16.06.2017: ВСЕМИРНАЯ ЗАДАЧА СЛАВЯНСТВА – СОЗДАНИЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ
Речь председателя Президиума Всеславянского Союза Олега Платонова на открытии Юбилейного Всеславянского Съезда

   
    Дорогие братья и сестры славяне!
   
   Безмерно рад нашей сегодняшней встрече.
   В эти дни мы собрались для того, чтобы отметить выдающееся событие в истории всемирного движения славянских народов – Славянский съезд 1867 года в Москве. Съезд проходил под лозунгом великой любви славян друг к другу и к России. Именно идеи, выработанные на этом съезде, вплоть до нашего времени и определяют главные направления в развитии славянского движения, особо показав свою силу и действенность в борьбе славян против фашистской Германии и ее западноевропейских сателлитов. В этой решающей схватке, погубившей десятки миллионов славян, идеи, объединившие их, доказали германо-романскому миру, что объединившийся славянский мир непобедим, а его духовные основы способны определять будущее.
   До сих пор спорят, какие цели ставили организаторы съезда 1867 года. По изучении его материалов и документов у меня не возникло сомнений, что цели эти были преимущественно политические (однако достигнуты они в полной мере не были). Главным итогом съезда стала духовная консолидация славян, была выработана общая идеология всемирного движения славянских народов за духовное единство и взаимность.
   В каких условиях проходил съезд, как и на каких основах развивались идеи славянских народов?
   Съезд 1867 года состоялся в ту пору, когда по всей Европе шли процессы национального возрождения и стремления к национальному единству. В Европе заканчивалось объединение разрозненных земель Германии и Италии в единые государства, какими мы знаем их сегодня. Вопрос объединения все чаще поднимался и славянскими народами. Особенно активно в этом направлении высказывались славянские народы, находившиеся под игом Османской империи – сербы, болгары... Похожие настроения были характерны и для других славянских народов. При росте угрозы германизации для одной части Австро-Венгрии и мадьяризации для другой пропаганда политической опоры на Россию являлась орудием борьбы за национальное существование славян в Габсбургской монархии.
    Да и в самой России после потери веры в Священный союз трех императоров в результате Крымской войны отношение к зарубежным славянам резко улучшилось. Великий русский мыслитель и историк М.П. Погодин справедливо заявлял, что единственными союзниками России в Европе являются славяне, «родные нам по крови, по языку, по сердцу, по истории, по вере». Славянское возрождение вызывало у Западного мира и Османской империи сильнейшую тревогу. Приглашение славянских делегаций на съезд в Москву западные политики расценили как прямой призыв к сепаратизму народов, частично или полностью находившихся в составе Австро-Венгерской и Османской империй.
   Несмотря на демарши Турции и Запада, съезд прошел успешно. В Россию приехали видные деятели славянского движения, среди них Ф. Палацкий, Ф. Ригер, Я. Головацкий, Ф. Браунер и др. Славянскую делегацию радушно приняли Император Александр II, а также многие государственные деятели Российской Империи и такие выдающиеся фигуры русских науки и культуры, как М.П. Погодин, С.М. Соловьев, И.И. Срезневский, И.С. Аксаков, И.Д. Беляев, В.А. Черкасский, Ф.В. Чижов. В.И. Ламанский и многие другие. Сам съезд прошел не в форме традиционных заседаний, но как череда многочисленных раутов, молебнов, аудиенций, банкетов, посещений достопримечательностей, музеев, выставок. Звучали речи, тосты, выступления, проходили дружеские беседы, в которых обсуждались волнующие славян проблемы. Съезд прошел как подлинный праздник дружбы и взаимности.
   Заседания съезда показали, что в выступлениях многих делегатов звучали призывы к славянскому духовному единству. Делегат Франтишек Ригер заявил: «Наибольший и первенствующий народ на земле – славянский… Но вот взошло солнце взаимности славянской, и мы убедились, что если мы станем друг друга поддерживать, мы будем народ великий не только числом своим, но и своими делами. Если нам невозможно соединиться материально, то соединимся же по крайней мере союзом духовным». В выступлении серба Михаила Полита-Десанчича прозвучало: «Вопрос о судьбе славянства можем решить теперь только мы, славяне, и в этом случае первая роль выпадает на долю России… Россия теперь не только русская, но и славянская, всеславянская держава». В том же духе выступил и чех Франтишек Браунер, который отметил, что идея славянской взаимности возникла на западе славянского мира, и возникла «из настоятельной необходимости спасти славянские народы от поглощения их чуждым элементом. Эту великую миссию может осуществить только великий народ, являющийся полновластным господином в своей земле, и это народ – русский, в земле которого никогда не заходит солнце».
   Радушный прием, оказанный славянским гостям, стал достоянием мировой славянской общественности, в среде которой усилились русофильские настроения и симпатии к России. Для славянских народов события, связанные с проведением съезда 1867 года, стали одним из первых во внешней политике опытов использования мягкой силы, принесших положительнее результаты. Вместе с тем славянское движение обрело новую силу, свидетельством чему стали начавшиеся вскоре восстания в Боснии и Герцеговине и Русско-турецкая война, завершившаяся победой славян.
   Главный духовный фон съезда создавали идеи славянофилов, в речах которых оттачивались основные формулировки славянской духовной мысли. На разных площадках съезда славянофилы проводили мысль о том, что все славянские народы объединяет принадлежность к древней славянской цивилизации, что все славяне являются единым славянским народом. Когда-то, тысячелетия назад, считали славянофилы, славянские племена были частью единого этнического целого, зарождающейся славянской цивилизации. Впоследствии, в результате исторических катаклизмов, славянское единство было разрушено, и каждая часть пошла своим путем. Тем не менее духовные корни славянских народов проистекают из этого древнего славянского единства, создавая между всеми ветвями славян глубокую генетическую и мистическую связь, которую невозможно разорвать ни одному нашему недругу. Из корней древней славянской цивилизации выросло дерево, каждая ветка которого потянулась в свою сторону.
   В речах В.И. Ламанского на съезде проводилась мысль, что развитие славянской цивилизации осуществлялось в непрекращающейся борьбе с цивилизацией германо-романской (западной). В славянской цивилизации преобладали общинные начала над личными, духовное над материальным, в западной – царствовали индивидуализм и рационализм, материальное преобладало над духовным. В отношении к другим народам у Запада преобладали завоевание, насилие, тогда как миродержавной ролью славянского племени было не завоевание, а хозяйственно-культурный подъем страны и народов, ее населяющих.
   Народам славянским, считали многие славянофилы, выпала тяжелая историческая задача – быть бастионом на пути сил мирового зла. Но самое великое бремя в решении этой исторической задачи легло на Россию – самое великое государство, основу которого составляли славяне.
    Славянским народам определено Богом особое служение, составляющее смысл славянской цивилизации во всех ее проявлениях. История славянских народов есть история их призвания к этому служению, история борьбы славян с силами мирового зла, воплощенными прежде всего в германо-романской цивилизации. У славянских народов, считали славянофилы, особый путь. Их всемирная задача состоит в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием западной, германо-романской цивилизации.
   Мыслители-славянофилы категорически отвергали обвинения либералов и социалистов в панславистских притязаниях России: «Нет у России ни стремления к захвату, ни замысла на политическое преобладание: она желает только свободы духа и жизни славянским племенам, оставшимся верными славянскому братству. Она представляет им собою такую нравственную и политическую точку опоры, которая стоит всякой материальной помощи и вне которой им нет спасения».
   Этому тезису был близок взгляд М.Н. Каткова, который указывал, что России «нужно не расширение своей территории, которая и без того громадна, и даже не приращение своего населения, которое и без того растет с пугающей всех быстротой; ей нужно, напротив, взаимодействие, которое возможно только между силами, существующими самостоятельно и отдельно, но на одной почве. Племенная связь еще жива и сильна между славянскими народами».
   «Призвание России, – сказал в своей речи И. Аксаков, – осуществить на земле славянское братство и призвать всех братьев к свободе и жизни». И. Аксаков выступил категорически против придания понятию «панславизм» негативного содержания. «Панславизм, – сказал он, – присущее всем славянам сознание их славянской общности или единоплеменности, духовная солидарность и тяготение друг к другу, сознание славянского братства».
   Большинство делегатов, славянофилы и зарубежные славяне, поддерживали духовный панславизм – сближение славянских народов на основе общей славянской идеологии.
   Большинством делегатов был также отвергнут тезис о едином общеславянском языке. В выступлениях отмечалось, что каждый славянский народ должен беречь свой язык и литературу.
   Наибольшее единодушие было достигнуто в вопросе понимания термина «славянское единство». Большинство делегатов рассматривали его как духовный союз с опорой на Россию. «Со стороны славян желание опереться на Россию для самобытного развития своей национальной жизни, со стороны русских – стремление сблизиться со славянами, чтобы найти в них помощников».
   В выступлениях делегатов много говорилось об освобождении славянских народов, попавших в зависимость от иноземцев и об особой миссии в этом России. Уже упомянутый мною Полит-Десанчич призывал: «Надо же наконец прекратиться господству одного племени над другим, как бы оно ни называлось – турецким, мадьярским или австрийско-немецким… Вопрос о судьбе славянства можем решить теперь только сами мы, славяне, и в этом случае первая роль выпадет на долю России».
   В кулуарах съезда обсуждались вопросы о создании западнославянского и южнославянского государств (империи) при поддержке и под протекторатом России. Однако дальше «неких секретных совещаний» эти вопросы не пошли. Не получил развития обсуждаемый перед съездом в некоторых славянских странах вопрос о политическом объединении славянских народов в виде всеславянской державы. В среде славянофилов обсуждались и вопросы славянской федерации, и вопрос независимых славянских государств в содружестве с Россией. Идею создания Содружества независимых славянских государств в той или иной степени затрагивали некоторые участники съезда.
    Идеи и идеалы славянских народов, обсуждаемые на съезде 1867 года, определили главные параметры славянской идеологии.
   Рассмотрим те из них, которые были актуализированы и нашли воплощение в жизни славянских народов.
   Однако, касаясь идей актуализации славянского съезда 1867 года, надо помнить, что во второй половине XIX – начале ХХ века в жизни каждого славянского народа произошло расслоение: внутри славянских наций возникли как бы две нации. Одна была ориентирована преимущественно на подчинение Западу. Эта часть считала, что именно в направлении Запада возможны благополучие и благосостояние народа. Другая часть ориентировалась на Россию и сотрудничество с другими славянскими странами.
   Опыт Второй мировой войны показал, что для Запада славянские народы и государства были лишь разменной монетой в большой политической и военной битве, которую Запад вел за мировое господство. После победы славян во Второй мировой войне притязания Запада на славянский мир были приостановлены. Но эти притязания в полной мере возобновились после крушения СССР.
   Надо помнить, что Запад по-прежнему рассматривает славянский мир как объект эксплуатации и экономической экспансии. Подавляющая часть экономических и природных ресурсов славянских государств, включенных в Евросоюз и НАТО, находится под полным контролем западных экономических структур и корпораций. Под влиянием этого контроля национальные экономики славянских стран деградируют, а наиболее развитые предприятия переходят в руки германо-романских собственников. Сегодня Евросоюз является главной формой эксплуатации славянских народов. Около 110 млн славян (включая Украину) находятся под гнетом и зависимостью Евросоюза (германо-романского диктата).
   Опираясь на идеи съезда 1867 года, Всеславянский Союз выступает против расчленения и ограбления Западом самобытной славянской цивилизации – одной из основ многополярного мира, за сохранение вековых традиций и моральных ценностей. Мы должны следовать заветам наших замечательных предшественников, определивших на съезде 1867 года главные задачи славянства – сохранить и передать будущим поколениям традиционные славянские ценности и идеалы: духовную цельность, добротолюбие, соборность, нестяжательство, приверженность к славянскому единству и взаимности.
   Именно на основные принципы мирового славянского движения, выработанные на съезде 1867 года, опираются современные славянские организации.
    Сегодня во всем мире существует более 300 млн славян, это крупнейшая в Европе группа народов, объединяющая 16 народов и 13 государств.
   Задача мирового славянского движения – преодолеть искусственное разделение между родственными народами, связанными общим происхождением, культурными традициями и многовековой исторической судьбой. В славянском движении участвуют не только слависты, но и национальные мыслители, историки, деятели искусств и археологи, священнослужители, педагоги, руководители общественных организаций, предприниматели, правоведы независимо от политических взглядов и вероисповеданий, социального положения.
   В России на ниве славянского просвещения наиболее активно работают: Всеславянский Союз, Славянский творческий союз «Золотой Витязь», Международный славянский совет, Международная славянская академия, Международная Кирилло-Мефодиевская академия славянского просвещения, Международный фонд славянской письменности и культуры, другие объединения. Подобные же структуры существуют во всех славянских странах, являясь главными духовными структурами, служащими славянскому единству и взаимности.
   Необходимо объединить усилия славян для борьбы с новыми вызовами и угрозами славянскому миру в XXI веке, выработать стратегию укрепления культурных, экономических и духовных связей на ближайший период и на дальнюю перспективу.
   В свете тех главных идей, которые обсуждались на съезде 1867 года по вопросу славянского единства и взаимопомощи, по-прежнему актуально встает идея создания Содружества независимых славянских государств. Эта идея постоянно поднималась в кругу славянофилов и русских националистов вплоть до 1917 года.
   Вопрос о создании Содружества независимых славянских государств вновь был поднят после Второй мировой войны. Инициатором его был И.В. Сталин. Идею создания Содружества независимых славянских государств тогда поддержали правительства всех славянских стран. Она была декларирована на Славянском Соборе в Софии (1945 г.) и на Славянском Конгрессе в Белграде (1946 г.).
   Однако объединение в Содружество независимых славянских государств не состоялось как в результате серьезных противоречий, существующих между коммунистическими партиями СССР и славянских государств, так и вследствие подрывной деятельности, которую вели против славянского единства западные страны. Директива Совета национальной безопасности США № 21/1 от 18 августа 1948 года, известная как «План Даллеса», была направлена на создание противоречий между славянскими странами и на расчленение СССР.
    Вся политика Запада после Второй мировой войны была направлена на разрушение дружеских и партнерских связей между славянскими странами. Миллиарды долларов были использованы западными спецслужбами для разжигания противоречий между славянскими народами, особенно в СССР и на территории Югославии.
   В результате подрывной политики западных стран славянский мир был ослаблен, разрушено само ядро славянского Евразийского союза – СССР.
   На Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года белорусы, русские и украинцы в абсолютном большинстве проголосовали за сохранение союза братских народов, но ценой предательства их интересов СССР был разрушен, и возникла угроза распада исторически сложившегося единого духовного, культурного, политического и экономического славянского мира.
   Выполняя народную волю, 8 декабря 1999 года президенты России и Респуб-лики Беларусь подписали Договор о создании Союзного государства. Украинские власти решили проигнорировать волю большинства, включили страну в Европейский союз и НАТО. Затеянное Евросоюзом «Восточное партнерство», направленное на расширение своего влияния на постсоветские страны, вылилось в новую Восточную войну объединенного Запада против России. В феврале 2014 года в Киеве произошел государственный переворот, главная цель которого – оторвать Украину от России. Для ее осуществления наши недруги потратили немало сил и средств, а в итоге – гражданская война, раздел страны, потерянные жизни и поломанные судьбы. Донецкая и Луганская республики 24 мая 2014 года объединились в Новороссию и выразили желание войти в состав Союзного государства. Жителей Донбасса, которые выступили против разрыва с Россией, киевский режим объявил сепаратистами. На Украине перекрывают железные дороги, пограничные переходы с Россией, чтобы разрушить мосты дружбы и взаимопонимания, выстроенные предыдущими поколениями.
   17 марта 2017 года Всесоюзному референдуму о сохранении СССР исполнилось 26 лет. Воссоединение триединого русского народа – это восстановление исторической справедливости. Несмотря на все возникшие трудности и недопонимания в славянской семье, Всеславянский Союз поддерживает инициативу Международного общественного объединения «Русь Единая» и призывает общественность Беларуси, России, Украины продемонстрировать свою волю к единству и выступить единым фронтом за создание Союзного государства Русь. При всех возможных конфигурациях формирующегося Евразийского союза его русское ядро обеспечит прочность многоступенчатой евразийской интеграции в политической, экономической и социальной сферах. Укреплять и развивать этот союз – главная задача славянского движения. Основная его цель – создание Содружества независимых славянских государств – Всеславянского Союза. Вместе с тем следует понимать, что, учитывая исторический путь России, объединившей в единое государство более сотни народов, она будет не только общеславянским объединительным ядром, но и центром притяжения народов, ранее входивших в Российскую Империю. Созданный в 2011 году Евразийский союз предусматривает создание конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, социальным и культурным пространством. Однако такой Евразийский союз будет успешен только в том случае, если в нем будет усилена славянская доминанта. Союз государств, объединенных Россией на началах равноправия, станет одной из основ многополярного мира.
   Наше славянское движение имеет цель – объединить разнородный славянский мир, способствовать исполнению его исторической миссии, стать связующим звеном между Европой и Азией, созданию Евразийского Союза наций, путь к которому прокладывает Евразийский экономический союз, и противостоять силам разрушения и хаоса, за которыми стоит Запад.
   Только в этих условиях объединенный славянский мир сможет выполнить свою главную всемирную задачу – освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, которое получила история под влиянием западной германо-романской цивилизации.
   Да здравствует великая любовь славян друг к другу и к России!
   Да здравствует всемирное движение славянских народов за духовное единство и взаимность!
   
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION