06.08.2017: Радмило МАРОЕВИЧ (Сербия). НАДО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ИСТОКАМ НАШЕЙ ОБЩЕЙ СЛАВЯНСКОЙ ИДЕИ
   
   
   

Радмило Мароевич (Сербия), ординарный профессор Белградского университета


   
   
   Дорогие братья и сестры!
   
   С таким приветствием я обращался 25 лет тому назад в Кремлёвском Дворце Съездов, где проходило большое собрание, от имени Сербии, Черногории, Республики Сербской и Республики Сербская Краина. На этом съезде присутствуют представители Республики Сербской – выступавший ранее историк, профессор философии Бранимир Кулянин, потом от Черногории выступит писатель и философ Любомир Перунович, но вот от Республики Сербская Краина некому выступить. А как раз в 1992 году я способствовал установлению дипломатических отношений между Республикой Сербская Краина и Приднестровской Республикой. Что произошло потом? Геноцид православного сербского народа в Хорватии при режиме Франьо Туджмана. Это наш балканский Порошенко. И тогда с помощью США сербов выгнали из Республики Сербская Краина, продолжая геноцид времён Второй мировой войны. Но республика Сербская Краина всё ещё существует, то есть имеется правительство республики в изгнании в Сербии – в Нови-саде и Белграде. Они даже возобновили сербскую Матицу Дубровника, который находится в административном составе Республики Хорватия. И вот сербы-католики в 1913 году организовали Матицу сербскую Дубровника. До этого в Загребе интернациональная мафия, которая не говорила ни на одном славянском языке, – вы знаете, как она называется, организовала католический конгресс. По решению этого конгресса все католики Хорватии должны называться хорватами. В переводе на русский язык это значит, что все католики-сербы должны называться хорватами. Тогда князь Никола Черногорский сразу отправил в Ватикан свою делегацию, которую возглавил архиепископ Бара – примас Сербии. И папа римский дал письменное соглашение, подтверждающее, что сербы могут быть католиками в других землях.
   Что касается следующего нашего съезда, то надо пригласить и Республику Сербская Краина, поскольку она существует, правда, только в рамках правительства в изгнании. В 1992 году никому в голову не приходило, что в Республике Черногория, в которой я родился, родился Перунович, не живут сербы, потому что там живут черногорцы. Ну конечно, мы – черногорцы по своей государственной принадлежности, но мы сербы по своему языку и культуре и сербы в Черногории в основном православные. Что касается Республики Сербской, то там за это время были образованы университеты, то есть философский и филологический факультеты в Баня-Луке в Восточном Сараеве, а также Академия наук Республики Сербской. В научном, патриотическом и культурном отношении там всё в порядке. Правда, надо сказать, что в Боснии и Герцеговине живут только сербы, но сербов-католиков переименовали в хорватов, а сербы, которые исповедуют ислам, взяли сербское этническое название «босняки». Босняки, или боснийцы; бошницы, или босанцы – это сербские славяне. Всех жителей двух областей так называли: и православных, и католиков, и, конечно, мусульман. Что касается Черногории, то в 1992 году в конституции сменили название сербохорватского языка на сербский. Вы запомните: в Черногории язык называется сербским, а в Сербии продолжает именоваться сербохорватским. Но за это время происходит уже новая попытка переименования сербов Черногории в так называемых черногорцев. Я говорю «так называемых», хотя все мы черногорцы, и мы гордимся своей историей, но все черногорцы и тогда, и в настоящее время – чистейшие православные сербы. Когда в 2004 году проводился опрос, он показал, что две трети жителей Черногории свой язык называют сербским.
   Что касается других вопросов, то здесь упоминалась древнеславянская цивилизация и, конечно, доклад Олега Платонова. Я думаю, что это научное определение, как и романо-германская цивилизация, о которой писал князь Трубецкой. Но спрашивается: славянская цивилизация – это языческая цивилизация? Конечно, нет. Были языческие культуры, была своеобразная религиозно-культурная основа древних славян, но цивилизация называется древнеславянской. В настоящее время мы можем спорить о том, как лучше говорить: есть одна славянская культура или славянские культуры. В Белграде мы организовали Сербский фонд славянской письменности (единственное число) и славянских культур (множественное число). Но это не противоречит тем, кто говорит о существовании общей славянской культуры, или цивилизации. Что же касается славянского языка, то в древние времена у славян слова «народ» и «язык» составляли неразрывное единство, имели одно нерасчленённое значение. Ещё Пушкин писал: «И назовет меня всяк сущий в ней язык», имея в виду народ. Мы в сербских землях стараемся восстановить уже на новом уровне это единство понятий: сербский язык – это ещё и сербский этнос, и сербская культура, выражающаяся в основном на кириллице, но и на сербской латинице, как на вторичном алфавите. Или восточные славяне – Древняя Русь XI–XII веков. Конечно, не отрицается русскость этой эпохи, но это ещё и общий славянский язык, мало чем отличающийся от старославянского языка. Поэтому в Древней Киевской Руси наблюдается два варианта литературного языка одного и того же славянского корня.
   Что касается вопроса о восстановлении понятия «сербский язык – сербский народ», то мы считаем, что сербы – это все те, кто говорит на сербском языке. Как у нас говорят: «Говори српски, да те цео свет разуме». Мы считаем, что этнические границы сербского народа совпадают с этническими границами сербского языка. Поэтому мы свой язык называем сербским, хотя интернациональная мафия в лице нашей «пятой колонны» навязывает нам попытку переименовать его. Раньше его переименовали в сербохорватский, хотя хорватский не имеет никакого отношения к литературному, а в настоящее время, хоть и признавая, что это один язык, его называют: БХС – «боснийский, хорватский, сербский», причём сербский на последнем месте. В последнее время ещё добавляют «черногорский». Мы противостоим этому уже давно. В 1998 году вышел словарь на сербском языке, в котором всё чётко, ясно и научно определяется. И, конечно, все варианты сербского литературного языка: так называемый хорватский, так называемый боснийский, так называемый черногорский языки – это всё регионально-конфессиональные варианты сербского языка. Показательно, что даже в Черногории единственное большинство, которое признаёт, что его язык называется черногорским, – это сербы мусульманской конфессии, которые не считают себя сербами, поэтому и называют свой язык то боснийским, то черногорским.
   Хотелось бы ещё вернуться к результатам Краковской конференции по славянской безопасности и сотрудничеству, и надо признать: эта конференция первая объединила славян и выступила за то, чтобы был такой союз славянских народов и в военном, и в культурном, и в экономическом, и в других отношениях. Значит, не надо постоянно начинать заново с нуля, а надо возвращаться к истокам нашей общей славянской идеи.
   Всего доброго! Вперёд!



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION