02.05.2016: СТО ВОПРОСОВ БЛАГОЧЕСТИВОГО СКЕПТИКА
   
    Гаванская встреча и подписанная там Декларация. Главные вопросы, смущающие значительную часть народа Божия, оформились за прошедшие два месяца уже довольно ясно.
   К сожалению, многие из этих вопросов пока повисают в воздухе. Но, слава Богу, не все!
   Так, самый главный и самый болезненный, на мой взгляд, вопрос – о религиозно-каноническом содержании Гаванской встречи – был недвусмысленно закрыт после неоднократных высказываний патриарха Кирилла, заявившего: «Мы честно говорим о разделении. Мы остаемся на тех позициях, на которых были наши отцы. Церкви нельзя сблизить – даже не то что соединить – договоренностью между двумя лидерами… Церкви нельзя соединить даже договоренностью всей иерархии. Мы до сих пор разделены в понимании Святой Троицы!»
   Не менее резко высказался патриарх и про унию.
   Впрочем, я понимаю, что цитатами сомневающихся убедить трудно. Увы, доверие значительной части паствы к священноначалию подорвано, и такого рода «самосвидетельства» они не примут. Что ж, может, тогда они примут во внимание глас преподобного Паисия Афонского (Эзнепидиса, умер в 1994-м), который в 1969 году после неоднократных встреч тогдашнего Константинопольского патриарха Афинагора с папой римским Павлом VI, после свершённой им беззаконной «отмены» анафем, наложенных Отцами на папистов, писал: «По моему мнению, отделяться от Церкви всякий раз, когда патриарх совершает ошибку, – дело совсем негодное! Быть вместе с Матерью-Церковью – это долг и обязанность каждого её члена, чтобы бороться за благочестие. Прекратить же поминовение патриарха – это, я полагаю, бессмысленно… Если из-за того или иного отклонения патриарха мы отделяемся и создаем собственные «церкви» – мы уподобимся протестантам. Уйти легко, вернуться трудно…» (23 января 1969 г., письмо архимандриту Харлампию Василопулусу).
   С этим, надеюсь, всё ясно. А вот вопрос о церковно-политических причинах и результатах Гаванской встречи, думаю, адекватных ответов пока не получил. Давайте скажем честно: вялые разговоры про «совместную защиту христиан на Ближнем Востоке» никого не убеждают! И это при том, что, судя по международной обстановке, со временем такой вопрос будет становиться всё актуальней.
   Ну, сказали бы честно: 1) встреча с папой и подписание гаванской Декларации нужны были не только – и не столько – РПЦ и лично патриарху Кириллу, сколько Кремлю и Путину, ибо: 2) это позволило Москве провозгласить, что «даже папа римский признал Россию как главную защитницу традиционных христианских ценностей во всём мiре». А такой статус придаёт Кремлю на международной арене совершенно иной вес. Наполняет его политику новым моральным, нравственным, историческим содержанием. Придаёт нынешней путинской стратегии столь необходимую ей духовно-историческую опору, формирует её универсальные ценности, опирающиеся на тысячелетнюю религиозную традицию.
   Всё это выводит Москву на совершенно иной уровень международного авторитета. Ибо на фоне содомской вакханалии в некогда христианских странах богоборческого ныне Запада, на фоне бессилия самого Ватикана противопоставить что-либо этому сатанинскому разгулу (вспомним сталинскую иронию: «А сколько дивизий у папы римского?») Россия становится сегодня главной силой сопротивления антихристовой глобализации. Главной опорой в борьбе с «новым мировым порядком». Главным защитником исторической традиции как основы любой здоровой политической, экономической, общественной и народной жизни…
   Российская империя по совокупности всех параметров – размеров, способности управлять своими территориями, долговечности существования – являлась величайшей империей всех времен. России историей предназначена великая миссия связующего звена между Востоком и Западом…
   Нам очень важно глубоко осознать непрерывность российской истории, из которой невозможно вымарать какие-то отдельные периоды, и важность синтеза всего массива наработанных нашим народом позитивных традиций и исторического опыта в качестве основы для энергичного продвижения вперед и утверждения по праву принадлежащей нашей стране роли одного из ведущих центров современного мира, поставщика ценностей развития, безопасности и стабильности.
   Главной приметой современного этапа являются стремительные перемены во всех сферах международной жизни... Общечеловеческая солидарность должна иметь нравственную основу, формируемую традиционными ценностями...»
   Церковь, со своей стороны, подтверждает грядущее Русское Возрождение словами патриарха Кирилла: «Россия сегодня выступает главной силой, защищающей христиан по всему мiру. В сегодняшней ситуации защита России есть защита православной веры. Пусть Господь хранит Отечество наше! Пусть Господь хранит Церковь нашу, хранительницу веры и духовной силы народа! Пусть Господь хранит весь наш народ, помогая ему сохранить веру, а вместе с верой – и сознание высшей справедливости и Божественной правды, без осуществления которой в человеческой жизни нет и не может быть ни радости, ни счастья, ни свободы!»
   «Совопросников века сего» всегда было много, а в нынешние лукавые времена стало ещё больше. Но лично я думаю, что лучше не сотрясать впустую воздух, а каждому из нас постараться, в меру собственных сил, чтобы вопросы эти поскорее разрешились правильно и конструктивно. На пользу России, русскому народу и каждому из нас…
   Смута в умах и церковные нестроения – это, конечно, плохо. Это – несчастье. Но по милости Божией эти несчастья всколыхнули и вбросили в центр внимания целый пласт проблем, долго остававшихся закрытыми для обсуждения на страницах значительной части православных СМИ. Проблем, не решив которые, мы не сможем добиться духовного оздоровления нашей народной жизни, равно общественной и политической. Это в первую голову проблемы доверия/недоверия паствы к пастырям, рядовых священников к московскому священноначалию, проблемы наличия/отсутствия соборности в среде епископата, даже на Архиерейских Соборах!
   После встречи в Гаване и одобрения документов Всеправославного Собора критика действий патриарха Кирилла почти мгновенно вспыхнула в Петербурге и Москве, в молдавских и украинских епархиях Русской Православной Церкви, в других Поместных Церквах… Возникло движение «непоминающих», к которому подключились весьма авторитетные в народе пастыри… Даже в архиерейской среде нашлись недовольные, не побоявшиеся открыто высказать своё несогласие с патриархом.
   Думаю, столь резкая реакция значительной части православной общественности и рядового духовенства оказалась для московского священноначалия неожиданной. Возможно, и для самого патриарха тоже… Но эта смута, на мой взгляд, подобна горькому лекарству или болезненной медицинской процедуре. Больно, но полезно. Ведь там, где живёт наше церковное священноначалие, в разреженной атмосфере высокой политики, в окружении кремлёвских олимпийцев, иногда, увы, теряется ощущение реальности. И на этом фоне немного «грубого реализма» со стороны консервативных церковных низов – лекарство весьма полезное.
   При этом таких «заторможенных» патриотов совершенно не смущает вопиющее несоответствие их застывшего мировоззрения с реальностью.
   Отсюда же – зубодробительная критика со стороны таких «вечно вчерашних» патриотов любых начинаний президента Путина и патриарха Кирилла. Отсюда – громогласные стенания о том, что в очередной раз «всё пропало», в очередной раз «Путин всё слил», а «Кирилл предал веру»... Жизнь стремительно меняется, а «патриотическая общественность», сформировавшаяся как общественно-политическое явление в «лихие 90-е», застыла в горделивом (хотя и безосновательном) сознании собственной значимости, праведности, истинной «русскости» и… стремительно деградирует. Увы!
   Сегодня «непримиримо антипутинская», она же «антикирилловская», часть нашей патриотической общественности состоит из нескольких основных фрагментов, нескольких главных группировок. Они зачас-тую могут конфликтовать между собой по частным вопросам, но всегда едины в общем мнении о том, что нынешний «антинародный режим» (в союзе с «сервильной Церковью») ни к чему, действительно, нужному и полезному для русского народа не способен.
   Итак, приступим.
   1. «Продвинутые» дилетанты. Эти критикуют нынешний «бездарный режим» и «продажное священноначалие» совершенно бескорыстно. Можно сказать – из любви к искусству как таковому. Это пикейные жилеты ХХI века – с потрясающим апломбом и не менее потрясающей некомпетентностью.
   Они по любому случаю готовы, говоря словами знаменитого булгаковского профессора Преображенского, «давать советы космических масштабов и такой же космической глупости». Страдают конспирологией в запущенной форме, везде и всегда ищут «закулисные мотивы» и «скрытые причины». Подозрительны и обидчивы: не могут простить Путину (как и патриарху Кириллу) либеральные «грехи молодости» двадцатилетней давности…
   2. Глупые. Ну просто глупые, то есть банально не способные к адекватному анализу ситуации. Не умеющие делать мало-мальски правильные выводы из доступной им информации. Они, увидев в окружающей их жизни какую-нибудь реальную или мнимую проблему/несправедливость/конфликт, просто не могут себе представить другого способа решения, кроме как «расстрелять всех виновных». Виновным, естественно, тут же назначается «режим».
   О последствиях такие горе-патриоты никогда не задумываются, считая, что как только все причастные к проблеме/несправедливости/конфликту будут ликвидированы, остальное само собой устроится наилучшим образом. Таковые искренне не понимают, что «крах гэбэшного режима» сегодня будет означать крах единого российского государства, кровавую гражданскую войну, не менее кровавую либеральную диктатуру, внешнее управление и раздел страны на множество «самостоятельных» протекторатов Запада. А для Церкви – тотальную тиранию еретиков-обновленцев и униатов-экуменистов, неизбежно чреватую страшными внутренними потрясениями, расколами и утратой спасительной благодати Божией…
   3. Жадные. Это – неисправимые любители считать деньги в чужих карманах. Они очень огорчаются, когда оказывается, что там денег больше, чем у них самих. Для них нет ничего ненавистнее «социального неравенства» и никого страшнее «олигархов-кровососов». Сама мысль о том, что они, такие умные и благородные, остаются бедными, а сволочи-воры-кровососы-олигархи-коррупционеры – богаты, приводит жадных в полное неистовство. Которое они почему-то считают «благородным гневом» и «обидой за ограбленный народ». В реальной жизни такие «борцы за народное счастье», как правило, ни к чему не способны, кроме брюзжанья…
   4. Бездарные. Это – «неудачники по жизни». Они всегда «против». Просто потому, что никакого другого средства заявить о себе и своей значимости они не знают. Не достигнув в собственной жизни и рабочей карьере ничего значительного и не имея никаких талантов, они повышают свой авторитет у окружающих (в основном в соцсетях) зубодробительной критикой всего того, что их окружает. При этом их подсознательный мотив прост и понятен: «Всё плохо, потому что меня не оценили, вот если бы за дело взялся я, тогда всё было бы по-другому: хорошо и правильно».
   5. Политиканы-карьеристы. Эти критикуют расчётливо и цинично, желая понравиться «ширнармассам» и повысить рейтинг. Случается, озвучивают здравые мысли, высвечивают реальные проблемы, предлагают правильные пути решения. Из всех – наиболее адекватные и рассудительные, но абсолютно беспринципные и бессовестные. Как правило, из бывших либералов.
   6. Национально озабоченные. Тут кипит настоящий коктейль из самых разных и экзотических ингредиентов: псевдоарийских родноверов, «русских язычников», непримиримых националистов, скинхедов, «белых» расистов, антисталинистов-антисоветчиков и т.д. и т.п. Их главный тезис: «Нынешний режим, несмотря на патриотическую риторику, по-прежнему губителен для русского народа».
   При этом русские нужды они понимают крайне примитивно. Власть патриотов в их понимании – это: «хватит кормить Кавказ»; визовый режим с бывшими республиками СССР в Средней Азии; русские вой-ска, воюющие на Украине (называется «помощь Донбассу») и внутренний политический террор в отношении всех «врагов русского народа». Среди которых, кстати, одно из первых мест занимает Русская Православная Церковь как главная опора «жидохристианства».
   7. Благонамеренные. Эти, действительно, озабочены вопросами русского национального, духовного и державного возрождения. Среди них попадаются люди, в своей профессиональной области, безусловно, талантливые, авторитетные и достигшие немалых результатов. Но они постоянно тонут в частностях, не способны посмотреть на ситуацию в целом, так сказать, «с птичьего полёта». А потому, сталкиваясь с той или иной реальной политической проблемой, приходят в уныние, сетуют на «продажный режим», на «русофобов в Кремле» и «вероотступников в Церкви».
   Именно благонамеренные – главные «всепропальщики» всех сетевых СМИ, главные сторонники тезисов «путинвсёслил» и «мынапорогекатастрофы». Они всегда и везде видят предателей и отступников, готовых продать Россию и веру не за понюх табаку, живут в мрачном, унылом мире – в постоянном ожидании неизбежных бедствий и окончательной катастрофы…
   Таков, с моей точки зрения, коллективный портрет значительной части нашей «патриотической общественности», в состав которой, повторю, я и себя, грешного, тоже включаю, находя и в самом себе черты всех перечисленных выше психотипов. Наша главная беда в том, что многие из нас остаются смертельно обиженными на Путина, который нас-де не оценил, на Кирилла, который-де с нами не советуется.
   И впрямь, переняв львиную долю наших патриотических лозунгов, Кремль и Чистый переулок категорически отказались впускать «во власть» самих заслуженных «лозунгоносцев». И теперь им, обманутым в своих надеждах, не остаётся ничего другого, кроме как клеймить «коварных гэбистов» и «отступников-иерархов», паразитирующих на якобы искреннем патриотизме низов исключительно ради прикрытия собственных корыстных интересов…
   По мере того как Православная Церковь во главе с патриархом Кириллом всё теснее сближается с Кремлём – фактически возвращая себе былой статус главной духовной опоры Российской империи, утраченный после богоборческого переворота 1917 года, – они всё громче протестуют против такого «беззаконного слияния» с «безбожным государством». И в конечном итоге обречены либо на исход в какую-нибудь карликовую «истинно православную» юрисдикцию, либо на маргинальное существование внутри РПЦ в роли вечно всем недовольных и брюзжащих по всякому поводу и без повода «зилотов»…
   Такова, на мой взгляд, сегодня общая палитра непримиримых антипутинистов и криллоненавистников. К сожалению, по мере того как в России формируется всё более мощное пропутинское и прокирилловское ядро, они, со своей стороны, лишь укрепляются в своём эсхатологическом пессимизме и всё больше напоминают секту. А жаль…
   Господи, помоги нам, грешным, сохранить богозаповеданное единство, отличить правду от лжи, благие намерения от лукавой подделки, реальные опасности от бесовских миражей!
   

Константин ДУШЕНОВ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION