05.08.2017: ЛЕТОПИСЬ ЮБИЛЕЙНОГО ВСЕСЛАВЯНСКОГО СЪЕЗДА: ОТ КИЖЕЙ К АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ
   
   

Русские монастыри были и остаются хранилищами мудрости и духовности


   
   
   В последний день весны участникам Юбилейного Всеславянского Съезда пришлось столкнуться с аномальным даже для Севера понижением температуры. К тому моменту берега уже отодвинулись к самому горизонту, а водные толщи обрели стальной оттенок, напоминающий о глубине и холоде: «Княжна Анастасия» рассекала волны Онежского озера, чтобы причалить возле острова Кижи. Делегаты Съезда ожидали встречи с легендарными шедеврами русского деревянного зодчества, но это после обеда, а в утренние часы, по расписанию, – конференция и два круглых стола.
   Владимир Крупин и Алла Гигова в конференц-зале руководили заседанием под названием «Славянство и Запад», на котором они вместе с другими участниками обсуждали мировоззренческую пропасть между славянством и Западом, агрессию последнего через глобализацию или НАТО. Среди докладчиков А.Д. Степанов, В.Ю. Садков, В.А. Линник, Михаэла Горчева и Иван Спасев из Македонии и другие. Интересным было выступление «Влияние Запада на славянский дух» протоиерея Йована Пламенаца – представителя Сербской Православной Церкви из Черногории, потомка участника Московского съезда 1867 года, публициста и автора книги «Почему мы любим Россию?». По его наблюдению, имея один язык и одну кровь, без единства духа славяне разрознены. Такое единство могло дать христианство, но оно была нарушено сначала отпадением Рима, далее дроблением и исламизацией частей славянских народов. После Французской революции в Европе возобладал дух материализма и антропоцентризма, а в результате свержения Русского Царя славяне остались без своего главного заступника и воина Христова. Отец Йован уверен, что безбожие стало причиной последующих войн и взаимного истребления, когда ценность человеческой жизни сведена к практической пользе конкретной личности для капитала. Он призвал аудиторию к искреннему покаянию, чтобы потом иметь силы и истинную любовь собраться вокруг Христа, отметив, что православные в случае объединения по такому признаку должны относиться к неправославным с человеколюбием, проистекающим из любви к Богу. Священник отметил, что эти шаги необходимы для самой жизни, и сравнил Съезд с Ноевым ковчегом на пути спасения от потопа дехристианизации.
   Тем временем в другом зале узким кругом издателей, исследователей и славистов собрался круглый стол по подготовке Славянской энциклопедии. Главные принципы и подходы в создании славянской энциклопедии изложил Олег Платонов, исторические основы и источники описал Сергей Лебедев, об основах академического славяноведения в РФ рассказал Михаил Дронов, а примеры героев славянского мира для энциклопедии привёл Анатолий Степанов. Подводя итоги дискуссии, Олег Платонов высказал мнение, что при благоприятных условиях и дружной работе Русский институт сумеет издать энциклопедию в конце 2018 – начале 2019 года.
   Параллельно в читальном салоне под руководством Павла Тулаева проходил круглый стол «Разрушительные силы в истории славянства». Автор фундаментального исследования «Сионизм и коммунизм: корни родства и причины вражды» Владимир Большаков осветил обозначенную тему применительно к славянским странам. В своём докладе «Тайные организации в славянских странах» П.В. Тулаев раскрыл их роль в подготовке восстания декабристов, отметив обсуждавшуюся в их среде идею создания федеративного славянского государства. Пришедший с обсуждения концепции славянской энциклопедии Олег Платонов поделился опытом исследования тайных организаций и масонских лож по материалам Особого архива КГБ СССР, результатом которого стал выход серии книг О. Платонова «Терновый венец России», получившего благословение на издание от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва). Сергей Лебедев раскрыл и даже расширил тему доклада «Сербы платят дань Новому Мировому Порядку». После него выступили: Любомир Перунович («Война против души»), журналистка Биляна Джорович, белорусский делегат Вяче-слав Дубчик, Владимир Коннов и Анатолий Полетаев. На острове Кижи шёл мелкий дождь и дул в лицо неприятный ветер, но под звон колоколов делегация бесстрашно развернула хоругви и флаги, чтобы торжественно зайти на погост. В течение последних лет Церковь преображения Господня проходила фрагментарную реставрацию, сейчас финальная стадия, благодаря которой «нанизываемая» на сваи верхняя часть здания как будто парит в воздухе отдельно от остальной постройки. На пороге Церкви Покрова Богородицы славянских гостей снова встречали хлебом и солью. Настоятель прихода Спасо-Преображенского храма острова Кижи протоиерей Павел Лехмус прочитал Приветственное слово митрополита Петрозаводского и Карельского Константина участникам Юбилейного Всеславянского Съезда, содержащее благословение и выражение глубокого уважения к его делегатам. В послании, в частности, говорится об огромном просветительском и духовно-воспитательном значении Славянского съезда 1867 года, на котором в контексте противостояния цивилизационных идей Запада и Востока была выработана созидательная основа с цент-ром притяжения в Российской Империи ради духовного и политического единства славянских народов. Сегодня братские народы снова разъединяют распри, и глава Карельской митрополии призвал возрождать единство и духовную взаимность.
   После тёплого приёма гостей ждала насыщенная экскурсия по храмам, традиционным крестьянских домам, мельницам и амбарам, собранным в границах Кижского погоста. Так все могли проникнуться аскетическим бытом Русского Севера. Тем более что температура в последний майский день упала до 5 градусов тепла, а дождь усилился. Однако понурое стальное небо, и резонирующие с ним свинцовые воды Онежского озера, и, конечно, гармонично вписывающийся в здешний суровый пейзаж ансамбль деревянного зодчества оказывали магнетическое воздействие на многих посетителей. Поэтому пока кто-то спешил вернуться в тёплую каюту, другие выслушали старательных экскурсоводов до конца, осмотрели основные достопримечательности, включая старейший деревянный храм на территории России церковь Воскрешения Лазаря, и после этого ещё обследовали остров самостоятельно.
   Вечером этого и следующего дня на борту теплохода продолжились показы и презентации, творческие встречи, а также запланированные и спонтанные выступления. Своей игрой и готовностью к импровизации порадовал публику Андрей Будислав Йобус, а накануне коллективы «Славица» и «Белый камень» организовали настоящий плясовой мастер-класс и инициировали очень традиционную славянскую «дискотеку». Поэтому на Кижах перед отправлением принявшая эстафету молодёжь водила хороводы, невзирая на дождь. Старшее поколение наслаждалось игрой баяниста Бориса Кувшинова. В тёплой атмосфере вечернего конференц-зала провели творческую встречу с популярным польским поэтом Александром Навроцким.
   До завершения Юбилейного Всеславянского Съезда по вечерам и в свободное послеобеденное время состоялось множество творческих встреч, показов фильмов и презентаций книг. Так, прошли вечера с руководителем Благотворительного фонда «Глас ангельский Руси» Николаем Детковым и встреча с профессором Катасоновым. Рассказали о своих творческих планах, обсудили прежние или представили новые работы: Владимир Крупин, Владимира Личутин, Олег Платонов, Зденек Опатршил, Сергей Комков, Павел Тулаев, Андрей Фатула, Лиляна Булатович-Медич и другие. Также разнообразили музыкальные вечера Алексей Колесник, Селена Трифунович-Чапин, София Карова Хитова и уже упомянутые ранее артисты. Экспресс-курс по изучению церковно-славянского языка проводил специалист по церковной грамоте кандидат филологических наук Сергей Наумов. С первых же дней в читальном салоне была представлена обширная коллекция книг, выпущенных Институтом русской цивилизации (директор – Олег Платонов), включающая более 250 книг русских мыслителей и философов с XII века до наших дней, а также 14 томов Русской энциклопедии, подготовленной тем же институтом. Пассажиры «Княжны Анастасии» могли ознакомиться с ними, читать в удобное время, а в конце плавания – получить в дар интересующую книгу. В результате все книги из коллекции уехали вместе с зарубежными славянами.
   
   

Фото на память с Председателем Всеславянского Союза Олегом Платоновым


   Несмотря на ранний подъём и плотный график, обычно после завершения культурной программы оживлённые разговоры участников не смолкали ещё очень долго: люди испытывали воодушевление и потребность в обсуждении различных идей и проектов. Причём довольно часто отдельные группы беседовали на разных славянских языках, но уже без особой сложности понимали друг друга. Словацкая делегация ввела негласное правило: говорить либо по-русски, либо на своих языках, но не переходить на интернациональный английский, и большинство других делегаций придерживались того же принципа.
   В первый день лета «Княжна Анастасия» причалила к берегу реки Свирь, к посёлку с лаконичным названием Свирьстрой в Лодейнопольском районе Ленинградской области. В 30-е годы прошлого века, когда строилась местная ГЭС, его население насчитывало 30 тысяч человек, а сегодня не наберётся и тысячи. В то время строителей набирали преимущественно из заключённых Свирьлага, располагавшегося как раз в древних стенах Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, который и был очередным важным пунктом маршрута Всеславянского Съезда. Обитель основана русским святым Александ-ром Свирским, пришедшим с Валаама; её историю принято вести от маленькой Покровской церкви в Троицкой части монастыря, построенной в 1553 году при личном участии преподобного. Для Русского Народа Александр Свирский имеет особое значение. Этому святому, подобно Аврааму, явилась Святая Троица. Это явление несет таинственный смысл и знак любви Божией к Русскому Народу. В лице прп. Александра Свирского – русского новозаветного Авраама – сама Святая Троица избирает Русский Народ народом-богоносцем, исповедником истинной веры Христовой в конце мировой истории. Это явление, столь значимое для русских, имеет особое значение и для всего славянства. Созданный Александром Свирским монастырь стал значимым центром христианства и всего славянского мира, каким и оставался, пока в 1918 году его не разгромили чекисты, ликвидировав монахов и расстреляв настоятеля. Сначала в нём находился исправительно-трудовой лагерь, а в Троицкой части до 2009 года размещалась психиатрическая лечебница. Сейчас вид ярко-белых стен на высоком берегу никак не напоминает о недавней разрухе.
   В Преображенском соборе и в церкви Святых праведных Захарии и Елизаветы славянских гостей встретил наместник игумен Антоний. Также прозвучало приветственное послание настоятеля монастыря епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава. Олег Платонов вручил духовенству монастыря ещё одну (третью) плащаницу Николая Чудотворца авторства Татьяны Куликовой, освященную на мощах Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя. Сопровождавший делегацию с самого первого дня директор Свято-Духовского духовно-просветительского центра Свято-Троицкой Александро-Невской лавры иеромонах Серафим отслужил молебен с акафистом возле раки с мощами преподобного Александра Свирского. После посещения храмов, поклонения святыням и прогулки по монастырскому комплексу делегаты вернулись на теплоход.
   С 17 до 20 часов в конференц-зале проходило заключительное заседание Юбилейного Всеславянского Съезда. Главы иностранных делегаций, руководители секций, представители славянских комитетов и общественных объединений собрались вместе, чтобы предоставить президиуму в лице О.А. Платонова, З. Опатршила и Н.И. Кикешева итоговые документы и по возможности обсудить их. Таких материалов оказалось очень много, а диапазон масштабности поставленных задач и направлений довольно велик. Например, заявления делегации Сербии, требующей не допустить исламизации Балкан и осудить постановления Гаагского трибунала как инструмента дискриминации и геноцида сербов, или делегации Польши, подчёркивающей необходимость сдержать натиск НАТО на Восток, обращения к Верховной раде или странам – участницам Минского процесса по украинскому кризису. Были и декларации по итогам работы отдельных секций, вроде молодёжного крыла, проекты международных организаций, отдельные призывы и пожелания. Однако во главу угла встала основная идея – объединение, и на этом фоне заметны два основных направления: создание Содружества Независимых Славянских государств как глобальной формации и Союзного государства Русь, призванного воссоединить восточных славян. Как отмечается, при любых возможных конфигурациях формирующегося Евразийского Союза именно русское ядро обеспечит прочность многоступенчатой евразийской интеграции в политической, экономической и социальной сферах. Главной же целью Славянского движения признано создание Содружества Независимых Славянских Государств – Всеславянского Союза. При этом на данном этапе под Содружеством Независимых Славянских Государств подразумевается международная межгосударственная организация – ассоциация или блок, действующие на основе норм международного права ради обеспечения режима наибольшего благоприятствования в области политических, экономических, этнокультурных и социальных отношений, также возможности оказания помощи в охране суверенитета и защиты от внешней агрессии. Только впоследствии реализация этой программы позволит говорить о формировании какого-то межгосударственного блока. Отдельная задача – развитие потенциала единственного существующего на данный момент по факту Союзного государства – России и Белоруссии, в том числе чтобы продемонстрировать другим славянским странам его привлекательность и достойную перспективу развития. Также среди целей в программе значатся: развитие международного славянского движения через сети организаций; воспитание славянской молодёжи в соответствующем русле; лоббирование социальных программ, направленных на поддержку семьи; углубление экономической интеграции и политической солидарности; культурный обмен и проведение мероприятий, популяризирующих славянские искусство и культуру. Обсуждалось ещё множество тем, причём не по всем удалось достичь полного понимания, но основные документы и главные консолидирующие планы были одобрены в ходе итогового заседания.
   Затем президиум перешёл к награждению участников съезда. Главам зарубежных делегаций и ветеранам славянского движения были вручены уникальные юбилейные медали имени выдающегося учёного-слависта В.И. Ламанского, задуманные и выпущенные МСОО «Всеславянский Союз» специально к 150-летию Московского съезда 1867 года. Все активные участники Съезда получили памятные грамоты (созданные в образах XIX века делегатом Юбилейного Съезда художником Дмитрием Кармазиным). Персональные дары от делегаций, а также многочисленные слова благодарности за свою многолетнюю деятельность и проведение данного форума получил глава Съезда Олег Анатольевич Платонов. Он же, по обычаю, получил от президиума и медаль имени Ламанского за номером 1. В частности, памятные подарки председателю Всеславянского Союза вручил Воин Гушич, выступавший от организации ветеранов Республики Сербской. Президум Съезда также особо отметил большую работу по подготовке и проведению Съезда секретаря-координатора Всеславянского Союза Дмитрия Орлова. Ощущение братства с объединением людей, которые не только на общественном уровне, а с оружием в руках, не жалея себя, боролись за свои ценности, особенно важно для руководства Съезда. После короткой, но яркой презентации молодёжной программы и группового фотографирования официальная часть была завершена.
   
   

Торжественный обед для участников Съезда в Александро-Невской лавре


   
   Затем до позднего вечера пассажиры «Княжны Анастасии» обсуждали итоги работы, наслаждались выступлениями музыкантов и праздновали. Тем временем теплоход выходил из Свири, и берега почти скрывались за горизонтом. Совсем скоро с палубы можно было увидеть лишь безграничные водные просторы, напоминающие об отрытом море, и тяжелые тёмные мощные волны. Это – могучее Ладожское озеро, на север которого держал курс теплоход.
   Весь день 2 июня, пасмурный и прохладный, но периодами вдруг одаривающий просветами и даже солнечными лучами, стал идеальным для посещения легендарного Валаамского архипелага, известного далеко за пределами России своим древним монастырём, иногда называемым Северным Афоном. Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь был основан уже в конце ХI столетия. По одному из преданий, сам Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие, зашёл далеко на север, установив на горах Валаамских каменный крест. Сегодня об этом напоминает каменная скульптура недалеко от ворот. Основателями же обители стали преподобные Сергий и Герман, которые пришли на острова, чтобы нести христианство язычникам-карелам. На грядущие столетия монастырь стал одним из центров духовной жизни не только Русского Севера, но и всей России. Он переживал бурный расцвет в XVIII–XIX веках и в трудные времена после революции, когда оказался в управлении Финляндии. Испытавшие сильное и системное давление финских властей монахи в 30-е годы постепенно вывезли большинство святынь и оставили обитель. В годы войны он пострадал от бомбардировок советской авиации, а после войны 1941–45-го годов здесь устроили приют для инвалидов. Только в 80-е годы начал полноценно функционировать музей, инициировавший защиту и реставрацию памятников. Сегодня монастырь снова действует и притягивает тысячи православных людей из разных точек планеты, и у участников Всеславянского Съезда была прекрасная возможность посмотреть на убранство храмов, приложиться к святыням и послушать выступление знаменитого Хора Валаамского монастыря. Кроме того, пешая экскурсия через три скита и на Игуменские озёра позволила гостям полюбоваться изумительной природой Валаама. Скиты расположены между живописными берегами, густыми зарослями лесов и причудливыми нагромождениями каменных пород, напоминающими о мегалитах. В этих местах высота духовного служения, богатая история и невероятная красота почти нетронутой природы составили гармоничную картину, вызвавшую восторг у славянских делегаций.
    «Княжна Анастасия» отчалила от берегов Валаама, а пассажиры собрались в зале ресторана для последнего ужина на борту. Многие горячо и искренне благодарили персонал теплохода, которые кормили, помогали и с заботой относились к своим гостям все эти дни. Вечером продолжались совместные концерты артистов, пока судно пересекало акваторию сурового и прекрасного Ладожского озера. Ночью оно уже вошло в русло Невы.
   И наконец, 3 июня – прибытие к Речному вокзалу Санкт-Петербурга. Простившись с полюбившимися палубами теплохода и его замечательным персоналом, делегаты распределились по нескольким автобусам, заранее ожидавшим их в порту, чтобы совершить поездку через исторический центр столицы Российской Империи с конечной остановкой перед Александро-Невской лаврой. Имперский лоск и роскошные виды улиц и площадей Петербурга в сочетании с его особой статью, собственным характером и ритмом, исполненным глубокого самоуважения, редко остаются незамеченными гостями этого города. Делегаты могли увидеть самые известные места города: воспетые А.С. Пушкиным гранитные набережные Невы, шпиль Адмиралтейства, Петропавловскую крепость, Эрмитаж – хотя бы немногое пусть только из окна автобуса. В этот день даже погода в итоге благоволила гостям, и они могли насладиться красотами Северной столицы в лучах солнца – опять же северного – ненавязчивого, но приятного. Они вышли и рассмотрели вблизи величественный памятник Государю Императору Николаю I и расположенный напротив значимый для истории съезда 1867 года Исаакиевский собор. Также была остановка возле восхищающего изысканной барочной красотой Смольного собора.
   Безусловно, Петербург понравился славянским делегатам, но вместе с тем многие из них выражали мнение, что в нём меньше русского духа, чем в Москве или маленьких исторических городках, и здесь они чувствовали себя, как в Европе. В то же время они не могли не отметить особый русский взгляд, который вобрал в себя архитектурные и культурные достижения Западной Европы со времён Ренессанса и за короткий срок предложил собственную интерпретацию в облике Петербурга.
   Конечный пункт и место последнего большого собрания Юбилейного Всеславянского Съезда – Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, где возле мощей святого благоверного князя иеромонах Серафим отслужил благодарственный молебен. Председатель Всеславянского Союза Олег Платонов вручил духовенству Александро-Невской лавры еще одну (четвертую) плащаницу Николая Чудотворца, выполненную художницей Т. Куликовой, освященную на его мощах в Храме Христа Спасителя в Москве. В трапезной был устроен торжественный обед для участников Съезда. Перед этим были озвучены приветствие Юбилейному Всеславянскому Съезду от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, постоянного члена Священного Синода и управляющего делами Московской Патриархии, а также официальное послание от губернатора Петербурга Г.С. Полтавченко, зачитанное представителем петербургской администрации. Своё напутственное слово сказал и председатель Всеславянского Союза О.А. Платонов. Он выразил удовлетворение проведённым форумом, но отметил, что славянам необходимо чаще собираться и прилагать все усилия для консолидации, чтобы создать для себя то будущее, какое они хотят видеть. Торжественную трапезу своим одобрительным словом завершил эконом обители – игумен Макарий (Зеленков). После этого участники исторической встречи ещё долго и неохотно прощались, чтобы затем разойтись по своим маршрутам – кто сразу вылетал домой, кто направлялся автобусом или поездом в Москву, а кто оставался в имперской столице, – но в речах большинства превалировали радость от участия в Съезде и желание вернуться, чтобы встретиться снова.
   Юбилейный Всеславянский Съезд, почтивший память наших предков, искавших консолидации 150 лет назад, завершился, и очевидно, что он показал новые перспективы и дал новый опыт общественной дипломатии и международного сотрудничества даже тогда, когда отношение к России в мире видится не слишком доброжелательным, а государство не принимало участие в инициативе. Тем не менее усилиями Всеславянского Союза удалось собрать в одном месте делегации всех славянских стран и народов, представляющих разные политические, социальные и возрастные группы, и осуществить масштабную встречу с интенсивным культурным обменом. Нельзя утверждать, что абсолютно все заявленные цели и идеи были полностью ясны и поддержаны абсолютно всеми гостями, но очевидно, что тепло и радушие, составлявшие атмосферу поездки, непременно должны оставить в их сердцах по частичке России. Это образ той России и тех русских, который они увидели собственными глазами, и этот образ – светлый, вызывающий веру в светлое будущее Славянского Мира. Подавляющая часть членов славянской делегации поддержали мысль, что всемирная задача славянства состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием западной германо-романской цивилизации.
   Многие члены делегации, подводя итоги Юбилейного Всеславянского Съезда, отметили его важное историческое значение в развитии славянской идеологии и в определении главных задач славянского движения в направлении создания Союза Независимых Славянских Государств. Только такой Союз способен спасти славянство от порабощения и ограбления его Западом.
   


   Филипп ЛЕБЕДЬ,
   Дмитрий КУЗНЕЦОВ


   
   

Лучшая память о Всеславянском съезде – фото на фоне всемирно известных петербургских памятников


   
   
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION