01.11.2013: ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ УЧЕНЫЙ
К 180-летию со дня смерти Андрея Тимофеевича Болотова

   
   
   Андрей Тимофеевич Болотов родился 7 октября 1738 года в с. Дворяниново Тульской губ. в обедневшей дворянской семье. Участвовал в Семилетней войне 175663. В 1762 в чине капитана вышел в отставку и в родовом поместье Дворяниново стал заниматься опытной работой в сельском хозяйстве.
   В 1778-79 издавал журнал «Сельский житель» (один из первых русских агрономических журналов). В сентябре 1779 в Москве познакомился с Н. И. Новиковым. Редактируя в 1780-89 журнал «Экономический магазин», сблизился с М. М. Херасковым, Е. И. Костровым, Ф. П. Ключаревым, Н. М.
   Карамзиным, В. А. Левшиным, И. П. Щербатовым, М. С. Бороздиным и др. В 1790-1807 Болотов — один из наиболее деятельных членов Вольного экономического общества (ВЭО), поместил в его «Трудах» несколько сотен статей по агрономии, ботанике, садо- и лесоводству, организации помещичьего и отчасти крестьянского хозяйства. Через ВЭО поддерживал связь с представителями экономической науки (А. и Э. Эйлерами, П. С. Палласом, И. И. Лепехиным, Ф. И. Гмелиным, Н. Я. Озерецковскими др.). В 1794 избран почетным членом Саксонского королевского общества, с 1828 — почетнымчленом Московского общества сельского хозяйства. В 1822-30 активный сотрудник «Земледельческого журнала».
   Болотов изучил специфику возделывания сельскохозяйственных культур в различных климатических поясах России, опубликовал в «Трудах» ВЭО свои сочинения о разновидностях злаков, пропагандировал их новые сорта (в т. ч. пшеницу — «ледянку»), дававшие хорошие урожаи в центральных районах России. Уже в 1760-х Болотов осознал низкую продуктивность трехпольной системы севооборота. Доказывая экономическую невыгодность дробности помещичьих земель, Болотов первым ввел термин «черездесятинщина» (с XIX в. «чересполосица»). Один из путей интенсификации сельского хозяйства Болотов видел в систематическом удобрении земли (в 60-х гг. XVIII в. применялось относительно редко).
   Болотов вводил в практику многопольные севообороты, добивался увеличения плодородия земли внедрением травосеяния (клевера, люцерны), а также посевомзерновых и бобовых (овса, гречихи, гороха). Болотов внес значительный вклад в научное обоснование региональных приоритетов конкретных огородных и садовых культур, создал рукописное 7-томное описание сортов яблонь и груш (в т. ч. выведенных им самим) с 660 рисунками. Болотову принадлежит идея заведения в России садоводческих питомников, разработка принципов их организации. Болотов — активный сторонник внедрения новых сельскохозяйственных культур: одним из первых в 1790-х начал сеять английскую горчицу, различные сорта картофеля и др. Ему принадлежит приоритет в деле создания первой научной классификации сорных трав и в разработке мер эффективной борьбы с сорняками. Труд Болотова «О разделении полей» был первым руководством по введению севооборотов и организации с.-х. территорий. Болотов разработал приемы агротехники в зависимости от зональных почвенно-климатических условий, ряд научных приемов внесения удобрений, приемы борьбы с сорными растениями.
   В 1779-97 управлял имениями дворцового ведомства Тульской и Московской губерний.
   Болотов оставил глубокий след и в русской экономической мысли. Не считая погоню за прибылью главной целью развития хозяйства, Болотов вместе с тем во главу своих предприятий ставил экономичность и рациональность, основанные на точном научномрасчете. Целью своей жизни он считал преобразование сельскохозяйственного производства на основе собственных научных достижений. Активно работал над новыми видами растений и формами сельскохозяйственного производства. Болотов выступал против некритического переноса на русскую почву иностранных видов и сортов растений, чужеземной практики возделывания полевых культур без учета местных условий. Болотову принадлежит множество открытий мирового значения, среди которых обоснование выгонной системы земледелия. Научные разработки в этой области позволили ему заложить основы учения о системах земледелия, дать практические рекомендации по организации и землеустройству территории, а также по введению многопольных севооборотов.
   Продолжая развивать русские национальные традиции домостроительства, он совмещал крайнюю бережливость с готовностью затрачивать значительные средства на создание новых сортов и видов сельскохозяйственного производства, заботу о своих крестьянах со строгим отношением к ним, многопрофильность хозяйства со специализацией его по ряду передовых культур.
   В подведомственной ему деревне Болотов за счет внутреннего производства обеспечивал почти все потребности населения.
   Книга Болотова «Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтобы по ней и исполнять» стала первымрусским пособиемпо организации труда в сельском хозяйстве.
   Философские взгляды Болотова основывались на необходимости: 1) согласовывать философию со Священным Писанием ; 2) не ограничиваться одной верой, но опираться также «на ясные доводы и тонкие философические доказательства» и подкреплять религиозные положения здравыми философскими рассуждениями ума; 3) знать и изучать связанную с натуральным богословием»науку о мире» — «физику» (по господствующим тогда в России понятиям в нее входили все естественные науки), при этом»физика» должна помочь познать «разум», «премудрость» и «промысел» Бога в природе, «божественную гармонию» и красоту природы. Познание Бога, мира и человека — самое нужное, по Болотову, из всех познаний человеческих. В центре философии находится «общее» — сущность Бога, строение природы, порядок, установленный в ней Богом. В духе теоцентризма Болотов доказывал, что перед Богом человек «прах и ничто». Темне менее его волновали также проблемы антропологии, особенно этики; он стремился «сопрягать физику с нравоучением, причем полагал, что в сфере морали должен действовать не только «закон откровенного слова», но также «закон естества и натурального права». Примыкая в своей основе к православно-христианскому этическому ригоризму, а частью к стоицизму, этика Болотова выходила в ряде пунктов за их пределы. Всячески открещиваясь от возможных обвинений в эпикуреизме, Болотов тем не менее шел именно в этом направлении, когда отстаивал свою концепцию «веселия» как способа отогнать грусть, недовольствие, скуку, подчеркивал ценность первого и коренного желания человека — его стремления к совершенству. Болотов считал, что от природы человек больше расположен ко злу, чем к добру, но призывал смотреть на людей прежде всего с хорошей стороны, а не с «худой».
   Болотов был решительным противником масонства, рассматривая его как антихристианскую, антирусскую силу. Когда Болотову предложили вступить в масонскую ложу и прельщали разными выгодами тайного «братства», он ответил: «Прошу покорно меня от него уволить. Все, что вы ни говорите в похвалу вашему обществу, мне уже давным-давно известно, и вы не первые, а меня уже многие и многие старались преклонить ко вступлению в масонский орден и в другие секты и общества... (не вступать в них) обязует нас... наш христианский закон, думаю, что нам и тех должностей и обязанностей довольно, какими он нас к исполнению обязует, и что нет никакой нужды обязывать себя какими-либо другими должностями, а нам дай Бог, чтоб и те только исполнить, которыми обязует нас христианская вера».
   В начале 2014 года выйдет подготовленная Институтом русской цивилизации полная версия выдающихся «Записок» Андрея Тимофеевича Болотова в 3-х томах.
   

Д. КУЗНЕЦОВ


   



  Copyright ©2001 "Русский Вестник"
E-mail: rusvest@rv.ru   
Error: Cache dir: Permission denied!

Rambler's Top100 TopList Rambler's Top100
Посадка и уход за садом и огородом

технический дизайн ALBION