06.08.2017: Милош ЗВЕРИНА (Словакия). СЛАВЯНСКАЯ СИМВОЛИКА

   
   

В думах о будущем Славянского Мира: Милош Зверина (Словакия) – славист, издатель и председатель гражданского объединения «Славица»


   
   
   Символика является важной составной частью нашей культуры и вместе с тем ключом к пониманию духовного и мистического мира наших предков. Она действует на нас через символы, знаки, буквы, мифологические существа, цвета, числа, сказки (символические действующие лица), изделия народных мастеров, притчи духовного мира, через картины, стихи, девизы, кличи и словесные обороты, флаги, гербы... через все то, где носитель значения передает своему окружению какое-то послание или мысль. Главной темой моего доклада является славянская символика. Мир представлений, мышление и способ восприятия наших старославянских предков, отраженные в их декоративной (орнаментальной) культуре и символах, нашему разуму и так называемому ученому созерцанию мира могут на первый взгляд показаться чужими и непонятными.
   Открывать это ценное наследство культурной истории славян помогают: археология, этнография, геральдика, фольклористика, лингвистика, а также проводимые конференции, где есть возможность представить новые сведения и открытия и в то же самое время их можно сопоставлять с привычными до нынешнего дня взглядами на проблематику символов и символики.
   Старославянская символика является общим культурным имуществом и наследием всех славянских родов и поэтому принадлежит и нам, славянам. Сохранение старой мудрости, веры и культуры всегда было главным смыслом наших предков, и это является и нашей естественной повинностью – хранить эти настоящие ценности и передавать их своим потомкам. Наследие наших предков для нас до наших дней сохранило знания о том, что славяне использовали символы в течение многих тысячелетий. Сегодня чаще всего эти символы находят во время археологических раскопок в различных архитектонических элементах, предметах повседневного быта, оружии, одежде, а их использование в декоративной народной культуре сохраняется и ныне (вышивание, изделия из дерева, кожи...).
   Одна из старейших археологических находок с изображением этих символов была сделана в месторождении Мизин (Черниговская область, Украина). Ее возраст оценивают в 17 тысяч лет. Речь идет прежде всего о солнечных символах и меандре... Следующие крупные месторождения нашли на Центральном Дунае (Винчианская культура) и на территории Сибири... На основании предыдущих исследований и археологических раскопок эти символы были найдены по всей территории Европы, Азии и Северной Африки. Славяне в старые времена использовали эти символы целенаправленно, потому что они знали, что каждый из них имеет специфическое культовое или охранное (обережное) значение и мистическую силу.
   Всеславянскую взаимность точно описывает Ян Коллар в своей работе «О литературной взаимности между племенами и наречиями славянскими»: «Некоторые славянские племена и наречия имеют собственную, свободную, независимую родину, иные – лишь условную, половинчатую или общую с иными народами и языками. Те, первые, счастливые, легко окажутся в опасности, если чересчур полюбят свою родину, будут больше заниматься патриотизмом, чем национальностью, причем не заметят менее счастливых братьев одной матери, им хватит самих себя, и они откажутся от взаимности: поэтому их образованность ослабеет, их речь будет однобокой, а литература неполной. От этого зла нас может защитить только взаимность. Наоборот, племена и наречия, у которых нет родины или которым в этой родине отказывают, найдут в этой взаимности тихое утешение, душевное убежище, в этом присоединении ко всему народу и его литературному богатству получат сладкое вознаграждение за суровые страдания. Разве невозможно патриотизм и любовь к Родине великолепно сочетать и привести к согласию, и разве в случае столкновения не должно было бы первое уступить место тому, другому? Ведь что должен разумный человек любить больше – землю или людей, отечество или народ? Отечество мы снова можем легко найти, даже если мы его потеряли: но народ и речь никогда и нигде; отечество само по себе является мертвой землей, чужим предметом, не человеком; народ – это наша кровь, жизнь, дух, собственное свойство».
   

Флаг Славии – составная часть славянской символики


   
   
   Славянская взаимность – это идея этнической общности славянских народов, которая ярче начала проявляться на границе XVIII и XIX столетий. Она появилась в рамках процесса народного формирования малых славянских народов в Цент-ральной и Южной Европе. Воспитание сознания этнического родства славянских народов преследовало сначала культурные, а потом и политические цели. Носителем идеи славянской взаимности было поколение Всеславии, которое так назвал в своей одноименной работе Виктор Тимура. Главными представителями этого поколения были Ян Коллар, Павол Йозеф Шафарик, Карол Кузманы и Франтишек Палацки, которые сотрудничали в области издательства, литературы, всенародного и всеславянского сознания. Одним из специфических явлений славянской взаимности был илиризм – движение народного возрождения южных славян, которое начало проявляться в 30-х годах XIX столетия. Движение опиралось на идею племенного единства южных славян. Напомню, что среди всеславянской символики особенно заметны: Победоносец (Россия), грифон и сова (Тартария), двуглавый орел (Россия, Беловодье), пикирующий сокол (Украина), орлица (Польша), медведь (Закарпатская Русь), лев (Чехия), орлица (Моравия и Силезия), бык (Нижняя Лужица), стена (Верхняя Лужица), тройной холм с двойным крестом (Словакия), орлица с серпом и молотом (Австрия), двуглавая орлица (Сербия), куна (Славония), рысь – три головы (Далмация), лилии (Босния и Герцеговина), львы (Болгария), солнце (Македония), холм Триглав (Словения).
   В наше время появляются новые направления славянского движения и с ним связанной символики: липовые и дубовые листья, буквы (руны, буквицы и глаголики), кресты, наездники, старославянские символы (прялка, «Звезда Перуна») и различные комбинации символов и цветов.
   Всеславянский (славянский) флаг был вдохновлен русским флагом и его цветами и соответствует привычному славянскому (русскому) триколору – белый, синий и красный цвет. Последовательность цветов всеславянского (славянского) флага сверху вниз – синий, белый и красный. По некоторым источникам, этот вид флага был предложен и одобрен во время Все-славянского съезда, который состоялся в 1848 году в Праге. Сюжет русского флага был выбран не случайно, а отражал уважение и восхищение Россией и русским народом как патроном и защитником всех славян. Этот взгляд – точнее, это движение всеславянской взаимности, панславизма и восхищения Россией расширилось в конце XVIII, но еще более в XIX столетии в интеллектуальных кругах центральноевропейских и южных славян (там это движение получило название илиризм) и продолжается в настоящее время. В этой последовательности цветов (синий, белый и красный) флаг до сих пор используют русины, Крымская Автономная Республика, а в прошлом – южные славяне Югославской Союзной Республики. Технические параметры всеславянского флага... цвет, величина сторон, варианты использования... Флаг, знамя, хоругвь...
   Гимническая песня «Гей, славяне!» (славены, славяне, словиены, словаки, славяне…) является пока неофициальным гимном всеславянского движения и славян. Мелодия этой песни происходит от «Мазурки Домбровского», которую пели в конце XVIII столетия польские легионеры. Автор этой мелодии однако неизвестен. Первая версия текста возникла в 1834 году под названием «Эй, словиени!», и написал ее словацкий романтический писатель Само Томашик во время своего посещения Праги. Песня служила гимном всеславянского движения и государственным гимном Польши с 1927 года, Словакии (1939–1945), Югославской Союзной Республики и гимном чешского союза «Сокол». Она была очень популярна и благодаря своей идее всеславянской взаимности и панславизма. Гимническая песня «Гей, славяне!» имеет все основания для того, чтобы стать официальным гимном славян.
   Старославянский солнечный символ, известный под названием «Звезда Перуна», или «Цветок Жизни», «Цветок Перуна», является одним из старейших символов славян. Славяне его воспринимали как охранный символ, который нас защищает от огня, молнии, грозы и войны. Это символ солнца и света, и он излучает позитивную энергию. Мы находим его на всей территории современного и прошлого Славянского Мира. Он имеет свое место в изделиях народных мастеров, главное – в одежде, вышивках, резьбе по дереву, керамике, живописи и архитектуре. Это символ самый распространенный и более всего используемый на территории славянского мира, что дает ему все основания, чтобы он стал официальным и объединяющим символом Славянского Рода и Мира.
   В заключение я хочу познакомить вас с текстом Нитрианского воззвания, в котором говорится об использовании славянской символики в наше время.
   На Генеральной сессии гражданского общества «Славица», которая состоялась 14 декабря 2016 года в Краевом просветительском центре в г. Нитра, ее участники поддержали текст этого Воззвания, переадресованного всем славянским народам, славянским обществам, организациям и всем славистам, которые поддерживают славянскую взаимность и единство.
   Воззвание обращает внимание на славянскую символику и ставит перед собой цель – выбрать и использовать подходящие славянские символы как объединяющий элемент славянской взаимности и единства. О теме славянской символики достигли договоренность еще на международной специализированной конференции «Символ и орнамент в жизни славян», которая состоялась 7 октября 2016 года в Нитре. Члены гражданского общества «Славица» и их уважаемые гости договорились о следующих принципах и реквизитах, которые следует уважать и соблюдать во время выбора подходящей славянской символики:
   

Таким Милош Зверина видит будущее объединенное Славянское Государство


   
   – Во время поисков подходящего объединяющего символа для славян необходимо вернуться во времена, когда славяне составляли единое культурное, общественное и экономическое целое – в эпоху дохристианства.
   – Символ, который существует на всей территории Евразии и используется у славянских народов и в современное время, – «Звезда Перуна», «Цветок Перуна».
   – Для графического исполнения выбрали упрощенный вариант этого символа, который легко воспроизвести, он «энергетически» выразителен и, главное, включает в себя развитие и жизнь славянских народов. Визуальный вариант этого символа находится в приложении к данному Воззванию.
   – Самой точной и самой подходящей цветовой комбинацией является исполнение символа в красном цвете на белом фоне. Красный цвет для нас, славян, означает цвет крови, жизненного сока и энергии, огня солнца, охраняет нас от всего недоброго и злого, это еще и цвет святой крови и доблести. Белый – это цвет чистоты, радости и мира.
   – Описание нового флага Славии: он белого цвета, в центре изображен символ «Звезда Перуна» красного цвета. Размер флага стандартный 3:2. Соотношение флага и символа вместе со спецификацией цветов (CMYK) полнее описан в приложении к данному Воззванию.
   – Вместе с уважением к нашим предкам останется составной частью славянской символики и исторический флаг Славии, который предложили и одобрили на Первом Всеславянском съезде, который состоялся в Праге в 1848 году, – славянский триколор: синий, белый и красный. Гимн Славии, гимническая песня «Эй, славяне!» пока является неофициальным гимном всеславянского движения и славян. Мы предлагаем перевести текст этой песни на старославянский язык и избрать подходящий ритм до сих пор используемой мелодии «Мазурки Домбровского».
   
   
   

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕЛЕГАТА МИЛОША ЗВЕРИНЫ


   Обращение относительно выбора подходящей объединяющей славянской
   Символики, представляющей все течения Всеславянского движения
   
   Выбирая объединяющий символ, мы предлагаем использовать символ – цветок славянской жизни. Кроме того, мы предлагаем использовать флаг белого цвета, в центре которого размещен приведенный выше символ. Гимн славян – «Гей, славяне!», текст которого будет переведен на старославянский язык.
   
   

Предложения делегата Милоша Зверины приняты к сведению


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION