29.09.2017: «С СОВЕРШЕНИЕМ КРЕЩЕНИЯ У НАС ХРОНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»
Интервью с игуменом Кириллом (Сахаровым)

   
    – Отец Кирилл, Вы известны как большой ревнитель совершения погружательного Таинства крещения. Почему Вы придаете такое большое значение этому вопросу?
   – Крещение – это дверь, ведущая в спасительную ограду Церкви. Его совершение требует особо тщательного подхода. Святые отцы строго предупреждают об опасности что-то упустить из чина крещения. А что касается погружения, то собственно погружение и является крещением. Ведь известно, что в переводе с греческого крещение – «погружение».
   – Неужели так важно именно погружение?
   – Это – главный момент, когда происходит не только символическое, но и реальное соумирание и совоскресение со Христом. Пятидесятое апостольское правило гласит: «Если священник не крестит в три погружения, да будет извержен?!»
   – Какие еще можно привести правила и святоотеческие высказывания на эту тему?
   – О погружении говорят святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский и др. Всецелое погружение в воде – всецелая отдача себя Христу. Внешний обряд отражает внутреннее духовное состояние. Один ревнитель канонов собрал свидетельства из трехсот источников о необходимости именно погружения при крещении. Наши Соборы – Владимирский в 1274 году, Собор 1620 года при Патриархе Филарете, я уже не говорю о Стоглаве – все говорят строго о погружении. А вот Собор 1667 года, утвердивший никоновскую реформу, отменил принятие латинян через крещение как обливанцев. Даже после этого о погружательном крещении ревновали Патриарх Андриан и ряд архиереев синодального периода, например астраханский архиепископ Никифор Феотоки, погребенный в Даниловом монастыре. В 90-е годы прошлого века Барнаульское и Луганское епархиальные управления издавали циркуляры, в которых предписывалось священникам крестить через погружение. О том же был циркуляр одесского митрополита Агафангела несколько лет назад.
   – Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте совершения крещений.
   – Хочу сказать, что для меня это всегда особое событие. От священника требуется большая собранность, сосредоточенность. Реально ощущаешь противодействие вражьей силы. Никогда не бывает без искушений. Помню, читал заклинательные молитвы у входа в храм на подворье Данилова монастыря в селе Долматово, вдруг огромный черный пес чуть не вбежал в храм. Когда вливаются в общину новые люди, то у многих выявляется следующее: крещены были без подготовки, поспешно, молитвы оглашения, заклинательные были прочитаны «с пятого на десятое». А после юбилея – Тысячелетия Крещения Руси (конец 80-х – начало 90-х годов), когда были массовые крещения, многие крещены обливательно, мочением лбов, даже окроплением… Также множество всяких упущений выявляешь на исповеди. Практически у каждого человека есть какие-то проблемы. Женщина, над которой не были прочитаны молитвы сорокового дня, тоже не редкое явление. Снижено качество церковного попечения о людях, наблюдается поточность, конвейерность. Несомненно, это повлияло на снижение духовной планки, на то, что, скажем, общинная жизнь в таком неудовлетворительном состоянии.
   За 21 год моего священства я не помню ни одного случая, чтобы не было искушений при крещении. Однажды в селе Россыпное я крестил 53 человека сразу. Крестил в пруду, а потом совершал миропомазание уже в храме. Совершается процесс миропомазания – помазываю все полагающиеся по чину части тела крещенных, и у меня постепенно кончается миро, а половина людей еще не миропомазана. Пришлось помазывать им только чело и говорить, чтобы остальное довершили, по их просьбе, местные священники. Еще один случай. В том же селе староста храма – переселенец из Узбекистана, в жены себе взял нашу прихожанку, москвичку, и поселился с ней в этом селе. Я их венчал, у них уже трое детей. Попросили они меня окрестить младенца – девочку. Предложил им два варианта: либо в райцентре, либо в селе. Предпочли храм в райцентре – в г. Калаче. Крещение там совершается по нескольку человек сразу, проходит быстро, вода на донышке купели кипяченая, разбавленная, «мертвая», а по Уставу должна быть естественная, «живая» вода. Направляюсь туда, а у меня уже дрожь по телу – как-то все будет? Как будет с водой, какая будет обстановка, какое будет отношение? Но все прошло нормально. Я совершил крещение, приехали домой, на обед после крещения, и меня пронзает мысль: я ведь забыл одно действие совершить – троекратный обход вокруг купели. Враг препятствует, тормозит. Советуюсь с опытным духовником: как быть? А все оказывается просто: все упущенное при крещении должно быть восполнено.
   Очень болезненно воспринимается, когда слышишь о фактах обливательного крещения. Так, мне прихожане рассказывали, что наблюдали это в нескольких московских храмах. Как-то я поехал на молебен в одну из московских церквей. Мне говорят: сейчас совершается крещение. Решил подождать в машине, а прихожанку послал понаблюдать, будет ли погружение младенца. Увы, опять обливание… У многих священников возникает барьер, страх перед погружением, который нужно обязательно преодолеть.
   – Почему в нашей Церкви так широко распространено обливательное крещение, случается даже и окропительное?
   – Как и многие другие беды, это у нас идет от злополучной никоновской реформы, когда начала расшатываться крепость церковных устоев. С того времени, и особенно с Петровской эпохи, выходцы из Малороссии во множестве заняли у нас и архиерейские кафедры, и должности настоятелей храмов и монастырей. Уже подвергнутые западному, латинскому мощному влиянию, они везде насаждали привычное им обливательное крещение. XX век положение усугубил – это и обновленцы с их либеральным подходом, и множество «западэнцев», которые после войны в большом количестве поступали в наши духовные школы и оседали в России.
   – Были ли у Вас случаи обливания?
   – Только один раз – я крестил тяжелобольного человека в больничной палате. Он едва стоял на ногах. Я трижды окатил его из ведра водой. Однажды крестил парализованного. Удалось трижды погрузить его в ванне.
   Я не касаюсь сейчас еще проблем катехизации, того, что вода должна быть «живой», а не кипяченой – «мертвой». Не говорю о том, что крещение – дело соборное, праздник для всей общины, и оно должно совершаться не скороговоркой где-то в углу храма, в этом плане тоже масса проблем. Иногда в оправдание обливательного крещения приводят случай с крещением песком. Об этом рассказывается в книге «Луг духовный». Проходя по пустыне, монахи обратили к вере молодого еврея, который потом ночью заболел. Братия «крестили» его песком, а когда пришли к епископу, тот велел крестить «крещеного» песком еврея в воде, ни во что вменив крещение песком.
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION