08.02.2018: КАПИТАН АННА ЩЕТИНИНА – ЧЕЛОВЕК ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ
   
   
    26 февраля исполняется 110 лет со дня рождения Анны Ивановны Щетининой, первой за всю историю человечества женщины – дипломированного капитана дальнего плавания, легенды военных действий на море, педагога-наставника, воспитавшей тысячи русских мореплавателей, Героя Социалистического Труда, кавалера многих боевых орденов и медалей.
   
   26 февраля 1908 г. на станции Океанской под Владивостоком в рабочей семье Ивана и Марии Щетининых родилась дочь, в крещении получившая имя Анна. По семейному преданию, предки Анны пришли в Сибирь в XVII веке из вологодской Тотьмы вслед своим землякам – Ермаку Тимофеевичу, Семену Дежневу, Владимиру Атласову, Ерофею Хабарову, Михаилу Стадухину, Ивану Москвитину – смелым землепроходцам и мореходам.
   В 1925 г. Анна закончила восьмилетнюю трудовую школу.
   Зов океанских просторов, романтика неизведанного, генетическая память предков-мореходов, дерзновенный дух первых пятилеток дали о себе знать, и юная Анна Щетинина выбрала неженскую профессию морехода. Удивив всех, она поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Уже в годы учебы Анна выходила в море – сначала учеником, позднее матросом. В 1928 году студентка вышла замуж за моряка-радиста Николая Филипповича Качимова (1903–1950). После окончания техникума в 1929 г. Анна получила распределение на Камчатку, где начала трудовой путь рядовым матросом. Моряков всегда покоряла ее внутренняя сила, целеустремленность, работоспособность, любовь к морю. Испытания, тяжелый труд закалили Анну, сделали ее физически сильной и выносливой. Молодая женщина упорно занималась самообразованием и в 1932 г. в возрасте 24 лет получила диплом штурмана. Увлеченность морской стихией, сила воли, внутренняя дисциплина, прекрасная память позволили Анне постоянно в течение многих лет накапливать знания и практический опыт судовождения. Процесс профессионального самосовершенствования бесконечен. Для покорения океанских просторов Анна решила объединить в себе опыт морехода и знания инженера, для чего нужно было учиться, учиться и еще раз учиться… всю жизнь.
   25 января 1934 г. Анна Щетинина получила диплом капитана дальнего плавания. Вскоре об уникальной русской женщине – капитане сообщили все газеты и информационные агентства мира. В 1935 г. Анне Щетининой доверили большой грузовой пароход «Чавыча», закупленный СССР в Германии. Маршрут дальнего плавания начинался в Гамбурге, пролегал через Одессу и Сингапур и заканчивался в Петропавловске-Камчатском. На Дальний Восток «Чавыча» успешно доставила 2800 тонн необходимого оборудования. Несколько лет корабли, ведомые капитаном Щетининой, бороздили коварное Охотское море, известное своими жестокими штормами. В феврале 1936 г. пароход «Чавыча» попал в ледовый плен. В течение 11 суток вынужденного дрейфа экипаж судна пытался вырваться на чистую воду. Все время ледового плена Анна Ивановна не покидала капитанского мостика. Пароход удалось спасти благодаря мужеству и мастерству командира корабля. Вскоре мореход Щетинина стала кавалером ордена Трудового Красного Знамени «за перевыполнение производственных заданий».
   20 марта 1938 г. Анна Ивановна была назначена первым начальником создаваемого рыбного порта города Владивостока. То было время трудового энтузиазма великой индустриализации, и дочь своего героического времени успешно справилась с поставленной трудновыполнимой задачей менее чем за год. Должность начальника крупного рыбного порта ответственная, перспективная для последующего карьерного роста, но призвание, осознание своей жизненной миссии, зов неизведанного, муза дальних странствий оказались сильнее. Капитан Анна Ивановна решила приступить к высшему мореходному образованию и перевелась из Владивостока на Балтику. Она поступила учиться на судоводительский факультет Ленинградского института водного транспорта, где, взяв индивидуальный план занятий, за два с половиной года успешно освоила программу 4 курсов обучения.
   Получить диплом с отличием помешало нападение фашиствующей Европы во главе с Германией на СССР.
   В начале Великой Отечественной войны Анна Ивановна стала капитаном парохода «Саул» Балтийского пароходства. В августе 1941 г. под бомбами и ожесточенным обстрелом немецкой авиации она эвакуировала население Таллинна и перевозила оружие и продовольствие для частей Красной армии. Курсируя по Финскому заливу и неоднократно попадая в критические ситуации, Анна Ивановна с честью преодолевала опасности. Нещедрое на боевые награды командование отметило героизм Щетининой орденом Красной Звезды с формулировкой: «За образцовое выполнение задания правительства и военного командования и проявленное мужество в операциях на Балтике».
   Осенью 1941 г. капитана Щетинину с группой балтийских моряков перевели на Дальний Восток, где в течение всей войны она совершала рейсы на различных судах, перевозя через Тихий океан военные грузы, в том числе и по ленд-лизу. Возглавляемые ею корабли («Родина», «Жан Жорес» и др.) 17 раз швартовались в портах США и Канады. Героизм, мужественная красота и личное обаяние русской женщины невольно вызывали глубокое уважение, более того, восхищение американских дипломатов и офицеров.
   25 августа 1945 г. судно капитана Щетининой в составе конвоя ВКМА-3 участвовало в боевой операции высадки советского десанта 264-й стрелковой дивизии на Сахалин.
   К концу войны Анна Ивановна стала легендой Балтийского и Тихоокеанского флотов. Она была награждена двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны, орденом Красной звезды, многочисленными медалями.
   После Победы капитан Щетинина, воплощая свою мечту, вернулась на Балтийский флот, в Ленинград, где завершила высшее образование по специальности «инженер-судоводитель».
   До 1949 г. Щетинина выходила в плавание на судах «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Днестр», «Псков» Балтийского пароходства. В 1947 г. она на пароходе «Дмитрий Менделеев» доставила из Германии в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца во время оккупации.
   С течением времени Анна Ивановна стала одним из самых авторитетных, уважаемых капитанов дальнего плавания в СССР.
   А.И. Щетинина обладала государственно-стратегическим мышлением, она прекрасно понимала, что подлинная победа – это надежный захват будущего. Поскольку «все решают кадры», в возрасте сорока одного года Анна Щетинина, неустанным трудом накопив уникальный профессиональный и жизненный опыт, вступила на стезю педагога и воспитателя-наставника в Ленинградском высшем инженерном морском училище в должности старшего преподавателя, а затем декана судоводительского факультета училища.
   В период с 1955 по 1983 г. Анна Ивановна стала автором, соавтором и редактором таких известных, многократно переиздававшихся учебников, как «Мореходные приборы и инструменты», «Учет приливов в судовождении», «Морское дело», «Справочная книжка матроса», «Управление судном и его техническая эксплуатация», «Наставления по организации штурманской службы» и др.
   В 1956 г. Анне Ивановне было присвоено звание доцента. В 1960 г. она продолжила педагогическую деятельность во Владивостокском высшем инженерном морском училище (ВВИМУ) в должности доцента кафедры «Морское дело».
   С 1960 г. Анна Ивановна была направлена для обучения и воспитания будущих мореходов ВВИМУ (теперь это Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского).
   Передавая свой опыт будущим капитанам, председатель Приморского филиала Географического общества СССР руководила и практикой курсантов, не оставляя капитанский мостик. В летний период Анна Ивановна выходила в море на судах Балтийского или Дальневосточного пароходства, совершила даже кругосветное путешествие на судне «Охотск».
   Пестуя историческую память народа, в 1962 г. Щетинина выступила одним из организаторов Музея морского флота во Владивостоке.
   В 1974 г. Анна Ивановна была назначена начальником кафедры «Управление судном и его техническая эксплуатация» ДВВИМУ имени адмирала Г.И. Невельского.
   К шестидесятилетию удивительной женщины на экраны страны вышел фильм «Анна Ивановна», созданный на студии «Дальтелефильм».
   В 1978 году Анне Ивановне Щетининой было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
   Она была избрана Почетным гражданином Владивостока, Почетным работником Морского флота, Почетным членом Географического общества СССР, Почетным членом Международной федерации ассоциаций капитанов…
   Легендарный «капитан Анна» вышла на пенсию в 1983 г.
   Анна Ивановна Щетинина написала многократно переиздававшиеся книги о морской жизни и о русских мореплавателях: «На морях и за морями», «По разным морским дорогам», и стала членом Союза писателей СССР.
   Скончалась Анна Ивановна 24 сентября 1999 г. на 91-м году жизни и была похоронена на мемориальном Морском кладбище Владивостока. Память о капитане Анне Щетининой увековечена в двух монументах в ее честь, в названиях улиц и школ, в военных мемориалах, в воспоминаниях современников. Ее именем назван мыс побережья Амурского залива Японского моря. В морском университете Владивостока создан музей этой удивительной женщины.
   11 февраля 2017 года имя первой в мире женщины – капитана дальнего плавания Анны Ивановны Щетининой присвоено одному из островов Курильской гряды как символическая демонстрация нерушимой принадлежности политых русской кровью островов нашему народу-победителю, явившему миру диво жизненного подвига славной дочери нашего Отечества.
   
   

А.С. БОЧКОВ,
   член Русского
   исторического общества


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION