. Изменники были казнены. Решительные действия Ивана Грозного по искоренению крамолы имели важнейшие последствия после пресечения династии Рюриковичей и воцарения Бориса Годунова. Последствия Смутного времени были бы для России гораздо серьезнее, если бы Иван IV не ослабил влияния «западников». Верхушка самых активных сторонников перехода в подданство к польскому королю была уничтожена Иваном Грозным, а оставшиеся «западники» не имели достаточно влияния, чтобы заставить русское общество отречься от Православия и идеа­лов Святой Руси и принять католичество. Уничтожив подавляющую часть западноориентированных феодалов, Иван Грозный предрешил исход борьбы Смутного времени. Западным странам не удалось установить контроль над Россией. Движение в сторону создания «нового человека» в России продолжилось. За прошедшие столетия Запад проел и расточил свое будущее. Россия остается наследницей великого проекта Ивана Грозного. Великий русский царь заслуживает установки памятника не только в г. Александрове, но и во многим других городах нашего Отечества. Я голосую за Ивана Грозного, – закончил свое выступление О. Платонов.
   Публицист и общественный деятель Владимир Хомяков считает главным наследием Ивана Грозного опричнину – преобразование обществ и государства в условиях недееспособности правящих элит, которые он сравнивает с сегодняшней обстановкой. Как подчеркнул докладчик, царь выращивал новые кадры и создавал Россию будущего на основе куска экономики, подчинённого лично ему. Обращаясь к тезисам молодёжного крыла ВРНС, Владимир Евгеньевич выделил важность закрепления роли государствообразующего русского народа, заметив, что российские тюрки находятся в орбите Русской цивилизации. Он обратил внимание, что в отечественной юриспруденции русского народа не существует, а в стратегии нацио­нальной политики упомянуты только проблемы мигрантов, других народов и диаспор в России. Он считает недопустимым отсутствие русского народа как субъекта в правовом поле: эта проблема требует срочного решения. Возвращаясь к новациям Ивана Грозного, он назвал всеобщее служение его главной идеей, так же как воздаяние по заслугам, а не поровну, как принцип справедливости. Владимир Хомяков поддержал идею со­здавать Земский собор снизу и в исторических городах, таких как Александров.
   Писатель и публицист Владимир Большаков выразил солидарность с озвученными О.А. Платоновым тезисами и отметил, что при очевидных положительных чертах советского периода (например, прекрасное образование) возврат к нему невозможен, поскольку марксистско-ленинская теория в корне ложна и химерична. Он назвал инвалидами Октябрьской революции тех, кто не может осознать сути произошедшего в 1917 году. Вся семья Владимира Ильича была репрессирована, он вырос с видом колючей проволоки перед глазами, как и многие другие, однако удивляется, когда трагедией и террором называют осуждение ленинской гвардии в конце 30-х годов, романтизируют этих злодеев и изуверов, увековеченных в советских названиях улиц и памятниках. Именно они массово казнили офицеров, казаков, учёных и лучших представителей русского народа после 1917 года. Однако Владимир Большаков предостерегает, что и в счастливый монархический 1913 год дороги нет. Он же полагается на универсальные идеи славянофилов. Говоря о государственных проектах, В.В. Большаков уверен, что Рим был величайшей страницей мировой цивилизации, хотя позже ослаб и подвергся разрушению варварами. Однако реформы Константина соединили римское право с христианской нравственностью, породив симфонию властей. Цезарепапизм, или папоцезаризм, – это прагматическая западная модель. Русь же стала наследницей Второго Рима, погубленного Ферраро-Флорентийской унией ещё прежде, чем османами. По мнению выступающего, последние выборы продемонстрировали крах демократических идей. Теперь предстоит развивать государство снизу на основе не партийно-политического, а земельно-сословного представительства.
   На круглом столе с рядом конкретных предложений выступил заместитель председателя Ассамблеи народов России и заместитель председателя Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Игорь Круговых. Он уточнил, что сегодня русский народ можно прописать в законодательстве, но в качестве национального меньшинства, имеющего право на национально-культурную автономию в разных субъектах Федерации. Год назад была создана рабочая группа по стратегическому планированию в Москве, чтобы на основе анализа существующих документов поделиться опытом с регионами. Он считает правильным к понятиям национального меньшинства и коренных малочисленных народов добавить и национальное большинство. Такая триада объективнее отражает ситуацию по народам. Реализация ряда программ требует уточнения терминологии, которая порой абсурдна.
   Резюмируя основные конфликтные моменты и идеи предыдущих выступлений, Виталий Аверьянов согласился с параллелями между эпохой Ивана Грозного и современностью. Констатируя квазифеодальное устройство России тогда и сейчас, он заключил, что опричнина боролась с архаикой кланово-тейповой системы за модернизацию государства, а теперь мы погрузились в архаику снова. Виталий Владимирович видит Иоанна IV как правителя-новатора, с помощью социальных и технических преобразований создававшего государство нового качества. На вопрос «Брал ли царь византийскую или ордынскую модель, с кого брал пример?» – зампредседателя Изборского клуба отвечает, что он не подражал никому, работая с такой Россией, какая она есть. Когда была необходимость продвигаться на восток, он брал миф Востока о Белом царе, но одновременно он возводил себя к Августу – к Риму, создавая собственный облик страны. Опричнина стала переходом от землячества к духовному братству, ордену, обеспечивающему Державу Служения. С помощью опричнины царь боролся с плутократией князей и новгородской ересью, известной как ересь жидовствующих и сравнимой с протестантизмом в православии. По убеждению В.В. Аверьянова, эти шаги сохраняли нашу идентичность. Иван Грозный отличался жёсткой кадровой политикой, и, вероятно, поэтому эта фигура сегодня удивительным образом объединяет вокруг себя и монархистов, и неосталинистов, тяготеющих к сильному и эффективному госудрству.
   Краевед Пётр Феликсович Юрель рассказал о проекте воспитательно-учебного города в Старой слободе, а также о создании патриотического культурного Грозный-центра по аналогии с екатеринбургским оплотом идеологических противников. Автор памятника в Ирково Александр Николаевич Миронов выразил благодарность О.А. Платонову, Л.Г. Ивашову и газете «Русский Вестник» за широкую пропаганду идеи установления памятников Ивану Грозному в городах России, а затем рассказал о том, как без привлечения внимания бюст обрёл своё место.
   Директор Института русско-славянских исследований имени Н.Я. Данилевского Александр Буренков отметил разные мнения и коллизии апологетов Ивана Грозного, Сталина и Николая II, заключив, что без единой идеологии Русской цивилизации с русским ядром ничего хорошего не получается. Он призвал не хулить, а находить больше хорошего в деяниях правителей. При этом Александр Васильевич заметил, что СССР был обречён, поскольку социализма в нём не было, а строительство коммунизма привело его к краху.
   Виталий Аверьянов зачитал резолюцию круглого стола. Во-первых, Изборский клуб выступает за установку памятника Ивану Грозному в Александрове. С долей юмора генерал Ивашов предложил попутно утвердить опричнину, чтобы сделать Россию снова великой. Во-вторых, поддержана инициатива общественной палаты Александрова и учреждён культурный центр «Александровская слобода» как региональное отделение Изборского клуба. После официальной части собравшиеся ещё долго обсуждали перспективы развития Александрова и альтернативной модернизации Государства Российского по заветам Грозного царя.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION