29.05.2017: КЛЫКОВСКИМИ ДОРОГАМИ
ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПАТРИОТА ВЯЧЕСЛАВА КЛЫКОВА

   
    В этом году народному художнику России, скульптору Вячеславу Михайловичу Клыкову исполнилось бы семьдесят восемь лет. По традиции каждый год в первую субботу июня проводится День памяти на его родине, в селе Мармыжи. У стен храма Покрова Пресвятой Богородицы, возведённого трудами В.М. Клыкова, рядом с его могилой собираются земляки, соратники, родственники.
    К этому событию нашей небольшой, но крепкой православной дружиной был приурочен крестный ход «Святитель Тихон клыковскими дорогами».
   А началось всё с того, когда мы, впервые оказавшись в «клыковском» храме, обратили внимание на две большие иконы, заказанные Вячеславом Михайловичем для тогда ещё строящейся церкви Покрова. Это были образы святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосиф Волоцкий. Отыскать сегодня в церковных лавках хотя бы бумажные иконки с их ликами почти невозможно, а тут они на столь видном месте, да ещё и расположены строго друг напротив друга.
   Для В.М. Клыкова это были особо значимые святые, боровшиеся в конце XV – начале XVI века с ересью жидовствующих, прокравшейся из Великого Новгорода не только в Московский Кремль, но и в палаты самого Ивана III, пустившей свои корни в ближайшем окружении его наследника. Даже митрополит Зосима был в одном стане с еретиками. И всё же эту страшную беду удалось тогда общими усилиями одолеть.
    Не так давно в стенах Борисоглебского монастыря, одного из древнейших в Ростово-Суздальской земле, мы открыли для себя имя еще одного русского по-
   движника – архиепископа Тихона Ростовского, Белозерского, Ярославского, благословившего в XV веке иерархов церкви на борьбу с ересью жидовствующих.
   Именно здесь была обретена в 90-е годы XX века чудом уцелевшая надгробная плита святителя Тихона, а следом и его скромная могила за алтарем храма. Узнали мы и о том, что древние изображения святителя сокрыты в недоступных запасниках Ростовского кремля. И какие же, исполненные особой благодати, проходили службы, посвященные сему святителю! Прозвучал, помнится, и доклад об архиепископе Тихоне на Иринарховских чтениях, поразивший своей неподдельной прямотой и искренностью. И уж совсем бесценным даром казалась всем нам написанная для этих святительских служб икона. Вот и потянулся в монастырь простой русский люд под благословение вновь явленного или, точнее сказать, обретенного святителя.
   Поэтому и у нас появилось горячее желание взять благословение на написание ещё одного образа святителя Тихона. А следом за этим пройти с ним по Курско-Белгородской земле крестным ходом и оставить его в дар храму Покрова Пресвятой Богородицы. Как бы продолжая линию В.М. Клыкова и воссоединяя святителя Тихона с преподобным Иосифом Волоцким и святителем Геннадием Новгородским для укрепления духа тех, кто со всех уголков нашей страны приезжает помолиться на это святое место, где родился и вырос подвижник уже наших дней Вячеслав Михайлович Клыков, который, столкнувшись с теми же силами зла, вступил в настоящую битву за возрождение Православия на Руси и за восстановление национальной русской государственности на рубеже XX–XXI веков.
    Икону писал несколько месяцев земляк святителя Тихона, ростовчанин Сергий. И у всех было такое ощущение, что не мы с иконою отправляемся дорогами Вячеслава Михайловича Клыкова, а он, архипастырь Тихон, взял нас в свою дружину и повёл по храмам и монастырям, взросшим на древних холмах белгородской засечной сторожевой линии. С иконой святителя Тихона и под величания ему мы то взбирались, то спускались с них, словно малые дети, позабыв о земном и бренном, радовались и шли, будто связанные одной духовной нитью.
   И мы, участники этого необычного крестного хода, как никогда ощутили столь необходимые всем нам те «вешки», которые успел расставить на русской земле в камне и бронзе В.М. Клыков. Поэтому совсем не случайно оказались у подножия его памятника великому равно-
   апостольному князю Владимиру в Белгороде, у памятника святому благоверному князю Александру Невскому в Курске и у преподобного Серафима Саровского в Курской Коренной пустыни.
   Но, пожалуй, еще более щемящей была встреча с Прохоровским полем, где в переломном 1943 году горели небо и земля во время танкового сражения, начавшегося 12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. И мы не уставали удивляться тому, насколько же мудр и прозорлив вновь оказался Клыков, одухотворив плодами рук своих это политое кровью место, воздвигая здесь, на Третьем ратном поле России, Звонницу с её уникальными барельефами, собравшими воедино героев отечественной истории.
   И вот оно – ясное-ясное небо над Прохоровским полем 9 мая 2017 года. Множество народа, георгиевские ленточки, приветственные речи… Но главным здесь были не слова, а то волнение, которое разлилось во всю ширь этого поля. Оно, казалось, накрыло собой и стоявшие здесь в бессменном карауле боевые танки, памятники героям и всех оставшихся на этом поле навсегда. Они словно незримо встали рядом с теми, кто сегодня прибыл сюда и влился в их бессмертные полки. Да и песни войны здесь звучали по-своему, по-иному, проникая прямо в сердце.
   Наш крестный ход не миновал и часовни, где сразу запели молитвы по усопшим воинам, чередуя их с пасхальными тропарями. На Третьем ратном поле шел и дальше с нами ростовский святитель Тихон и благословлял всех. При виде иконы кто-то сразу вытягивался и пытался, может быть, впервые в жизни перекреститься. Кто-то замирал от неожиданности, а кто-то и невольно склонял голову.
   А потом мы отправились к храму Победы в честь апостолов Петра и Павла, стены которого сплошь испещрены строками фамилий погибших участников битвы. Всё здесь говорило только об одном – о победе духа над смертью!
   В Мармыжи мы приехали под вечер и сразу направились к могиле Вячеслава Михайловича Клыкова. А потом вместе с иконой святителя Тихона обошли вокруг храма Покрова. И лишь после этого оказались внутри церкви с поражающим своей величиной распятием Христа. Вновь зазвучали величания, но уже сразу трём святым: святителю Геннадию Новгородскому, преподобному Иосифу Волоцкому и ставшему рядом с ними святителю Тихону Ростовскому. А в душе невольно пробивалось: встретились три подвижника, три воина духа, свершившие великую Победу пятью веками раньше над извечным врагом, пришедшим с той же неизменной целью – пленить и уничтожить Святую Русь.
    Не об этом ли самом так смело и во всеуслышание заявил Вячеслав Михайлович Клыков на открытии памятника преподобному Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни: «Мы живём во время оккупации жидовской мамоной и жидовского капитала. Но мы, русские православные люди, представляем непобедимую силу и благодаря нашим духовным щитам – величайшим святым Земли Русской – освободимся и от этого векового ига».
   Никому не хотелось уходить из храма Пресвятой Богородицы, покидать ставшие уже и нам очень родными Мармыжи. И чем дольше мы стояли у ликов святых, смотревших на нас со всех сторон, тем сильнее и сильнее он казался нам настоя-щей русской крепостью, штабом и неоспоримым свидетельством нашей новой грядущей победы.
   


   Галина ЯКОВЕНКО,
   учитель истории


   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION