05.06.2015: ВСЕСЛАВЯНСКИЙ СОБОР ПРИЗЫВАЕТ КОНСОЛИДИРОВАТЬСЯ
   
    C 21 по 24 мая в Москве проходил XII Всеславянский собор, целью которого была заявлена координация общих усилий в противостоянии вызовам и угрозам славянскому миру, а также выработка стратегии укрепления политических, культурных, научных, экономических и духовных связей между славянскими народами. В столицу съехались участники из разных европейских стран и регионов России. В течение трёх дней проходили пленарные заседания и тематические секции, а в завершение делегаты присоединялись к широкому празднованию Дня славянской письменности и культуры на Красной площади. Итогом собора стало учреждение на его платформе Международного союза общественных объединений «Всеславянский союз».
   На Всеславянском соборе обсуждался широкий спектр полей взаимодействия: от общественных и политических институтов до фольклорных фестивалей; поднимались старые локальные вопросы вроде автономии Подкарпатской Руси и глобальные – вроде Евразийского союза государств. Также президиумом обсуждался итоговый проект документов для последующего принятия и регистрации в Министерстве юстиции. В мероприятиях принимали участие гости из Черногории, Словакии, Чехии, Республики Сербской, Польши, Приднестровья, Белоруссии и Украины: ДНР и ЛНР, а также представители русинов.
   Открытие состоялось утром 21 мая в Конференц-зале Московского Дома ветеранов войн и вооружённых сил, что на Олимпийском проспекте.
   В качестве вступления председатель Всеславянского собора, писатель, публицист и исследователь Н.И.Кикешев продекламировал строки из ставшего за почти полтора века хрестоматийным воззвания «Славянам» Фёдора Тютчева. В ходе отчётного доклада Николай Иванович сказал, что в течение многих столетий в основе мировой истории лежит противостояние германской и славянской цивилизаций, апогей которого имел место 70 лет назад. Победа далась нелегко, а последствия агрессии нацистской Германии и стран Оси поистине чудовищны: из 50 миллионов жертв Второй мировой войны 35,3 миллиона приходится именно на славянские страны.
   Кажется, всё вернулось на круги своя: германская экспансия и давление на славян, попытка стравливания между собой, но только основным источником угрозы является уже не поверженный Рейх, а другая ветвь той же германской цивилизации – США. Николай Кикешев подчеркнул, что Соединённые Штаты умело манипулируют другими странами, используя традиционные приёмы пропаганды и механизм расширения НАТО, в чём опирается на помощь Европейского союза. Разрушение славянского самосознания и взаимопонимания происходит через мотивацию членством в ЕС, которое сулит материальную выгоду и общее повышение статуса, а также через формирование в массовом сознании образа России – агрессора, от которого маленькие европейские страны должны защищаться, уповая на десницу Североатлантического альянса. Таким образом, уже интегрированные в общеевропейский политические курс славянские лидеры подхватывают антироссийскую риторику, и этот процесс продолжает прогрессировать. На этом нелицеприятном фоне Николай Иванович считает необходимым всеми доступными средствами препятствовать эскалации конфликта между восходящими к общему корню народами и напоминать о том, что единство предписано славянам свыше самим происхождением, ментальностью и историей.
   Президент Академии геополитических проблем, профессор МГИМО, экс-начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны, генерал-полковник Л.Г. Ивашов выступил с докладом «ХХ век – ренессанс славянского мира». По его словам, данная формулировка – не патетика, а результат глубокого геополитического анализа нынешней ситуации на планете: западноцентричный мир подходит к рубежу глобальной катастрофы, и все это понимают. Запад не является мировой цивилизации, ибо ещё Н.Я. Данилевский отмечал, что все цивилизации имеют собственные особенности и функции, и они должны вносить свой вклад в копилку человечества. Генерал уверен, что Запад, начиная со времён Древнего Рима, тормозит духовное развитие человечества, подчиняя всё вселенское движение эксплуатации и власти денег. Также он убеждён, что все демократии создаются ради прибыли.
   В настоящий момент человечество приближается к черте «быть или не быть», и мир начинает коренным образом меняться. В результате этих изменений отдельные народы и страны не смогут выстоять под давлением, однако, как предрекал Данилевский, с которым в данном вопросе перекликались Арнольд Тойнби и Освальд Шпенглер, главными фигурами остаются мировые этнокультурные цивилизации. Генерал Ивашов видит три главных возможных вектора развития человечества. Первый – это однополярный мир по американской модели, второй – монополярный под властью мирового капитала и олигархии, третий – многополярный, представленный параллельно существующими цивилизациями. Сегодня активно силами США и их союзников активно выстраивается первый вариант, что происходит в ущерб окружающим, но ещё Тойнби писал: «Агрессия на протяжении столетий является единственной формой общения Запада с внешним миром». Генерал предупреждает, что опасность грозит не только отдельным странам, но и формациям большего масштаба, ибо при превращении мира в арену межцивилизационной борьбы уничтожаются целые цивилизации. По его утверждению, под угрозой находятся исламский и православный мир, которые могут быть союзниками. Такие объединения, как Евразийский союз, ШОС и БРИКС, противостоят американской экспансии в частности и самому однополярному мироустройству. Причём, если безусловным экономическим лидером здесь выступает Китай, то политическим – Россия, которая даже при бездействии уже по своей сути является супостатом западной «антицивилизации».
   
    Парад Победы 9 мая этого года значим ещё и тем, что по наблюдению Л.Г. Ивашова, продемонстрировал сплочённость присутствующих на Красной площади представителей азиатских и латиноамериканских стран вокруг России, их готовность вместе драться против Запада. Для полноценного союза не хватает духовного вектора, и самыми универсальными ценностями, подходящими для любой нормальной цивилизации, являются русские православно-славянские ценности, в чём эксперт по геополитике уверен. Он напомнил, что великий Ф.М. Достоевский видел в совести основу русской души, а именно жизни по совести и справедливости в нынешнем мире не хватает, и за них необходимо бороться. Завершилось выступление цитатой немецкого русофила Вальтера Шубарта: «грядущие столетия принадлежат славянам».
   Президент Ассоциации юридических вузов, депутат, главный научный сотрудник ИСПИ РАН, президент Международной Славянской академии С.Н. Бабурин говорил о проблеме Союзного государства и единства восточных славян. Он констатировал, что на данный момент проект не состоялся, поскольку за 15 лет его существования так и не проведены выборы союзного парламента, не принят конституционный акт, но так случилось не из-за нежелания народов РФ и Республики Беларусь, а по причине непонимания национальных элит. Сергей Николаевич предостерёг, что на фоне реванша фашизма на территории Украины не замечают рост антироссийских настроений в Белоруссии: ранее было немыслимо, а теперь не составляет труда найти в Минске монографии и фундаментальные исследования на тему «оккупации Беларуси Россией». Однако идея консолидации восточнославянских народов себя не исчерпала, и необходимо повышать резонанс, способствовать диалогу элит обеих стран, укреплять рост сотрудничества в материальной, экономической и, прежде всего, духовной сфере.
   Сергей Николаевич напомнил, что в этом году отмечается 500-летие со дня смерти преподобного Иосифа Волоцкого – ревностного поборника церковного благочестия и обличителя ереси жидовствующих, давшего в своё время собственную концепцию Русского мира. Он обратил внимание, что церковное понятие «жидовствующие» относится не к иудеям, а к христианам, искушённым сектантской проповедью и отпавшим от православия; в XV веке знаменитый игумен боролся не с евреями, а со славянами, лишившимися национального мышления. Подобные ереси, искажающие мировоззрение и толкающие элиты на путь предательства, встречались в разных странах, и не только в те времена; сегодня их сменяют идеологии, отрывающие народы от своих корней.
   Сергей Бабурин призвал поддержать проект союзного государства «Русь» и евразийскую интеграцию, где, по его признанию, сегодня стыдливо прячутся русские патриоты, которым пора перестать стесняться самих себя и начинать открыто отстаивать свою цивилизацию.
   Знаменитый прозаик и православный публицист, секретарь правления Союза писателей России В.Н.Крупин заявил, что всё в мире делится не по этническому или религиозному признаку, а проще: на тех, кто за Христа, и тех, кто против Него. Сначала христианство подвергалось гонениям, но когда стало понятно, что его уже не победить прямым насилием, то противники прибегли к подмене при переводе Священного Писания. Владимир Николаевич подчеркнул, что православные живут по каноническому переводу Ветхого Завета на древнегреческий язык – Септугианте, а Запад получил латинскую Вульгату, что и легло в основу духовного раскола; постепенно католический мир пришёл к индульгенции, падению и разврату. Выдающийся проповедник Мартин Лютер восстал против власти Римского престола, но его борьба увела Европу в другом направлении, породив множество протестантских приходов. Затем происходило философское переосмысление смысла человеческого бытия, порождающее всё более противопоставляющие себя христианству учения. Джон Локк выделил главенство чувство и ощущений индивидуума, Иммануил Кант говорил о разуме, позже Артур Шопенгауэр вывел на первый план волю, что повлияло на сентенции Фридриха Ницше о сверхчеловеке и, подкрепившись дарвинизмом, породило фашизм. Идея о расе господ, распоряжающейся стоящими ниже на эволюционной лестнице, естественным образом развилась в результате этого пути европейской мысли. Однако писатель заметил, что Запад ещё может спастись, если придёт ко Христу.
   Обращаясь к текущему конфликтному моменту, Владимир Крупин заявил об абсурдности попыток запугивания России санкциями, если СССР выстоял в Великой Отечественной войне. Он также призвал не бояться материальной нужды, отметив, что живущий в нищете – живёт ради Бога. Именно в православии писатель рекомендует искать единение славян и напоминает, что учение К.Маркса было всесильным до тех пор, пока оставались сильными его носители, а затем с грохотом рухнуло, в то время как христианство остаётся подлинным и вечным идеалом.
   Директор Института Русской цивилизации, писатель и публицист, главный редактор газеты «Русский Вестник» О.А. Платонов выступил с докладом «Русская цивилизация – несокрушимое ядро славянского мира». Он – издатель огромного числа трудов русских мыслителей из когорты славянофилов, которые ещё в XIX веке выражали своё видение особой задачи славянства, состоящей в реформировании миропорядка на новых основах. Они исходили из позиции, что славянские народы являются частями некогда раздробленного единого целого, сохранившими общие духовные ценности, из которых и складывается цивилизация. Среди оных преобладание общественных благ над личными, духовных над материальными. Западная цивилизация, напротив, строилась на фундаменте индивидуализма и рационализма. В центре истории славянства – ожесточённая борьба против романо-германского мира.
   Обобщая суждения славянофилов, Олег Анатольевич резюмировал: славянский мир традиционно выступал в роли бастиона, отражающего удары мирового зла, и стал главной силой, повергавшей тех, кто мечтал о тотальном господстве. В IX веке Русь сокрушила рабовладельческий Хазарский каганат, в течение XIII–XV веков происходили столкновения славянских государств с германским миром, отразившиеся, в частности, в Невской и Грюнвальдской битвах, в XIX столетии не смогла покорить славян империя Наполеона Бонапарта. В ХХ веке именно славянский мир похоронил мечту Запада о порабощении мира, воплощённую в политике нацистской Германии, хотя добился этого ценой самых страшных жертв. Оценивая текущий момент, Олег Платонов с сожалением констатировал свершившуюся оккупацию славянского пространства Западной цивилизацией, но только уже под предводительством США.
    Таким образом, бесчисленные попытки Запада захватить и освоить пространство славянской цивилизации начались с незапамятных времён. Это совершается разными методами, и сегодня задача славянских государств, включая Россию, состоит в том, чтобы освободить мир от агрессивного и ложного веяния с Запада. Россия вступила в открытое противостояние с американской агрессией, когда стало очевидно, что США стремятся по-своему сделать то, чего не смог Гитлер. Итоги длившейся веками борьбы демонстрируют мощь славянской цивилизации, которую определил её дух, формирующий её ядро – Русскую цивилизацию. Эта духовно-ценностная основа, православная системообразующая для всего славянства, именуется Святой Русью. Как говорил великий православный подвижник, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев, это особое благодатное свойство русского народа, которое делает его оплотом христианства во всём мире, но избранным не для подавления других народов, не для господства над другими народами, а для первенства в борьбе с мировым злом. Святая Русь раскрывается через такие составляющие, как духовная цельность, добротолюбие, нестяжательство, соборность, и патриотизм и державность. Последнее понятие сочетает в себе симфонию светской и духовной властей, базируется на теории «Москва – Третий Рим», провозглашающей Российское государство защитником православной веры и всех притесняемых христиан.
   Олег Анатольевич выделил основные задачи, лежащие перед движением и продиктованные вызовами времени. Во-первых, необходимо воспрепятствовать размыванию духовных ценностей и уничтожению национальных святынь славянских народов. Во-вторых, противостоять западной экспансии, в результате которой в некоторых странах люди теряют возможность распоряжаться собственной культурной и политической жизнью, попадая в подчинение интересов Вашингтона. Требуется восстанавливать настоящий суверенитет этих стран. В-третьих, нужно защитить от разграбления ресурсы, имущество и земли славян, поскольку наметился их переход в собственность транснациональных корпораций и отдельных монополистов. И, наконец, сохранить сами славянские народы в условиях приближающегося крушения Западного мироустройства.
   Его падение славянофилы предрекали ещё в позапрошлом столетии, а текущий кризис прямо указывает на грядущие изменения. Запад исчерпал собственные ресурсы, поэтому с вожделением смотрит на славянские страны. Навязывая славянам интеграцию и суля блага, он не поможет славянству, а лишь потянет за собой в пропасть. Реальное же спасение может предложить единство внутри собственной цивилизации, объединённой вокруг России. Такой проект, как создание конфедерации славянских государств, не предполагает чьего-то поглощения Россией, но предлагает равноправный союз. Олег Платонов заключил, что сейчас сама жизнь подталкивает к единению на такой платформе, ибо правительства и режимы приходят и уходят, а славянская идея остаётся.
   Первый заместитель председателя Всеславянского собора, председатель Всеславянского комитета Зденек Опатршил рассказал о значимости фольклора и народных традиций для формирования самосознания. Отметив, что никто не выбирает, кем родиться, чешский делегат констатировал, что без национальной гордости и исторической памяти народы обречены на гибель.
   Президент Всероссийского фонда образования, академик РАЕН С.К. Комков, также проживающий в Чехии, говорил о положении и взаимоотношениях русских диаспор в этой стране. По его оценке, организация соотечественников за рубежом представляет собой многослойный пирог, в коржах которого встречаются потомки белоэмигрантов, немецкие коллаборационисты, диссиденты и выходцы из постсоветской России. И, если ключевую роль в международном славянском движении играет русский народ, то необходимо упорядочить эмигрантские структуры и очистить организации от проходимцев, только разворовывающих деньги. Сергей Константинович также призвал объединить усилия в противостоянию тлетворному влиянию, но только не Запада в целом, ибо в Западной Европе есть много положительного, а именно США – порождению преступников, когда-то бежавших от норм и законов государств Старого света. Также он озвучил резолюцию по Украине, резюмировав, что проливающие там братскую кровь люди забыли, что они славяне.
   Председатель Литературного общества имени Негоша Милутин Мичович рассказал о ситуации в Черногории, затронув духовные, культурные и политические аспекты. Начав с того, что этот край ещё с XVIII столетия тянулся к России и русским, он посетовал, что сегодня Черногория стремится к Евро-атлантическому центру, что ведёт к культурному угнетению её населения. После развала Югославии наступил раскол и отчуждённость между южнославянскими народами, а Россия потеряла влияние на Балканах. Тем не менее, Милутин призвал сопротивляться глобализации с помощью духовных ценностей, исторической памяти и церкви. Он уверен, что потенциал для этого не растрачен, напоминав, что черногорцы считаются сербскими спартанцами и наследниками Косовского эпоса.
   Постоянный член Изборского клуба, руководитель информационно-аналитического центра «Копьё Пересвета» О.В. Розанов вспомнил о «конце истории», провозглашённом американским политологом Френсисом Фукуямой. До «Крымской весны» концепция казалась верной, поскольку англо-саксонская модель начинала доминировать и побеждать. Однако события последнего года изменили расстановку сил, выдвинув Россию на роль библейского «удерживающего». По мнению аналитика, это свидетельство того, что Россия выздоравливает после разрушительных 90-х годов и снова сознаёт свою ответственность за то, что происходит не только внутри её границ, но и за пределами. Пресловутый «Золотой миллиард» не видит в своём составе ни одной славянской страны, даже Польши, как бы ни старались её элиты. Для Запада все эти народы находятся на периферии, и им уготована незавидная судьба. Олег Васильевич настаивает, что в данном сценарии государство Украина востребована только в роли антагониста России, и столкновение двух наших стран – удар по всему славянскому миру.
   Когда Красная армия начала освобождение славянских стран во время Второй мировой войны, по окопам распространился клич: «Вперёд, славяне!», и в 1945 году славянские народы действительно были объединены под покровительством советского государства.
   Профессор Университета Черногории, Елица Стоянович представила доклад по исторической преемственности и состоянию сербского языка в своей стране. В период существования Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и до второй мировой войны 91% населения этого края идентифицировали себя как сербы и общались на сербском языке. Затем к власти пришли коммунисты и по уже известной технологии начали создавать искусственную черногорскую нацию и отдельный язык. Несмотря на то, что в настоящий момент утверждается обратное, Черногория никогда не выделялась из общего корпуса сербских диалектов. Уже в 2001 году 61% населения суверенной Черногории говорили, что их язык – сербский, однако процесс размывания идентичности уже давно работал. В результате этого довольно распространена картина, когда в одной семье родители называют себя сербами, а сын – черногорцем, или два родных брата относят себя к разным нациям. На государственном уровне принимаются реформы языка, подводящиеся под доказательную базу самобытности черногорской речи, а параллельно с этим идёт активное вытеснение кириллического алфавита. Официальные письма, вывески, упаковки и названия магазинов пишутся на латинице, а кириллица остаётся преимущественно для церковных служб и ритуальных услуг. Таким образом уничтожается вековое наследие и разрушается сама идентичность сербов, окончательно перековываемых в отдельную черногорскую нацию. Елица Стоянович заключила, что утвердившаяся сегодня политика строит будущее народа на забвении, отказе от святынь, в том числе своего сердца – Косова. Она с сожалением прокомментировала решение Черногории ввести санкции против РФ, хотя для серба в порядке вещей начинать день со словами: «Бог и Россия на устах».
   Председатель Всеукраинского объединения ЗУБР («За Украину, Беларусь и Россию») Е.А. Мазур призвала аудиторию почтить память погибших на Донбассе минутой молчания. Она рекомендовала не сравнивать Приднестровье, где всего 730 тысяч человек, с Донбассом, где 8 миллионов, ибо даже при определённой схожести прецедента очевидна разница масштаба. Ведь населением в 8 миллионов может похвастаться даже не каждая европейская страна. Елена Анатольевна сравнила современную Украину с Балканами после распада Югославии, где успешно действовал принцип «разделяй и властвуй», приведя к массовому кровопролитию. По её словам, сейчас на территории Украины растут новые поколения граждан, воспитанных на оголтелой ненависти к России и русским, а идеологическое воспитание начинается со школы и даже детского сада, переходя на уровень жёсткой пропаганды в военных учебных заведениях. Елена Мазур категорически осудила отказ официального Киева от советского этапа истории и героизацию УПА, призвав польских и других делегатов обратиться в ООН с требованием запретить эти законы. По её утверждению, Украина сегодня существует в рамках прецедентного колониального права, будучи фактически управляемой Соединёнными Штатами, и, если Европа это принимает, то следует ждать развития аналогичного сценария в других странах. Помимо борьбы с законами по десоветизации, Елена Мазур, опираясь, что права евреев по всей планете оберегают законы против антисемитизма, предложила лоббировать международный закон по борьбе с антиславинизмом.
   Духовник ополченцев из ЛНР, протоиерей Олег Трофимов охарактеризовал Новороссию как феномен, порождённый Русской цивилизацией. Он убеждён, что в основе любой цивилизации должны лежать христианские императивы, а в рядах ополчения он как раз наблюдает евангельскую дружбу народов, где удмурты и чеченцы вместе с русскими, никогда не читавшими Библию, борются за русский мир. По признанию священника, с мусульманами ему общаться даже легче, чем со славянами-баптистами.
   Тему украинского кризиса продолжил глава «Ассоциации православных экспертов» Кирилл Фролов, настаивая на глубоком символическом значении происходящего. По его словам, Запад демонтирует Образ Божий в душе человека, приводя мир к покорности антихристу, и историческая миссия России состоит в противоборстве этому.
    Научный сотрудник Отдела восточного славянства Института славяноведения РАН М.Ю. Дронов рассказал об академическом славяноведении и его корреляции со славянским движением.
   Профессор МГИМО, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства, президент Русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова В.Ю. Катасонов выступил с докладом, посвящённм экономическому положению России. Сейчас идёт вторая волна экономического кризиса, угрожающая всем, и пока трудно прогнозировать, какой из мыльных пузырей лопнет раньше: Евросоюз, США или сильно переоцениваемый всеми Китай. При этом для России экономическая и финансовая блокада, как и само противостояние с Западным блоком, – вполне привычное состояние, если вспомнить эпоху «холодной» войны. А в настоящий момент, по замечанию В.Ю. Катасонова, начата самая подлая модификация «холодной» войны – война гибридная, и при этом для защиты экономики Россия не предпринимает никаких шагов и даже ничего не говорит по делу. Совсем недавно мы пережили обвал рубля, а сейчас, когда он немного укрепился, лукавят, что рубль даже может сломить евро и доллар. При этом в действительности существует угроза повторного обвала.
   Слово «экономика» в переводе с греческого в буквальном смысле означает «домострой», но в России преобладает «доморазрушение». В период войны необходимы чрезвычайные меры, и Валентин Юрьевич перечислил такие шаги. В первую очередь, это деофшоризация российской экономики, ибо недопустимо существование параллельной теневой экономики, подкрепляемой постоянно выводящимися в другие страны активами. Затем – запрет трансграничных переводов капиталов, выход РФ из ВТО и подчинение Центробанка государству. И, наконец, объявить о моратории на выплаты по внешнему долгу. Кроме того, эксперт подчеркнул необходимость новой индустриализации страны.
   Координатор Славянского комитета России, зампредседателя «Союза офицеров» России В.Ю.Садков рассказал о формах взаимодействия движения и выступал в поддержку Новороссии. Он описал основные принципы, предложенные в качестве объединяющей платформы на российской основе: Россия – это самобытная и самодостаточная страна Русской цивилизации; фундамент нравственных ценностей – духовность и справедливость; всем членам – самостоятельность в содружестве; межэтнические отношения строятся на уважении вокруг государствообразующего русского народа; повышение образования и качества жизни; история Руси и России едина и неделима, что подразумевает принятие побед и поражений, взлётов и падений; противодействие деструктивным процессам и консолидация патриотических сил.
   Член Санкт-Петербургского философского общества и философско-культурологического клуба «Универсалии систем» А.Б. Коренная выступила с докладом «Нравственность как основа жизнестойкости славянства и русского этноса», предрекая цивилизации либо гибель, либо переход к духовному пониманию жизни. Преобразиться и преодолеть первые испытания древним людям 40 тысяч лет назад помогла общинность, а осознание и понимание нравственности стало ключевым фактором при формировании славян. Восточноевропейская равнина за счёт своей обширности повлияла на все ветви индоевропейской группы, способствуя развитию общинного строя, но предки славян придерживаются собственного пути, отличающего их от прочих парадоксальным миролюбием.
   Звучали и другие выступления, послания из славянских стран. Участники рассматривали широкий спектр вопросов, а после пленарного заседания в первый день приступили к детальному рассмотрению их на специализированных секциях. Результаты обсуждений программы были отражены в резолюции и закреплены президиумом в ходе пленарного заседания 23 мая, когда собор утвердил заключительные документы и объявил об учреждении Всеславянского союза.
   

Филипп ЛЕБЕДЬ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION