06.08.2017: ЛЕТОПИСЬ ЮБИЛЕЙНОГО ВСЕСЛАВЯНСКОГО СЪЕЗДА: ОТ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ДО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
   
   Юбилейный Всеславянский Съезд, посвящённый 150-летию Московского славянского съезда 1867 года, соединил историю и современность, как и две столицы – Москву и Петербург. Начавшись 26 мая в столице Российской Федерации, он продолжился на борту теплохода, проходящего по знаменитым русским рекам и озёрам через ряд древних городов и монастырей центральной и северо-западной частей страны, чтобы завершиться 3 июня в столице Российской Империи. Как и в позапрошлом столетии, он собрал 220 делегатов, представляющих все славянские страны и российские научные и общественные организации, а также множество гостей, неравнодушных к теме взаимоотношений славянских народов. Исследователи, публицисты, писатели, политики и общественные деятели выразили готовность рассмотреть различные аспекты взаимодействия, точки соприкосновения в мировосприятии, а также трудные, но актуальные вопросы антагонизма в XX–XXI веке. При наличии разных взглядов и подходов большинство собравшихся объединяло желание не только обсуждать корни и языковую общность, уходящую в историю, но и искать перспективы сближения в будущем. Девиз Юбилейного Всеславянского Съезда, сформулированный его организатором, Международным союзом общественных объединений «Всеславянский Союз», – «За славянское единство и взаимность!».
   Торжественное открытие Съезда состоялось 26 мая недалеко от Московского Кремля, в конференц-зале Российской Государственной библиотеки. С раннего утра до вечера под руководством президиума МСОО «Всеславянский Союз» проходило пленарное заседание, на котором главы иностранных делегаций выступили со своими докладами и обращениями. Перечень стран более чем внушителен: Белоруссия, Болгария, Македония, Польша, Россия, Республика Сербская, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Черногория, Чехия и Хорватия. Кроме того, присутствовали представители самопровозглашённых Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Приднестровской Молдавской Республики, а также землячества русинов и Греческой Македонии. В ходе заседания были озвучены десятки приветствий государственных и общественных деятелей, выражающих поддержку этому консолидирующему мероприятию. Прозвучал гимн, слова и музыку которого написал делегат Съезда композитор и дирижер Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», народный артист России и СССР А.И. Полетаев.
   Затем на сцену поднялся Первый советник Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Сербия в РФ Ранко Павлович. От имени посольства Сербии он прочёл обращение к Всеславянскому Съезду посла Республики Сербия Славенко Терзича. В нём подчёркивается, что сербский народ всегда видел в славянской идее залог процветания, в подтверждение тому сербская делегация на историческом съезде 1867 года оказалась самой многочисленной, а выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков в том же году написал оркестровое произведение «Фантазия на сербские темы». Посол Сербии уверен, что идея славянского единства, за минувшие два столетия пережившая взлёты и падения, тем не менее всегда жила в душах наших народов.
   С программной речью «Всемирная задача славянства» выступил председатель Президиума МСОО «Всеславянский Союз», директор Русского исследовательского центра, главный редактор «Русского Вестника» О.А. Платонов. Начав с исторической ретроспективы, он рассмотрел основные тенденции развития панславистской идеи с XIX века до настоящего момента. Признавая, что политические цели съезда 1867 года достигнуты не были, Олег Анатольевич отметил, что его результатом стала духовная консолидация славян, выраженная в девизе «За славянское единство и взаимность!», а также русофильские настроения в мире. Важным аспектом стало посещение Российской Империи видными деятелями славянского движения и их встреча с выдающимися представителями русской культуры и науки. Показательно для российской политики того периода и то, что делегация получила аудиенцию с самим Императором Александром II. Большинство делегатов тогда склонялись к мысли, что именно Россия должна сыграть решающую роль в сближении славянских народов и защите их будущего. В процессе обсуждения возникали проекты Славянской Федерации или Содружества Независимых Славянских Государств, которые обсуждались славянофилами и русскими националистами вплоть до 1917 года и к которым возвращались уже коммунисты в 40-х годах ХХ века. После распада СССР разрозненность славянских народов только возросла, поэтому актуализацией съезда 1867 года будет возвращение к вопросу о создании Содружества Независимых Славянских Государств – Всеславянского Союза. Олег Платонов убеждён, что именно славянское ядро станет идеальным центром притяжения и естественной доминантой для других народов, идущих на сближение в формате Евразийского Союза. Сегодня в мире насчитывается около 350 миллионов славян – в Европе это крупнейшая группа народов, которой необходима консолидация ради сохранения традиционных ценностей и своей самобытности. Кроме того, видя закономерную черту истории славянских народов в постоянной борьбе с романо-германским миром, Олег Анатольевич сформулировал всемирную задачу славянства как освобождение человечества от того ложного и одностороннего развития, которое получила история под влиянием западной цивилизации.
   – Да здравствует великая любовь славян друг к другу и к России! Да здравствует всемирное движение славянских народов за духовное единство и взаимность! – торжественно закончил речь председатель, цитируя предшественников 150-летней давности.
   По выражению председателя Международного славянского совета, президента Международной славянской академии, первого заместителя председателя Всеславянского Союза С.Н. Бабурина, в 1867 году в Москве наши предки сверили часы славянской цивилизации и во многом предопределили дальнейшую судьбу Европы. Сегодня в Западной Европе обсуждается проблема гибели цивилизации, и в условиях кризиса консервативно-мыслящие представители своих народов желают не раствориться в некоем шаблоне унифицированного европейца, а сохранить свои национальные корни, культуру и дух. Среди славян такое стремление превалирует, а значит, общественные организации должны объединять усилия и предпринимать конкретные шаги в этом направлении. Сергей Николаевич призвал общественных деятелей добиваться того, чтобы быть услышанными властью, потому что для конкретных результатов общественных инициатив такого масштаба необходима поддержка на уровне государства.
   Тогда же собранию стало известно, что решением национальных славянских комитетов Сергей Бабурин сменил Н.Ф. Лавриненко на посту председателя Международного славянского совета.
   Глава белорусской делегации, преподаватель кафедры философии Белорусского государственного университета А.А. Титовец выразил гордость прочностью славянских отношений, которую символизирует 150-летний юбилей. Славянское движение в Белоруссии активно и имеет государственную поддержку. Однако в мировом масштабе технологии глобализации ведут к максимальной унификации социокультурных элементов национально-государственных систем. На духовном уровне осуществляется трансформация нравственных устоев, пропаганда материального потребительства, сексуальных извращений, культивирование толерантности к разнообразным проявлениям зла. Всё это, по убеждению Александра Антоновича, создаёт плацдарм для будущей диктатуры после резкого сокращения населения планеты. Причём концентрированный удар испытывает на себе белая раса, и Славянский Мир в частности, депопуляцию которого можно считать формой геноцида. В этих условиях славяне должны организовываться для защиты своего будущего, и это глава белорусской делегации видит приоритетной задачей форума.
   Председатель болгарского славянского движения Алла Гигова вспоминала 20–40-е годы XIX века, ставшие расцветом национально-освободительного движения ряда славянских народов и греков. Те болгары, которые прозорливо поверили в освобождение от турецкого ига со стороны России, искали сближения, отправляли своих детей учиться в Лицей Ришелье в Одессе, в школы Николаева и Киева. Так выросло поколение так называемых будителей – учителей, врачей, художников, писателей, поэтов, журналистов, повлиявших на развитие самосознания болгарского народа. Десятки просветителей и деятелей национально-освободительного движения Болгарии были воспитаны в России. Алла Гигова убеждена, что и сегодня защита от западной диктатуры и эксплуатации в рамках ЕС требует национальной и мобилизации и консолидации славян.
   Депутат Народного фронта ДНР, лидер партии «Левый фронт» ДНР А.В. Смекалин выступил с докладом «Славянское движение в Новороссии». По его оценке, Донбасс сегодня является действительным оплотом славянской цивилизации, поскольку там рабочий класс отстаивает заводы и шахты как социалистическое наследие и основу экономической безопасности государства, а также будущее своих детей и внуков в борьбе с фашизмом и капитализмом.
   О ситуации в Луганской Народной Рес-публике рассказал гвардии лейтенант 2-й гвардейской мотострелковой бригады Народной милиции ЛНР, руководитель ансамбля «Новороссия» Р.В. Разум. Он отметил, что для жителей Донбасса очень важно быть причастными к такому мероприятию, поскольку он приехал оттуда, где сегодня славяне убивают других славян в угоду наживающимся на этой беде киевским политикам. По признанию Романа Разума, как та сторона не стесняется кланяться Пентагону и приглашать иностранных наёмников в свои ряды, так и ополчение Донбасса кланяется и будет кланяться Кремлю, потому что это здесь их братья и сёстры. Всеславянский Съезд актуализирует вопрос самоидентификации, и лейтенант чётко отвечает на него: «Мы та единственная энергия, которая сейчас гордо говорит: “Мы – русские!” Мы – русские славяне, и мы будем бороться за это до последней капли крови».
   Роман Разум также обратился к делегатам из других стран с призывом признать ЛНР и ДНР, чтобы помочь остановить братоубийственную войну и отстоять их право быть частью Русского Мира.
   Председатель Русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО В.Ю. Катасонов говорил о христианском понимании экономики и мировых процессов. Он напомнил, что долгое время Европа ассоциировалась не с географическим регионом, а c христианским миром, но сегодня она превратилась в духовное кладбище. Валентин Юрьевич рекомендовал, по примеру святителя Николая Сербского, смотреть на историю через призму христианской веры и улавливать сигналы, которые посылает Господь, например, в виде экономического кризиса, который суть суд Божий и испытание.
   От Словении выступил президент Общества дружбы между Словенией и Россией имени Франце Прешерна, президент общества «Вершины Русской цивилизации» Юст Ругел. Он упомянул тенденцию придания статуса «первородства» германцам и итальянцам в европейской науке, когда в то же время, вслед за Марксом и Энгельсом, европейские историки определили славянские народы как неисторические. Эту тенденцию подхватила и Австрия, что впоследствии отразилось на словенском самосознании. И сегодня словенский истеблишмент отгораживается от древней истории, считая тему неудобной. По его оценке, Европа представляет собой кладбище славянства, перемолотого жерновами романо-германской цивилизации, в то время как Россия всегда сберегала малые народы. Юст Ругел уверен: без славянства центрально-европейская культурная альтернатива американизму не состоится, но необходимо партнерство Германии и России как ведущих держав «хартленда» для обеспечения защиты славянства в Центральной Европе, чему неизменно мешают англосаксы.
   Профессор права Университета святых Кирилла и Мефодия в Скопье Светомир Шкарич говорил о славянском движении Македонии, вспоминая прославленных братьев из Салоников, партизанские отряды Славяно-македонской освободительной армии времён Второй мировой войны и делегата съезда 1867 года Райко Жинзифова, дружившего с И.С. Аксаковым, который, как и В.И. Ламанский, занимает важное место в Македонской энциклопедии, изданной Македонской академией наук и искусств. Светомир Шкарич отмечает большой вклад России в сохранение независимого славянского духа Македонии и соглашается со словами славянофилов, веривших в способность России способствовать совершенствованию не только славян, но всего человечества. Поэтому он назвал Юбилейный Всеславянский Съезд историческим событием.
   Доклад руководителя делегации Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), депутата Верховного совета ПМР IV созыва, Председателя комитета по безопасности, обороне и миротворческой деятельности, генерал-майора МГБ ПМР в отставке О.А. Гудымо раскрывает тему борьбы славян, в том числе с оружием в руках, за право жить внутри, а не за пределами славянской цивилизации и Русского Мира. При этом славяне Приднестровья способствовали сохранению молдавским меньшинством своей культуры. Олег Андреевич убеждён, что ПМР по всем признакам является полноценно функционирующим государством, которое, вопреки логике, не признаёт даже Россия, хотя результаты референдума за присоединение к РФ 2006 года были даже выше, чем в Крыму в 2014 году. Он всецело поддерживает стремление съезда к единству.
   – Только братья-славяне, поддержанные и объединенные вставшей с колен Россией, смогут спасти человечество от гибели, – заключил О.А. Гудымо.
   Заместитель председателя Польского славянского комитета Барбара Кригер передала приветствие от главы комитета Болеслава Тейковского и поблагодарила Олега Платонова и всех единомышленников за подвижнический труд ради сохранения единых славянских корней. Она убеждена: славянская цивилизация универсальна, поскольку не разделяет духа и материи и содержит в себе восприятие человека как существа космического, тесно связанного с природой и Вселенной, что отражено в обычаях и искусстве славян. Барбара опечалена тем, что нынешние политические элиты её страны настроены на конфронтацию с Россией, но она уверена, что в самом польском народе есть потенциал для дружбы.
   Когда-то была большая страна, а сегодня есть разделённый сербский народ, о чём говорил профессор философского факультета Баня-Лукского университета Бранимир Кулянин, выступающий от лица Республики Сербской. Так Запад реализует свою стратегию разделения и контроля, описанную в «Великой шахматной доске» Бжезинского. Славяне – это прежде всего христианская цивилизация, поэтому важно сохранить Церковь. В этом контексте профессор рассматривает встречу папы римского и Патриарха Московского и всея Руси как позитивную предпосылку для нахождения общего языка между православным и католическим миром. Однако он убеждён, что Запад использует славян и общеевропейский путь не для славян. По его мнению, универсалии христианского просвещения должны быть во главе славянской идеологии. По этому же принципу он видит будущее за новой моделью соборной демократии – в противовес либеральной или социальной.
   Продолжил тему разделённого сербского народа ординарный профессор Белградского университета Радмило Мароевич, вспомнив драму непризнанного государственного образования Сербская Краина. По его замечанию, сначала сербов разделили с помощью религии, назвав сербов-католиков хорватами, а сербов-мусульман боснийцами, а позже расчленили территориально. Профессор заметил, что ещё в 1992 году никому в голову не приходило, что в Черногории живут черногорцы, а не сербы, и тогда это было исключительно географическое понятие. Рассказав об изменениях статуса сербского языка, он напомнил, что раньше у славян слово «язык» отождествлялось со словом «народ». Радмило Мароевич призвал использовать объединительный опыт прошлых конференций, чтобы не начинать постоянно с нуля, а возвращаться к истокам славянской идеи.
   Председатель словацкой общественной организации «Славица», издатель Милош Зверина с сожалением сказал о ликвидации СССР, который считает последним значительным проектом славянской консолидации. Наступление Нового Мирового Порядка с гегемонией США ознаменовано ликвидацией собственного производства и экономическим подчинением славян Восточной Европы. Современное положение славян в Европе Милош оценил как унизительное и призвал бороться за будущее путём объединения и возвращения к корням. Также от Словакии выступил глава cтарeйшeй культурной организации «Матица Словацкая» Марианн Ткач, пoздpaвив собрание oт имени 30 тысяч её членов. Примечательно, что съезд 1867 года посетили три её представителя: Aндpeй Людовит Paдлинский, Павол Myдронь и Ян Eceнский.
   Президент Академии геополитических проблем, профессор кафедры международной журналистики МГИМО Л.Г. Ивашов заявил, что сегодня мир кардинально меняется: на смену отработавшему свой ресурс Западу приходит эра Востока во главе с Китаем. Ещё неизвестно, что он готовит человечеству, но генерал уверен, что славянам предстоит сыграть историческую роль в грядущей духовной войне, чтобы сохранить своё место в мире и свои ценности.
   Председатель Всеукраинского славянского комитета и почетный председатель Международного славянского комитета Н.Ф. Лавриненко согласился с выступающими, отметившими, что славяне часто воевали друг с другом, но призвал вспоминать и те моменты в истории, когда славяне объединялись, чтобы разгромить общего врага: Грюнвальдскую битву или поддержку русскими болгар в освобождении от Османского ига. Николай Фёдорович обратил внимание на то, что на Съезде выступил только представитель посла Сербии, с сожалением констатировав равнодушие властей и отметив, что официальная дипломатия не имеет реальной силы, если она не опирается на народную дипломатию.
   Глава делегации Черногории поэт Любомир Перунович рассказывал о гражданской войне сербских солдат с коммунистами в условиях оккупации 1940-х, спровоцированной террором Броза Тито. Он же стал ключевой фигурой раскола между Югославией и СССР в 1948 году. Также поэт говорил о психологической борьбе Запада против сербов, взрастившей в последних ненависть к самим себе. Объединение славян сегодня – святая обязанность, по мнению Любомира Перуновича, но только не в коммунистической или капиталистической форме, а в формате продолжения вселенского порядка – духовной иерархии.
   Представляющий Хорватию журналист и писатель Ратко Судецки вспоминал о терроре усташей против православных, отметив, что в 90-е годы он фактически получил реабилитацию. В нынешних условиях Балканские страны стали поставщиками дешёвой рабочей силы для Западной Европы, а в Берлине и Брюсселе рассматривают возможность заселять обезлюдевшие славянские земли мусульманскими мигрантами – землю уже сейчас продают иностранцам по низким ценам. При этом антагонизм по отношению к сербам побуждает хорватов популяризировать идею о готто-германском происхождении и отрекаться от славянских корней. По мнению Ратко, дальнейшему распаду славянства на Балканах мог бы препятствовать приход российского капитала и просветительская российская миссия.
   Глава делегации Чехии, председатель Всеславянского комитета писатель Зденек Опатршил, поделился обзором славянских организаций, функционировавших в Чехии последние два столетия, а также негативно оценил линию ЕС, спровоцировавшую демографический кризис и рост исламизации, чему противятся только Венгрия, Словакия и Чехия. Зденек призвал участников съезда вместе поработать над проектом Содружества Независимых Славянских Народов как над здоровой альтернативой губительной европейской политики. По его мнению, Россия как самая мощная славянская страна может стать ядром такого объединения.
   Председатель МОО «Объединение русинов» Андрей Васильевич Фатула говорил о драме карпато-россов, которых со времён Н.С. Хрущёва и по сей день подвергают насильственной украинизации. Он поддержал призыв к объединению славян вокруг России, выразив уверенность, что у неё хватит сил выйти победителем из любого конфликта.
   Итог первого дня работы съезда подвёл председатель Президиума МСОО «Всеславянский Союз» О.А. Платонов и пригласил всех заинтересованных делегатов к участию в создании Славянской энциклопедии, которой занимается Институт русской цивилизации.
   Во время обеденного перерыва и кофе-брейка центром притяжения делегатов стал памятник Ф.М. Достоевскому, от которого, в зависимости от направления, можно пройти к Красной площади или к Лубянке, к Храму Христа Спасителя или к популярному у туристов Арбату. Такая близость к башням Московского Кремля и куполам его соборов производила на гостей российской столицы большое впечатление. Для желающих ближе познакомиться с Москвой оставались вечер и следующее утро, а работа Юбилейного Всеславянского Съезда продолжилась уже на борту четырёхпалубного теплохода «Княжна Анастасия», который отошел днём 27 мая от Северного речного вокзала под звуки славянского гимна «Гей, славяне!».
   Дальнейшая программа съезда в формате восьмидневного речного круиза предполагала сочетание научно-практической работы на конференциях и круглых столах на борту теплохода с погружением в красоту природы средней полосы России и Русского Севера и знакомством с русской историей и культурой через посещение древних городов и монастырей. По каналу имени Москвы «Княжна Анастасия» с 220 делегатами на борту отправилась на север, к Волге.
   
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION