19.05.2017: «ПОЧЁТНЕЙ БЫТЬ ТВЕРДИМЫМ НАИЗУСТЬ…»
16 мая 2017 г. исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося русского поэта и художника Максимилиана Волошина

   
    В начале XX века в России одним из наиболее проницательных свидетелей и мужественных участников происходящих судьбоносных событий стал выдающийся русский поэт Максимилиан Александрович Волошин (16.05.1877 – 11.08.1932).
   Будущий мастер слова родился в Киеве в состоятельной русской семье. Отец рано умер, воспитанием сына занималась мать – широко образованная, умная, деятельная женщина. В 1893 г. семья приобрела участок земли в Коктебеле. В 1913 г. дачное строение Волошиных было кардинально пере-строено в знаменитый «Дом поэта».
   После окончания гимназии Максимилиан поступил на юридический факультет Московского университета. Ввиду активного свободомыслия и участия в студенческом движении образование юноше пришлось завершать в Париже.
   Начиная с 1899 г. Волошин много путешествует, изучая европейские языки, литературу и живопись в знаменитых музейных собраниях Старого Света.
   Тогда же молодой литератор побывал в Средней Азии, о чем позднее свидетельствовал: «Полгода, проведённые в пустыне с караваном верблюдов, были решающим моментом в моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток, древность, относительность европейской культуры». Образы и мотивы древней мудрой Азии навсегда вошли в творчество поэта. Из Средней Азии Волошин вновь приезжает в Париж для продолжения образования и самообразования, периодически отправляясь в странствия по Средиземноморской ойкумене, погружаясь в историю эллинов, римлян, ромеев, Карфагена, египетских царств, испанских морских экспедиций… Увиденное, тщательно изученное и осмысленное входило в ткань текстов Волошина о Родине, поэтических описаний Крыма как места встречи цивилизаций, различных исторических эпох.
   Пытливый мыслитель в своей поэзии пытался постичь философию мироздания, математику социальной архитектоники общества, метафизику религиозных движений. Обретённые в результате непрерывного и неустанного самообразования знания в области философии, религиоведения, истории, естествознания, и в первую очередь физики, астрономии, космогонии, космологии, поднимали творчество поэта на уникальную гносеологическую высоту. Это позволяло с удивительной полнотой и глубиной живописать картину окружающего мира и происходящих событий, всесторонне прослеживать исторические пути и перспективы во всей их сложности и многообразии.
   Поэзия Волошина не могла стать широко популярной, поскольку «во многой мудрости много печали и приумножающий знания приумножает скорбь...»
   Сам Волошин к славе и литературному успеху никогда не стремился, поднимаясь над «суетой сует», избегая «томления духа» и занимая жизненную позицию мудрого мыслителя и фаталиста, немногословного свидетеля и исследователя цветущей сложности высших достижений мировой культуры в период тектонических потрясений мироустройства.
   В начале века Волошин занял почётное место в поэтическом цеху символистов, сохраняя верность киммерийской арфе образов и созвучий природы, народов, эпох. Наполненная глубокими космогоническими, историческими, религиозными, географическими аллюзиями, образами, смыслами, поэзия Волошина повествует о вечных началах, путях человеческой жизни в период смут и потрясений. Это особенно актуально в наше время балансирования мира на грани мировой войны для наших современников, ищущих правду бытия, смысл жизни, объяснение причуд судьбы в земной юдоли скорбей, вопиющей несправедливости, безумной алчности…
   Эпические темы и сюжеты стихов поэта настолько масштабны, что сами тексты вызывают представления о стелах с высеченными на них текстами, об инкунабулах в книгохранилищах средневековых цитаделей-монастырей. Предшественниками Волошина в отечественной поэзии критики условно называют Баратынского и Тютчева, из современников были близки ему Брюсов и Блок. Литературоведы единодушно отмечали глубину содержания и безукоризненность формы стихов, богатый красочный, полный внутренней энергии язык и широту дарования строителя «Дома поэта». Волошин в совершенстве знал французский язык. Эталонными стали его интерпретации на русском языке поэзии Анри де Ренье, Эмиля Верхарна, Виктора Гюго…
   Осмысление Волошиным пути поэта, его миссии и трагической судьбы представлены в таких откровениях и манифестах, как «Подмастерье», «Венок сонетов», «Как некий юноша в скитаньях без возврата…»
   Особое место в творчестве Волошина посвящено женскому началу в природе и обществе, женственности как объединяющей и созидающей нити Ариадны, выводящей человечество из ловушек и преткновений современного мира («Она», «Реймская Богоматерь»…).
   С высоты своих знаний, таланта, опыта Волошин высказывал глубокие и мудрые мнения по современным ему процессам в литературе и живописи. Так, например, Максимилиан Волошин публично, глубоко аргументированно раскрыл гнусно-клеветническую и антиэстетическую сущность живописного пасквиля Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына».
   Мнение Волошина не было услышано власть предержащими: полотно продолжало пробуждать в среде отечественной интеллигенции (образованщины?) ненависть к русской государственности, к отечественной истории. Определённые международные силы кистью своего слуги беспрепятственно загодя готовили ритуальное действо в подвале «Ипатьевского» дома…
   Суд времени в течение столетия показал, что жизнь Максимилиана Волошина, его творчество состоялись во имя и во славу России. Большое видится на расстоянии. Из европейского далека поэт непрерывно наблюдал, изучал, обдумывал родного ему «русского сфинкса», чтобы в итоге привести на родину всё лучшее, что им было найдено, накоплено, осознано во время зарубежных странствий, во время разлуки с родиной.
   В 1916 г., в разгар Мировой войны, Максимилиан Волошин навсегда вернулся в Россию, в Коктебель, в возведённый по его собственным чертежам «Дом поэта». Началась «страстная седмица» его жизни.
   Поэт осуждал бойню мировой войны, отрицал насильственное, революционное разрушение государства, когда низменные человеческие страсти толпы выплёскиваются наружу и сметают всё на своём пути. Волошин прекрасно понимал, что после возвращения ожидает его в мятущейся России, в Крыму: «С каждым днём всё диче и всё глуше мертвенная цепенеет ночь: смрадный ветр, как свечи, жизни тушит, не позвать, не крикнуть, не помочь…»
   Поэта-миротворца бесчинствующие, алчущие русской крови «комиссары в пыльных шлемах» несколько раз выводили на расстрел. Каждый раз в последний момент Волошина спасало счастливое стечение обстоятельств. В свою очередь, контрразведка «белых» пристрастно интересовалась, почему «красные» всё-таки не прикончили поэта… Проповедь мудрого русского мыслителя о том, что гражданская война – безумство братоубийства, которое необходимо прекратить, воспринималась враждебно обеими воюющими сторонами: «Кто не за нас, тот против нас: нет равнодушных – правда с нами!» Выходя из очередных узилищ «красных» и «белых», Волошин оставался верен себе и последовательно укрывал в «Доме поэта» в Коктебеле всех, кому грозила опасность: «А я стою один меж них в ревущем пламени и дыме и всеми силами своими молюсь за тех и за других»…
   «Средь чёрных пламеней, среди пожарищ мира» Волошин в своей поэзии («Заклинание о земле Русской», «Из бездны», «Преосуществление»…) прозревал великое будущее русского народа, космически-созидательную миссию «неопалимой купины» – России. Страна казалась поэту до времени скрытой под пеплом трагической истории, под прессом государства господствующего чужебесия, под пеленой летаргического сна национального духа… Знаток истории земных цивилизаций, Волошин в эпицентре небывалой национальной катастрофы свидетельствовал в своей поэзии сохранение и продолжение великой исторической миссии России.
   Феномен личности Волошина и его «Дом поэта» наряду с Крещением князя Владимира, свершениями князя Потёмкина-Таврического, Севастопольской обороной, подвигами Великой Отечественной войны стал символом Русского Крыма, а дом в Коктебеле – форпостом отечественной культуры на южных рубежах русского мира.
   Высший вид искусства – это хорошо прожитая жизнь.
   В судьбе человека особенно важны завершающие жизненный путь годы – время кристаллизации многолетнего опыта, работа памяти: обобщение впечатлений потока жизни, творческий, духовный синтез увиденного, прожитого, передуманного, прочувствованного, совершённого, упущенного и не сделанного…
   Пройдя бурление и максимализм молодости, претерпев все искушения и соблазны европейской культуры, «блеск всех великих фетишей и всех научных заблуждений», поэт сохранил русское устроение души, любовь и верность Отечеству. Вступив в период мудрости, совпавший по времени с Мировой войной и крушением европейских монархий, Волошин оставил материально благополучный западный мир и вернулся в своё объятое смутой Отечество для того, чтобы до конца разделить трагическую и величественную судьбу своего народа. Действительно, Волошин слишком хорошо понимал, что происходит в России, судя по таким его концептуальным стихотворениям, как «Гражданская война», «Ангел мщенья», «С каждым днём всё диче и всё глуше», «Демоны и глухонемые», «Путями Каина»…
   Пример гражданского мужества Волошина особенно актуален в наше время, когда в поисках лучшей (сыто-комфортной) жизни миллионы плененных миражами западной «демократии» наших соотечественников в годину испытаний отправились жить в «тёплые страны». По-особому именно сейчас звучат клятвенные «глаголы жизни» сына России, поэта и гражданина Максимилиана Волошина, обращённые к Отечеству: «Умирать, так умирать с тобой, и с тобой, как Лазарь, встать из гроба!»
   В наше время разрушения отечественного образования и торжества интернет-невежества всем нам следует изучать и запоминать образно богатые стихотворные откровения мудрого, прозревающего тайны русской судьбы, всесторонне образованного мыслителя, поэта, гражданина.
   Пророческими оказались его слова: «…Почётней быть твердимым наизусть и списываться тайно и украдкой – при жизни быть не книгой, но тетрадкой»…
   

А.С. БОЧКОВ,
   член Русского исторического общества


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION