19.05.2017: ВОЛОКИТА ИЛИ «ВРАЖИЙ СЛЕД»?
Монумент Царю Ивану Грозному в Александрове демонтирован через час после установки, дата открытия сдвинута на неопределённый срок

   
    29 апреля этого года должно было состояться торжественное открытие памятника первому Русскому Царю Ивану Грозному в Александрове – напротив Александровкой слободы, откуда он правил Россией на протяжении 17 лет. К этому дню готовились скульптор Василий Селиванов, Фонд сохранения культурного наследия «Русский витязь», жертвователи, и все причастные к созданию памятника, и, естественно, жители Владимирской области. Ожидались народные гуляния: с 28 по 30 апреля проходит традиционный межрегиональный фестиваль «Русский круг», центральной частью которого в этом году стало бы рождение нового символа города, и одновременно проводится турнир по русскому рукопашному бою и другим боевым искусствам памяти Виталия Зиненко. Однако за два дня до открытия только что смонтированный памятник, не успев простоять и часа, был внезапно снят с постамента с помощью крана и увезён на самосвале бригадой рабочих. Позже появилась информация от администрации о смещении намеченного мероприятия на лето. Судьба монумента, открытие которого оттягивается ещё с осени, выглядит всё более запутанной.
   Открытие, изначально намеченное на 4 ноября 2016 года, уже переносили из-за благоустройства набережной реки Серой на Пасху 16 апреля, затем сдвинули на 29 апреля по тем же причинам. После того как 26 апреля едва установленный памятник без уведомления владельцев сняли и увезли в неизвестном направлении, возникали разные версии вплоть до кражи и намеренной порчи скульптуры. Юристы Фонда уже подготовили заявления по вопросу демонтажа в прокуратуру, полицию и ФСБ. Позже в областной прессе появилась информация об отмене всех массовых мероприятий, кроме 1 и 9 мая, из-за угрозы терактов, но затем официальная позиция районной администрации снова вернулась к фактору благоустройства набережной. Странную ситуацию с переменчивым настроением районных властей обрисовали 28 апреля на пресс-конференции в агентстве Интерфакс.
   Президент Фонда сохранения культурного наследия «Русский витязь» Дмитрий Лысенков напомнил, что идея памятника была предложена ещё в 2015 году, обсуждалась на чтениях и утверждалась на совместном заседании Общественной палаты Александрова, молодёжных движений, духовенства и других представителей города. Электронный опрос жителей проводился трижды, и всякий раз большинство высказывалось «за» с большим перевесом. С этого момента и до 26 апреля администрация принимала активное участие в осуществлении проекта, проводя заседания для согласования работы, помогая в выборе места и его подготовке. Так, оптимальным вариантом стала площадка на берегу реки Серой в 30 метрах от пересечения улицы Красной молодежи и Песчаной набережной. Затем шла расчистка этого участка, потребовавшая отсрочки до весны. После очередного совещания был установлен закладной камень, по этому случаю проведён праздник, предваряющий появление нового знакового культурного объекта, непосредственно связанного с историей Александрова. Глава Александровского района Владимирской области Игорь Першин подписал постановления от 30.08.2016 и 28.03.2017 года – «Установить памятник царю Иоанну IV Грозному» и «О дате открытия памятника царю Иоанну IV Грозному» соответственно. К назначенному сроку на место привезли бетон и чистый песок, был установлен фундамент. Таким образом, по замечанию Дмитрия Лысенкова, все обязательства на тот момент администрация выполнила.
    При этом надо отметить, что финансирование проекта лежало исключительно на Фонде, который занимался сбором средств и подключением предпринимателей, готовых развивать туристический кластер Александрова: создание памятника происходило за счёт жертвователей – бюджетные средства вообще не задействованы. Его примерная стоимость составляет около 5 миллионов рублей, собранных неравнодушными гражданами. Чтобы увековечить наиболее крупных меценатов, на постаменте в древнерусском стиле выполнены ниши для таблиц с их именами. Этот уникальный сложный постамент задумал и создал скульптор В.Н. Селиванов; на глазах у всего города он был собран по частям и смонтирован. Всё это время велись совещания с районной администрацией уже по инженерной части. Василий Николаевич, ответственно относящийся к рождению своего детища, заранее приехал в Александров и лично координировал установку скульптуры на пьедестал. Когда работа была закончена, он отбыл на обед: оставалось всего два дня до церемонии. Однако за это время к набережной Серой явилась некая рабочая бригада с краном и без официальных объяснений забрала статую Русского Царя, бесцеремонно погрузила в кузов самосвала и увезла. Далее, до самого вечера, ни президент Фонда «Русский витязь», чьим имуществом он является по факту, ни его автор не знали, где находится памятник и какова его судьба. Затем выяснилось, что демонтаж совершён по поручению главы района.
   С этого момента, как отметил Дмитрий Лысенков, начинается недопонимание с администрацией. Если раньше была стабильная связь с Игорем Першиным или его заместителем Еленой Шульгой, и велось активное согласование каждой детали, то после инцидента они резко обрывают контакты: его звонки по рабочему номеру и мобильному телефону остаются без ответа. Тогда Дмитрий Викторович направил официальную телефонограмму с просьбой сообщить, где находится монумент, чтобы забрать его, и на момент пресс-конференции этот запрос игнорировался уже сутки. Далее представители местной власти предпочитают общаться только через СМИ или другие каналы, всячески уходя от прямого контакта и объяснения своих мотивов. На следующий день подтверждается распоряжение об отмене церемонии открытия 29 апреля, оформленное, по уточнению Д.В. Лысенкова, задним числом на бумаге со штампом без подписи от 24 апреля. Примечательно, что при номинальном заявлении об отмене всех массовых мероприятий запланированный на эти дни фестиваль «Русский круг» стартует по расписанию, но только центральная часть программы, посвящённая памятнику, выпадает.
   При этом РИА Новости опубликовало информацию о переносе церемонии на неопределённый срок из-за невыполненного благоустройства прилегающей территории – со ссылкой на слова замглавы районной администрации Елены Шульги. Примечательно, что она назвала состоявшуюся 26 апреля установку актом самоуправства, сославшись на отсутствие разрешения властей, несмотря на упомянутые Д.В. Лысенковым постановления, которые никто не дезавуировал. В результате городские службы забрали памятник. Теперь он находится на территории «Горстройзаказчика» и, по её словам, в полной безопасности. Президенту Фонда «Русский витязь» явно сложно скрыть обескураженность происходящим, однако он заявил о готовности к компромиссу во благо людей в том случае, если представители администрации захотят урегулировать ситуацию, но пока принцип взаимодействия нарушен. Дмитрий Лысенков подчеркнул, что не заинтересован в эскалации борьбы с районными властями; он видит свою задачу в том, чтобы донести до этих людей народное волеизлияние.
    Член Союза художников России и Союза художников Москвы Василий Селиванов назвал происходящее сюрреализмом, сравнив это с тем, как его организованно встречали мэры городов и даже главы государств при установке памятников в других странах, как, например, вице-адмиралу В.М. Головину в Вануату. К памятнику графу Л.Н. Толстому в Пушкине водят экскурсии, православные верующие видят его новаторскую объёмную «Троицу» А. Рублёва в Тихвинском монастыре, и во Владимирской области он рассчитывал на соответствующее отношение. Когда же некие лица варварски вырывают бронзовую фигуру из постамента и без объяснений увозят, Василий Николаевич чувствует стыд за тех, кто ответственен за этот поступок. Тем не менее он по-прежнему надеется на торжество справедливости и здравого смысла.
   Участвовать в открытии памятника планировал актер театра и кино, народный артист РСФСР Александр Михайлов. Он с сожалением отметил, что пресса не слишком откликнулась на эту конференцию, и сделал предположение, что это свидетельствует об идеологических мотивах и некоем давлении сверху. По убеждению артиста, это показатель текущего уничтожения истории целой страны, где можно построить грандиозный по масштабу «Ельцин-центр» с выраженным искажением истории, нивелированием великих правителей, вроде Александра III Миротворца, но с поклонением государственному деятелю, разрушавшему Россию. И где фигура собирателя и создателя страны – православного царя Ивана Васильевича – будоражит людей, вызывает отторжение, намеренно демонизируется. Александр Михайлов напомнил, что пятеро актёров умерли от неправильного соприкосновения с этой личностью и сам он пережил две клинические смерти, но выжил и открыл для себя великий мир царя, которого мало кто превзошёл. Он также упомянул композитора Г.В. Свиридова, писавшего музыку к постановкам об Иване Грозном и вдохновлявшегося этой мощной фигурой. Александр Яковлевич уверен в злом умысле того, кто стоит за последними событиями. Он охарактеризовал их, как архидраму и проявление культурного геноцида.
    Историк и писатель Борис Галенин напомнил, что именно Иван Грозный с помощью земских соборов развивал механизмы местного самоуправления, которые спасли Россию от Смуты уже после его смерти, породив национальных героев Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского. И он обратил внимание, что сам прецедент присяги самозванцу стал возможен именно потому, что была крепка народная любовь к царю Ивану и массы жаждали видеть на троне именно его наследника, пусть и неправдоподобно «чудом выжившего». И такую фигуру сейчас выставляют в качестве кровавого тирана. Публицист и иконописец Виктор Саулкин выразил уверенность, что чёрный миф об Иване Васильевиче – часть чёрного мифа о России, созданного во время первой информационной войны, разразившейся вокруг Ливонского ордена. В его основе идея, что русская государственность, заложенная этим царём, изначально порочна. Такие историки, как Н.М. Карамзин или художник И.Е. Репин, укрепляли это суждение, хотя своими решениями Царь создал мощную страну с духовной парадигмой Третьего Рима. Поэтому Виктор Саулкин убеждён, что, несмотря на борьбу с памятниками, главный монумент Ивану Грозному уже давно существует: это – сама Россия и восточно-христианская цивилизация.
   2 мая на сайте Фонда «Русский витязь» было опубликовано обращение общественности города Александрова по минувшему инциденту. В нём говорится, что граждане возмущены актом вандализма, невежества, беззакония, бескультурья, безответственности и хамства в отношении всемирно известного скульптора В.Н. Селиванова. В частности, в нём говорится: «Мы требуем от правоохранительных органов незамедлительного расследования этого вопиющего акта вандализма над произведением искусства, подаренного городу Александрову, установления виновных и привлечения их к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Мы обращаемся к губернатору Владимирской области Орловой С.Ю. с требованием проведения срочного служебного расследования действий чиновников администрации Александровского района и возвращения собственности Фонда «Русский витязь» – подарка городу Александрову на его законное место».
   Пока ситуация вокруг открытия остаётся неопределённой. В качестве возможных вариантов даты открытия в разных источниках упоминаются то июнь, то август 2017 года. «Русский Вестник» продолжает следить за развитием событий в Александрове.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION