30.12.2017: РОССИЯ И ЭФИОПИЯ: КОРНИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДВУХ СТРАН
   
    В посольстве Эфиопии в Москве прошел торжественный вечер, посвященный приближающемуся в грядущем году 125-летию установления дипломатических отношений двух стран. Прием организован совместно с Международной общественной организацией содействия интеграции и развитию культурного и делового сотрудничества «Общество дружбы народов России и Эфиопии».
   Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной демократической респуб­лики Эфиопия в РФ Грум Абай Тешоме приветствовал гостей. Он вспоминал о вкладе Российской Империи в победу 1896 года над итальянцами, которая предотвратила попытку колонизации Эфиопии. Вообще Эфиопии удавалось сохранять независимость, когда все соседние страны в Африке или на Ближнем Востоке рано или поздно утрачивали ее под натиском Османской империи или в результате европейской экспансии. Посол напомнил, что эфиопская государственность зародилась около 3 тысяч лет назад и может похвастаться древними традициями, которые в начале новой эры обогатились переплетением трех мировых религий. В древности в Аксумском царстве исповедовался иудаизм, затем пришло христианство и в IV столетии стало государственной религией, а в VII веке началось проникновение ислама. При этом он отметил, что именно Эфиопия вторая после Римской империи приняла христианство. Сегодня эта страна является оплотом Православия на своем континенте, что сближает ее с Россией. Посол также не мог не вспомнить и любимого эфиопами великого русского классика А.С. Пушкина, чьи корни уходят к этой стране, тем самым олицетворяя связь двух народов. Эфиопия рада русским и гостеприимно встречает тех, кто стремится вернуться на путь сближения, начатый в конце XIX века. Вызывает интерес какой-нибудь древний памятник из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО или наследие Аксума вообще, завораживающие виды гор и ущелий, тропических лесов и пустынь, старинные храмы и предания раннего христианства, самобытная литература или добивающиеся успехов в мире атлеты – там каждый найдет что-то для себя, потому что Эфиопия – уникальная культурная, антропологическая и политическая формация.
   Переводчик широко известной в Европе книги «Путешествие в Абиссинию святого отца Иеронима Лобо», написанной португальским иезуитом, прожившим в загадочной африканской стране почти 9 лет, говорил о том, как стойко эфиопы переносили испытания и выстаивали перед волнами экспансии. С одной стороны османы стимулировали натиск исламских стран, а с другой – прибывшие португальцы, оказавшие помощь в борьбе с мусульманами, в то же время начали проповедовать католицизм. Представителям римско-католической церкви даже удалось склонить императора Эфиопии к переходу в католицизм, в то время как португальские торговцы и ремесленники уже начинали обустраиваться на далекой земле, как в собственной колонии, однако в итоге эфиопский народ сохранил и свою веру, и свой суверенитет, не позволив ни одной европейской стране взять себя «под опеку».
   
   Иные отношения сложились с Россией.
   После официальной части в кулуарах гости могли не только поговорить о былом или окунуться в этнографический экскурс, но и обсудить перспективы развития отношений двух стран в ближайшем будущем. На сегодняшний день во внешней политике Россия выглядит активно усиливающимся участником международного процесса; ее усиление связывается с увеличением присутствия в различных регионах, в том числе и в Африке. И если на официальном уровне такие заявления не звучали ни с одной стороны, то по настроению представителей эфиопского народа можно судить о заинтересованности в возвращении России в их страну. Речь идет не только об опыте конца позапрошлого столетия, но и об относительно недавнем еще активном сотрудничестве с СССР и о его заметном присутствии в различных сферах жизни Эфиопии. Среди старших поколений достаточно теплых воспоминаний и слов благодарности в адрес тех посланников Советского Союза, которые работали в Эфиопии, и преподавателей в Москве, подготовивших множество специалистов, впоследствии приносивших пользу экономике и науке своей страны. Сегодня уровень взаимодействия Москвы и Аддис-Абебы уже не тот, но те, кто помнит обычную практику сорокалетней давности, уверены в том, что все можно вернуть.
   На вечере звучали произведения эфиопской поэзии и притчи на амхарском языке, вспоминали не только главного русского поэта, но и романтика Серебряного века Николая Гумилева, которого притягивала и вдохновляла далекая Эфиопия; также обсуждался план строительства нового православного храма в Аддис-Абебе. В зале присутствовали не только дипломаты и общественные деятели, но и специалисты в области этнографии и лингвистики, африканисты и востоковеды. В этот вечер гости посольства могли посмот­реть короткий познавательный фильм о современном положении Эфиопии, ознакомиться с предметами быта и народного промысла, с традиционными костюмами и современной швейной продукцией этой страны, попробовать блюда национальной эфиопской кухни. И конечно, все имели возможность насладиться знаменитым эфиопским кофе, с которого, собственно, и началось знакомство белого человека с этим неотъемлемым в сегодняшней жизни напитком. Далекая африканская страна в то же время была и остается для России близкой.
   
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION