14.04.2017: БЫТЬ ЛИ ПАМЯТНИКУ ИВАНУ ГРОЗНОМУ В РУЗЕ?
   
   21 марта в зале лектория Государственного исторического музея состоялся круглый стол, посвященный инициативе установить памятники Ивану Грозному, его первой жене Анастасии и их сыновьям Ивану Ивановичу и Федору Ивановичу в городе Рузе Московской области. В обсуждении приняли участие историки, публицисты и писатели, деятели культуры, священники Русской Православной Церкви и глава местной администрации. В ходе заседания произошло фактическое разделение двух прямо противоположных взглядов, а ожесточённые дебаты вокруг фигуры царя отразили общую картину в миниатюре.
   Небольшой зал с трудом вмещал всех гостей мероприятия. Помимо научных и общественных деятелей, обсуждающих инициативу, в Москву приехало немало жителей г. Рузы, чтобы лично присутствовать при определении судьбы возможной новой достопримечательности. А именно с такой целью – привлечение внимания к старинному городу и развитие Рузского городского округа как территории, привлекательной для внутреннего туризма, подходит к делу глава администрации Рузского района Максим Тарханов, поддержав предложение об установке памятника со стороны Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого. Оценку политических достижений и личных качеств первого Русского Царя он доверил научным кругам и общественности.
   Писатель и православный историк Леонид Болотин, выступая за установку памятника, отметил, что не только связанный с масонством Н.М. Карамзин, но и С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский намеренно искажали образ Ивана Грозного, через него опосредованно критикуя русское самодержавие в целом. В советское время накопился массив исторических трудов по личности царя репрессированных до и после войны специалистов, который остался неизученным; только профессор И.Я. Фроянов после многих десятилетий критики и забвения занимается реабилитацией царской фигуры. Кандидат исторических наук Павел Петин цитировал выдержки из летописей, по которым можно предположить, что царь ездил через Рузу в Можайск, что стало изначальным обоснованием инициативы. Писатель, математик и историк Борис Галенин рассказал об опричнине как о феномене внесистемного управления государством и эффективной спецслужбе своей эпохи. Также Борис Глебович говорил о насаждении лжи и клеветы в массовом сознании и приводил примеры спекуляций вокруг биографии героя взятия Казани и Молодинской битвы князя М.И. Воротынского.
   Публицист, иконописец, обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин сказал, что главным памятником первому царю уже является само Государство Российское, при нём окрепшее и многократно возросшее, а также державная формула Третьего Рима, лежащая в основе Православного Царства. Настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл Сахаров отметил, что Иван Грозный перенёс византийскую традицию в Москву, сделав её центром восточно-христианской цивилизации, и уже этим, не говоря о государственной деятельности, он заслужил памятник не только в Рузе, но и в 150 основанных им городах.
   Член Русского географического общества, историк и журналист Алексей Оболенский выразил уверенность, что именно аппарат опричнины смог соединить страну, выведя её из феодальной системы родственных отношений бояр, поэтому опричнина была необходима для обеспечения будущего России.
   Народный артист РСФСР, актёр театра и кино Александр Михайлов рассказал, что проникся образом Ивана Васильевича, исполняя его роль в Малом театре, и убеждён, что такой памятник нужен. Между прочим, он напомнил, что в Екатеринбурге появился гигантский «Ельцин-центр», где почитается вызывающая оправданную ненависть у миллионов современников личность первого Президента РФ: разве хотя бы это не довод при всех спорах вокруг фигуры первого русского Царя для решения увековечить его?
   Поддержал идею установки иеромонах скита во имя Божией Матери «Всецарица» подворья Данилова монастыря Михей, отметив, что царь всю жизнь боролся с врагами России – как с внешней, так и с внутренней угрозой, – сохранял чистоту православной веры, и теперь защита его оклеветанного имени – борьба за правду Божию, поскольку Царство основал сам Христос, и другого нет. Художник и скульптор Олег Молчанов говорил о царе как о праведнике, знавшем наизусть Писание и сочинявшем стихиры, о библиофиле и просвещённом человеке, проповедовавшем исключительно любовь. Именно эту тему он хотел отразить в скульптуре государя и его любимой жены Анастасии.
   Официальную позицию архиереев РПЦ озвучил протоиерей Олег Митров благочинный церквей Наро-Фоминского округа, член синодального комитета по канонизации святых, настоятель Никольского собора Наро-Фоминска. Он выступил на круглом столе как представитель митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и крайне критично отозвался об инициативе, перечислив принятые комиссией аргументы против канонизации Ивана Грозного, которому вменяются массовый террор, личное участие в убийствах, разнузданный разврат, резня в Новгородском походе и т.д.
   Ещё один убеждённый противник Ивана Грозного, главный редактор историко-краеведческого альманаха «Подмосковный летописец» Сергей Шокарев цитировал Новгородскую летопись, подчёркивая, что уже там писали, как разрезали мужчин, а женщин с детьми топили в Волхове. По его оценке, это не семьянин и великий правитель, а многоженец, тиран и убийца. Его доклад постоянно сопровождался возгласами из зала: «Ложь!»
   Особенно экспрессивно из стана противников прозвучало выступление доктора исторических наук, профессора РГГУ Константина Ерусалимского, которое он начал с контраргументов и критики других докладчиков, а затем перевёл свою речь в общественно-политическое русло, выразив личную тревогу по поводу популяризации карающей власти и воинствующего Православия. Профессор обратился к письмам европейских монархов, в которых Иван Грозный перечисляет среди достижений многочисленные победы над магометанами и изгнание иудеев, и задался вопросом: такую ли «Святую Русь» хотят видеть современники?
   Президент фонда Василия Великого Василий Бойко-Великий отметил, что данный памятник ставится только с целью прославления исторических заслуг Царя и о канонизации сейчас речи не идёт. При этом к вопросу об отношении РПЦ он добавил, что открывшийся в Орле памятник окропил сам духовник Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий.
   Глава рузской администрации Максим Тарханов прочувствовал накал страстей вокруг царской фигуры в полной мере, пытаясь примирить стороны или хотя бы остановить эскалацию конфликта. В итоге, ссылаясь на то, что Иван Васильевич советовался с мнением народа на Земском соборе, он решил провести публичное обсуждение в городе с привлечением большего числа местных жителей. Таким образом, пока судьба будущего памятника под вопросом.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION